Проект "Путешествие Капельки"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Трусиенко Марина

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.  Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Проведение игр с водой может способствовать развитию мотивации к речи детей младшего дошкольного возраста.

С целью расширения знаний и представлений у детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей, формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, коррекции и развития речи детей, был разработан проект «Путешествие Капельки» для детей второй младшей группы.

Проект будет реализовываться через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности: игровую, речевую, познавательную, продуктивную, экспериментальную, творческую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_kapelki.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

              Проект  «Путешествие Капельки»

                  Трусиенко Марина Тимофеевна

                   воспитатель высшей квалификационной категории

                   Плотникова Татьяна Николаевна

                    учитель-логопед высшей квалификационной категории

                                          Красноярск, 2022

Авторы проекта: Трусиенко Марина Тимофеевна, воспитатель второй младшей группы "Солнышко", МАДОУ №322 «Морозко», Плотникова Татьяна Николаевна, учитель-логопед второй младшей группы «Солнышко», МАДОУ № 322 «Морозко».

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель, учитель – логопед.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь 2022г. - май 2023г.

Актуальность проекта:

 Наш город Красноярск стоит на великой реке Енисей. Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. К сожалению, все меньше остается чистой воды на земле. В большинстве случаев загрязнение пресных вод остается невидимым. Люди загрязняют воду: бросают мусор в воду, сливают отходы производства, нефтепродукты, рассыпают удобрения на полях и после дождей нитраты уходят в грунтовые воды, а затем в реки. От грязной воды гибнет рыба и болеют люди.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.  Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Проведение игр с водой может способствовать развитию мотивации к речи детей младшего дошкольного возраста.

С целью расширения знаний и представлений у детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей, формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, коррекции и развития речи детей, был разработан проект «Путешествие Капельки» для детей второй младшей группы.

Проблема проекта: Дети мало знают о свойствах воды,  зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, животных и растений, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель проекта:

Развитие представлений о природном объекте – вода, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР во второй младшей группе.

Задачи проекта:

1.Подвести детей к пониманию:

  • вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой - снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
  • в воде растворяется соль, сахар, гуашь;
  • вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
  • роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей:

  • вода бывает холодная, теплая, горячая;
  • вода течет, журчит, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты.

4. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

5. Стимулировать речевую деятельность, минимизировать речевой негативизм;

  • Развивать произносительные навыки;
  • Развивать понимание речи;
  • Развивать слуховое восприятие и внимание;
  • Развивать диафрагмальное дыхание;
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • Способствовать формированию лексико-грамматического строя речи;
  • Развивать навыки связной речи.

6. Развивать наблюдательность, мышление, память, сравнивать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, делать выводы.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Познакомились со свойствами и функциями воды.
  • Повысили интерес к экспериментальной деятельности.
  • Расширился активный словарный запас, улучшились произносительные навыки.
  • Научились бережно относиться к природе.

Для педагогов:

  • Пополнилась предметно-развивающая среда в группе для развития речи и экспериментальной деятельности детей.
  • Повысили свою компетентность в вопросах организации в различных видах детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Для родителей:

  • Получили знания о развивающем и воспитывающем потенциале воды, ее роли в игровой деятельности ребенка.
  • Научились организовывать совместные игры с ребенком.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Ресурсы

Ресурсы

Имеющиеся ресурсы

Запрашиваемые ресурсы

1

Кадровые

Воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель

Не требуются

2

Материально-технические

Групповое помещение, интернет, компьютер, МФУ, мультимедийное оборудование, ламинатор, телефон, расходный материал (картон, бумага, листы для ламинирования, краски, гуашь, карандаши, контейнера, сосуды, ткань, фетр, соль, сахар), бросовый материал

Не требуется

3

Информационно-методические

Интернет-ресурсы, методическая литература

Не требуется

Проект будет реализовываться через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности: игровую, речевую, познавательную, продуктивную, экспериментальную, творческую.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Основные мероприятия организации проекта

Срок реализации

          Участники

I этап - подготовительный

1

Изучение и подбор литературы по теме проекта

1-2 неделя октября, 2022 г.

Воспитатель, учитель-логопед

2

Пополнение предметно-развивающей среды:

-подбор художественной литературы, детских энциклопедий;

-составление картотек загадок, стихов, потешек;

-составление картотеки опытов с водой;

-подготовка игрового оборудования для проведения Аква игр.

1-4 неделя октября, 2022 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

3

«Круглый стол с родителями», тема: «Знакомство с темой проекта» (привлечение родителей к созданию дидактической куклы Капелька, подбору оборудования для проведения Аква игр, опытов, экспериментов с водой).

2 неделя октября, 2022 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

4

Беседа с родителями «Как познакомить детей с водой» (просмотр мультфильмов)

3 неделя октября, 2022 г.

Воспитатель, родители

II этап - основной

1

Беседа-игра «Капелька приходит в гости»

1 неделя ноября, 2022 г.

Воспитатель, дети

2

Практикум «Проведение артикуляционной гимнастики. Аква игры»

4 неделя октября, 2022 г.

Учитель-логопед, родители

3

«Уроки Капельки» (формирование культурно-гигиенических навыков)

Ноябрь-декабрь, 2022 г.

Воспитатель, дети

4

Аква игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика

Ноябрь-декабрь, 2022 г.

