"Редкие животные. заповедник Кировской области "Нургуш""
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Базыльникова Екатерина Владимировна

Материал содержит информацию о заповеднике "Нургуш", его животых и растениях, которые находятся под защитой и охраняются государством. Подобраны игры для закрепления полученных знаний. Информация очень наглядна и познавательна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Редкие животные. Заповедник Кировской области «Нургуш»»

Подготовила: педагог-психолог

1 квалификационной

 категории

Базыльникова Е.В.

Г. Киров, 2022

Цель: Формировать у детей экологическое воспитание.

Задачи:

  • Обучающая: дать детям представление о том, что такое заповедники и для чего они создаются. Познакомить детей с животным миром  заповедника Кировской области «Нургуш».
  • Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к обитателям заповедника. Развивать интерес, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
  • Воспитывающая: формировать у детей сознание того, что природу нужно беречь.

Оборудование: фото заповедника «Нургуш»; оформление: елки, грибы, цветы, игрушки животных и  птиц; фонограмма – уханье совы, звуки леса; Игрушка-гостья Сова с письмом; мусор- газеты, фантики, коробки от конфет, упаковки от чипсов, коробки от соков, одноразовая посуда пластиковая и бумажная, полиэтиленовые пакеты; запрещающие и разрешающие знаки на палочках от мороженного; картинки с изображением ушей и хвостов животных для игры «Кто спрятался?»; мяч; картинки с редкими животными Нургушского заповедника вперемешку с обычными животными; макет Красной книги; картинки-отгадки для загадок – солнце, вода, воздух; медали «Юный защитник природы» в почтовой коробке; мелкие фигурки растительного и животного мира для песочницы; картинки-эмоции для рефлексии.

Ход занятия:

Организационный момент.

     Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть веселыми, бодрыми и готовыми к занятию. Давайте поприветствуем друг друга и назовем свое имя и на первый звук своего имени назовем растение или животное.

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Мотивация занятия.

      Педагог-психолог: Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!

     А где можно увидеть множество различных растений и животных? (Ответ: в лесу).

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают тут охоту,

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых…

Что это? Как вы думаете?

(Ответ: заповедник.  К доске крепится фото заповедника.)

     Педагог-психолог: Правильно, это заповедник. А вы знаете, как называется заповедник нашей Кировской области? (Ответ: заповедник «Нургуш».)  Верно! А скажите, что такое заповедник? (Ответ: заповедник – это островок спасения природы от человека, богатство нашей страны. Здесь охраняются животные и растения.) Все верно! Вы молодцы!

Ой! Что это? (включается фонограмма - уханье совы)

     Кто-то ухает, вы не слышите? Как вы думаете, кто это? По-моему, так ухает в лесу сова, вы её нигде не видите. Посмотрите, у нашей гостьи что-то в клюве. (Педагог читает письмо.)

     Педагог-психолог: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я – Старичок-Лесовичок. Лес – мое царство. Здесь я слежу за  деревьями, растениями, птицами, рыбами, насекомыми и животными. Но в последнее время, моих друзей, остается все меньше и меньше. Чтобы защитить лесных жителей, мне необходимы помощники. Мне нужна ваша помощь. В последнее время мой заповедник «Нургуш» стали посещать туристы и многие из них совсем не умеют себя вести и поэтому мои подопечные стали покидать свои родные места и уходят в соседние леса. Помогите, пожалуйста, вернуть их обратно, в свой родной дом!»

     Педагог-психолог: Я предлагаю вам помочь Старичку-Лесовичку и отправиться в лес ведь мы с вами дружные и воспитанные ребята?! Готовы? Тогда в путь! (включается фонограмма - звуки леса)

     

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

(входим в комнату, оформленную под лес – елки, деревья, птицы, животные)

     Ребята! Какой кошмар! Прав был Старичок-Лесовичок – туристы не воспитанные совсем! Посмотрите, что оставили они после себя! (На полянке разбросан мусор – бумага, упаковки от чипсов, соков, пакеты полиэтиленовые и т.д.) Давайте поможем природе вздохнуть! Разберем мусор по пакетам!

