Конспект НОД по опознавательному развитию на тему: «Народные промыслы» для детей от 6 до 7 лет
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Бирюкова Полина Сергеевна

Методическая разработка: практикум. Практическое занятие по познавательному развитию с целью усвоения нароного творчества России у детей подготовительной группы.

Цель: Закрепить формирование представления детей о русско-народных промыслах Центральной России.

Задачи:

  • Продолжить формировать знания об особенностях  изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
  • Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
  • Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Оборудование: Различные изделия народного творчества; иллюстрации;  образцы для рисования; компьютер, экран, проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Народные промыслы» для детей от 6 до 7 лет

Воспитатель: Бирюкова Полина Сергеевна

Цель: Закрепить формирование представления детей о русско-народных промыслах Центральной России.

Задачи:

  • Продолжить формировать знания об особенностях  изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
  • Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
  • Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Оборудование: Различные изделия народного творчества; иллюстрации;  образцы для рисования; компьютер, экран, проектор.

Ход занятия:

  • Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у нас на столах? (Ответы детей) Правильно, это изделия народного промыслы? А что такое народные промыслы? (Это то, что мастерили люди на Руси)

В.: Своими  руками  русские  люди творили  чудеса: делали посуду,  игрушки  и  много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: гжель, филимоновские игрушки, деревянная посуда расписанная узором хохломы, и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Ну что, готовы узнать больше о народных промыслах? Тогда отправляемся в прошлое.

  • Основная часть:

В.: Самым распространенным (часто встечающимся) материалом является глина, вы знаете из чего, и как делают глину? (Ответы детей) Правильно, после изготовления глины, из нее вылепливают различные игрушки и предметы быта, после чего высушивают в течении 3-4 дней, а затем раскрашивают.

Первой остановкой на нашем пути стали изделия из глины.

Дымковская игрушка.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Какой узор характерен для дымковской игрушки? (Кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии)

Дальше мы узнаем о Филимоновской игрушке. Что вы можете о ней рассказать? (Ответы детей)

Чтоб немного потрудиться  

И работой насладиться,

Выходила молодица

С коромыслом за водицей.

Пусть немного молодится

Белолица молодица,

Но нельзя не надивиться

На такую на девицу.

В Филимонове девицу

С соблюдением традиций

Создавала мастерица,

Будем ею мы гордится!

Филимоновский промысел пришёл к нас из деревни Фелимоново. В этой деревне лепили посуду из глины, а потом очень-очень долго обжигали ее в специальной печи. После чего, она меняла цвет. Между посудой, мастера выкладывали вылепленные игрушки. Форма у игрушек вытянутая. Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги) Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

Дыхательная гимнастика «Свистульки» (Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист).

После Филимоновской игрушки мы узнаем о Гжели.

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.

В.: Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? (Синим и голубым)

В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Следующая остановка роспись по дереву.

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (Из травки, листочков, ягод.)

В.: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду,  расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке:  «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»

Дальше с вами мы узнаем о Полхов – Майданская росписи.

В.: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полховский - Майдан. Рядом с селом находиться большое количество лесов, а в лесах растет много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот так и появилась Полхов – Майданская роспись.

Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана? (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

Элементами росписи являются яркие и разноцветные ягодки и цветочки.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Это стихотворение про Богородскую игрушку, что вы можете мне про нее рассказать? (Ответы детей, помощь воспитателя в составлении рассказов)

Правильно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Изначально игрушки были неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Посмотрите ребята, как «волшебно» двигаются курочки на нашей игрушке, как будто клюют зернышки. В наше время игрушки могут раскрасить, но узорная резьба, как мне кажется, интереснее и необычнее.

Физминутка.

Отправляемся дальше, посмотрите какие красивые и необычные предметы декора. Такие вещи мастерили из папье-маше, все вы знаете, что это такое, мы в прошлом году мастерили вазу для мам. После создания формы и высушивания, грунтуют специальной глиной, позже предметы раскрашивали, а затем покрывали лаком, чтобы изделие блестело. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами. Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне. На изготовление предметов из папье-маше уходило 2 месяца, очень долгий срок.

Вот и заканчивается наше путешествие, ребята в следующий раз я расскажу вам о других народных промыслах: Жостовский промысел, Кружевоплетении, Павло-Посадские платки и о резьбе по кости.

  • Заключительная часть

Д/игра «Закончи узор»

В.: А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками  и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры.  Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

В.: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе

Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....

Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»

Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».

Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе - тема Народные промыслы

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе - тема Народные промыслы...

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "

Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...