Учитель-логопед, дети

5

Развлечение «Хоровод потешек»

3 неделя ноября, 2022 г.

Воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети

6

Беседа-игра «Зимняя сказка. Превращение Капельки».

1 неделя декабря, 2022 г.

Воспитатель, учитель-логопед, дети

7

Папка – передвижка для родителей «Что такое вода. Факты сегодняшнего дня».

2 неделя декабря, 2022 г.

Воспитатель, родители

8

Консультация для родителей «Аква игры для развития дыхания»

3 неделя декабря, 2022 г.

Учитель-логопед, родители

9

Веселые игры с водой, с красками и льдом «Украшаем Новогоднюю елочку»

4 неделя декабря, 2022 г.

Воспитатель, учитель-логопед, дети

10

Творческая работа – изготовление книжек-раскладушек «Приключения Капельки»

1-2 недели января, 2023 г.

Воспитатель, родители, дети

11

Выставка книжек -раскладушек

3 неделя января, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед

12

Консультация для родителей «О важности игр, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи. Аква игры для развития речи»

4 неделя января, 2023 г.

Учитель-логопед, родители

13

Аква игры для развития речи

Январь-февраль, 2023.г.

Учитель-логопед, дети

14

Создание фигур из снега «В гостях у сказки»

1 неделя февраля, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

15

Изготовление макетов «Кому нужна вода»

1-2 неделя февраля, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

16

Уроки Капельки «Юные экологи»

3 неделя февраля, 2023 г.

Воспитатель, дети

17

Мастер-класс для детей «Папа может, папа может. Опыты с водой»

4 неделя февраля, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

18

Аква игры для развития произносительных навыков.

Март-апрель, 2023 г.

Учитель-логопед, дети

19

Консультация для родителей

«Автоматизация поставленных звуков, игровые методы и приемы»

1 неделя марта, 2023 г.

Учитель-логопед, родители

20

Квест-игра «По следам Капельки»

2 неделя марта, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

21

Создание мини-музея «Волшебница вода», презентация музея для детей других групп ДОУ. Открытие музея, посвященное Всемирному Дню воды, 22 марта.

1-3 неделя марта, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

22

Экологическая сказка для детей «Путешествие Капельки» с участием родителей

1 неделя апреля, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед,  родители, дети

23

Подготовка и показ сказки с участием детей «Под грибом» для родителей

2-4 неделя апреля, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители, дети

24

«Мы - исследователи» опыты и эксперименты с водой

Октябрь 2022г.-апрель 2023г.

Воспитатель, родители, дети

25

Изготовление буклетов для родителей: «Бережное отношение к воде», «Водяные превращения. Опыты в домашних условиях», «Аква игры для развития речи», «Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Игры с водой».

Октябрь 2022г.-апрель 2023г.

Воспитатель, учитель-логопед

III этап – заключительный

1

Итоговая диагностика (мониторинг речевого развития, педагогическое наблюдение)

1-2 неделя мая, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, дети

2

Подведение итогов проекта: Круглый стол «Чему мы научились? Что мы узнали?»

1-4 неделя мая, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

3

Путешествие по мини-музею «Волшебница вода»,  -  дети приглашают  родителей

Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети

4

Фотоальбом «Мы маленькие исследователи»

Воспитатель, родители

5

Фотоколлаж «Нам было весело и интересно» (отчет о проделанной работе)

4 неделя мая, 2023 г.

Воспитатель, учитель-логопед

Оценка результатов реализации проекта

Критерии оценки проекта:

- Показатели педагогической диагностики и мониторинга речевого развития детей;

-Степень заинтересованности участников проекта;

-Анализ проведенных мероприятий; отзывы родителей и педагогов ДОУ;

-Возможность дальнейших перспектив развития данного проекта.

        

Устойчивость проекта

Риски

Способы их коррекции

1

Снижение детского интереса к теме «Вода» из-за возрастных особенностей.

Постоянное использование игровых технологий, сказочных персонажей, Аква игр и экспериментов с водой.

2

Не включенность родителей в проектную деятельность

Повышать интерес родителей посредством консультирования по теме проекта, вовлечения в творческую деятельность совместно с детьми, акцент на успешности ребенка в рамках проекта.

Распространенность проекта

По итогам проекта педагоги и дети группы «Солнышко» предлагают совершить путешествие по мини-музею «Волшебница вода» детям и педагогам других групп ДОУ, где будет предложено познакомиться со свойствами воды, способами взаимодействия с водой (экспериментирование)  Аква играми. Всем будет предложено максимум разумной свободы действий.

Для родителей второй младшей группы «Солнышко» подведение итогов проекта пройдет за Круглым столом «Чему мы научились? Что мы узнали?».  Будет предложено путешествие по мини-музею «Волшебница вода»,  -  где дети смогут поделиться новыми знаниями и впечатлениями.

Информация по проекту и наработанные материалы будут размещены на официальном сайте ДОУ.

                        Бюджет проекта

Бюджетом проекта являются имеющиеся ресурсы ДОУ, в которые входят информационно-методические, кадровые и материально-технические ресурсы. Проект не предусматривает финансовых затрат, так как ДОУ имеет необходимые ресурсы для реализации проекта. Родители были ознакомлены с темой проекта, заинтересованы его результатом, поэтому согласны оказывать активную помощь в поиске, приобретении расходного материала для пополнения предметно-развивающей среды группы в рамках темы проекта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...