     Игра «Разбери мусор» (дети разбираю мусор по пакетам – Бумагу в один, пластик в другой, пакеты в третий). Молодцы! Мы справились с заданием!

     Мне кажется, чтобы такого не повторилось, необходимо преподать урок хороших манер для наших туристов.

     Игра «Можно - нельзя»: У вас в руках знаки, кто мне скажет, что они обозначают? (ответы: знак запрещающий, знак разрешающий.) Я буду говорить правило, а ваша задача, поднять соответствующий знак – можно или нельзя.

Готовы!

  • Рвать цветы
  • Ломать ветки, рубить деревья
  • Беречь лес от пожара
  • Разжигать костры
  • Собирать мусор
  • Ходить только по тропинкам
  • Шуметь в лесу
  • Оставлять после себя мусор
  • Сажать деревья
  • Ходить и топтать траву и цветы на лужайках
  • Включать громкую музыку
  • Разорять гнезда птиц
  • Ловить насекомых
  • Разорять муравейники
  • Разрушать грибницы

     Молодцы! Я думаю, туристы запомнили правила поведения в заповедных  и обычных лесах.

     Педагог-психолог: Ребята, прислушайтесь, кажется, туристы  не только намусорили, но и распугали всех зверей и они попрятались за кусты, деревья, пни. Давайте их найдем?!

     Игра «Кто спрятался? (дети определяют и называют животных по изображению хвоста или ушей).

Но посмотрите, животные грустят. Они потеряли своих детенышей. Поможем их вернуть?

     Речевая игра « Кто чей?» (закрепление умения назвать животных и их детёнышей). Я буду бросать вам мяч и называть взрослое животное, а тот, у кого мяч – называет детеныша и возвращает мне мяч обратно. Готовы? Начинаем!

У медведицы….

У волка….

У лисы……

У совы….

У бобра…..

У черного аиста…..

У оленя….

У летучей мыши…….

У кукушки….

У ежа…

У вороны…..

У белки…..

У лося….

У кабана….

У бурундука…

У орла…

     Ура! Мы справились и вернули животным их детенышей.

     Педагог-психолог: А знаете ли вы, кто обитает в лесах Нургушского заповедника?

      Игра «Найди редких животных».  Предлагаю  из предложенных картинок выбрать тех, кто находится на грани исчезновения и живет в заповеднике «Нургуш». (Ребята выбирают и называют.) Молодцы! А скажите мне, пожалуйста, откуда мы можем узнать о тех животных, которых осталось очень мало? (Ответ: из Красной книги.) А почему эта книга называется Красной? (Ответы детей.)

Вы знаете, что такое светофор?

Какой цвет горит при опасности?

Правильно, красный цвет обозначает опасность. Он как красный сигнал светофора – предупреждает, осторожно может случиться беда. В красную книгу заносят всех животных и растения, которых на земле осталось очень мало. Они могут исчезнуть совсем.

     

Физкультминутка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны).

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклоны в стороны)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх).

В лес придти мы все успели,

На пенечки все присели. (Дети садятся).

    Отдохнули? Тогда присаживаемся на пенечки – подушки. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос  - важна ли природа для человека? (Ответы.) Природа имеет важное значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить не возможно. А что именно подскажут загадки – это задание от Старичка-Лесовичка:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет (солнце).

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух).

- А без воздуха можем мы прожить?

Меня пьют.

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто такая? (вода)

(картинки – ответы крепятся на доску)

     Педагог-психолог:   Солнце, воздух и вода – это природа. А какая это природа? (Ответ: неживая.) Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека. А может человек губить природу? (Ответ: мусорит, рубит деревья, убивает животных.)  Да, но этого делать нельзя, потому что в природе всё взаимосвязано (ответы детей).

     Игра «Три стихии» (педагог бросает ребенку мяч и называет объект природы, а ребенок должен назвать стихию, к которой относится этот объект. Например: лиса – земля, сорока – воздух, дельфин – вода (скопа, медянка, бобер, грызун-Соня, осетр, сибирскийуглозуб, прудовик, сапсан, черный аист, слизень, кулик-сорока, павлиний глаз, парусник аполлон, европейская норка, орлан-белохвост, зимородокобыкновенный, ушастая сова, кувшинка четырехгранная, летучая мышь).

     Ну, что, вы молодцы! Я думаю, что наши невоспитанные туристы запомнили все то, чему мы их сегодня научили! Мы вернули всех животных в заповедник и выполнили просьбу Старичка-Лесовичка. Он вам за это прислал медали «Юный защитник природы».

     

     В завершении нашего путешествия, хочу предложить вам заселить наш заповедник (коллективная работа в песочнице).

Писатель Евгений Евтушенко писал:

Береги эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Молодцы! Здорово получилось!

 Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу) 
Травку трогали руками 
(присаживаются на корточки и «гладят»  травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели, 
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают  на двух ногах  друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)

     Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Что запомнилось больше? Узнали ли вы что-то новое для себя? (ответы детей на вопросы).

     Рефлексия: «Мое настроение» (зарисовка). Сейчас я предлагаю вам ассоциировать свое настроение и сказать:

«Моё настроение похоже на….»

1. Солнышко;

2. Солнышко с тучкой;

3. Тучку;

4. Тучку с дождиком;

5. Тучку с молнией.

     Замечательно! Вы молодцы! Мне было очень приятно с вами работать! До свидания! До новых встреч!

ПИСЬМО

«Здравствуйте, мои дорогие друзья!

Я – Старичок-Лесовичок. Лес – мое царство. Здесь я слежу за  деревьями, растениями, птицами, рыбами, насекомыми и животными. Но в последнее время, моих друзей, остается все меньше и меньше. Чтобы защитить лесных жителей, мне необходимы помощники. Мне нужна ваша помощь. В последнее время мой заповедник «Нургуш» стали посещать туристы и многие из них совсем не умеют себя вести и поэтому мои подопечные стали покидать свои родные места и уходят в соседние леса. Помогите, пожалуйста, вернуть их обратно, в свой родной дом!»

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkTmn8mmL7zNAC9Q4RzqnguqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic  https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/366/879/original/vector-a-thunder.jpghttps://s.poembook.ru/theme/a7/89/90/4bde25ad28182754048f1647e241a6e8b3957a5e.jpeg https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2021/04/52751af8fd5077531ebf0d4e5f973257.jpghttps://starwars-galaxy.ru/800/600/https/mdou73.ru/upload/iblock/208/solnyshko.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТИГР –РЕДКОЕ ЖИВОТНОЕ, ЗАНЕСЕННОЕ В КРАСНУЮ КНИГУ» НОД в подготовительной группе

Тип: познавательныйВид: фронтальныйТема: «Тигр – редкое животное, занесенное в красную книгу»Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».Цель: создание усл...

Конспект экологической конференции "Редкие животные и птицы Алтайского края"

Экологическая конференция представляет собой одну из форм работы по экологическому воспитанию. Это новая форма массовой работы(участники-педагоги, дети, родители, узкие специалисты, библиотекарь) и пр...

РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Знакомство детей с животными, занесёнными в Красную книгу....

«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области»

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» дошкольного образования....

Дидактические игра " Собери и назови редких животных нашего края"

Цель: хорошо знать животных нашего края, самостоятельно собирать разрезные картинки, развивать моторики рук. ...

Папка-передвижка для родителей "Редкие животные и птицы из Красной книги Красноярского края"

Папка-передвижка для родителей "Редкие животные и птицы из Красной книги  Красноярского края"...