Проекты по экологии для старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кудряева Мария Николаевна

Предлагаю проект для совместного творчества детей, воспитателя и родителей.Осуществление проекта проводилось по разделам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Берегите воду22.39 КБ
Файл Перелетные птицы90.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

города Ржева Тверской области

Проект по экологическому воспитанию на тему:

«Вода - это жизнь и здоровье. Берегите воду»

                                                          Выполнила :

                                           воспитатель Кудряева М.Н.  

   

                                            2017г.

Тип проекта: краткосрочный, информационно- исследовательский.

Срок проведения: три недели(с1 по 24 июня).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

                                                  Введение:

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние 30 лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют .Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных , эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Воспитание экологической культуры – это долгий путь формирования правильных способов взаимодействия  с природой. Понимание элементарных связей , существующих в природе , чувство сопереживания всему , действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы- вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту , в частности, научить детей бережно и экономно относится к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

                                            Актуальность:

Вода играет огромную роль в жизни человека .К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Важно научить детей бережно и экономно относиться к воде. Сформировать у детей убеждение ,что красота и творения природы бесценны , и потому их необходимо бережно охранять.

                                                 Цель:

Формирование у детей осознанного , бережного отношения к воде , как к важному природному ресурсу.

                                               Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о воде , о воде , как средстве обитания растений , животных , человека.
  • Дать представление о процессе воды из одного состояния в другое(пар-вода).
  • Развивать познавательные , творческие способности.
  • Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к воде, экологическое сознание.
  • Развивать речь , усложняя формы речевого общения -монолог , вопросно – ответные диалоги , коллективное обсуждение.

Этапы  реализации  проекта:

Первый  этап: Организационный.

  • Уточнить знания  детей о воде: ее свойствах и состояниях, о ее значении в жизни человека, животных, растений. Об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.
  • Рекомендации родителям о правилах поведения в природе, на воде.
  • Совместная деятельность педагога с детьми ,рисование напоминающихся знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», «Не бросай мусор в воду».
  • Создание наглядных пособий , подбор материала.

Второй этап: Теоретический.

          Изучение и подбор педагогической и справочной литературы,       иллюстрационного  материала в соответствии с темой проекта с         учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

Третий этап: Практический.

          Расширение представление о воде, как среде обитания растений, животных, человека. Воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе воды. Закрепление полученных знаний.

Реализация проекта через разные виды деятельности

1.Беседы: «Вода источник  жизни», «Правила поведения на воде», «Бережное отношение к воде».

Уточнить знания о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде и безопасного поведения на воде.

2. Рассматривание глобуса и карты мира.

Дать первые необходимые знания о нашей неповторимой планете.

3. Чтение сказки «Дождик»           Т. Крюкова.

Познакомить со сказкой, вызвать эмоциональный отклик.

4. Загадки, пословицы и поговорки о воде.

Закрепить знания о воде.

5. Наблюдение за осадками во время прогулки.

Развивать интерес к явлениям природы.

6. Рисование «Вода, вода - кругом вода».

Развивать творческие способности, фантазию, воображение.

7. Экскурсии к водоемам: на речку Холынка , к роднику.

Воспитывать интерес , наблюдательность , любовь к природе воды ,значение воды в ж.

изни людей , животных , растений.

8.Опыты с водой.

Закрепить свойства воды , фильтрование воды.

9.Конструирование из природного материала «Кораблик».

Развивать творчество ,самостоятельность.

10. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в водное царство».

В игровой форме закрепить знания детей о знании воды для жизни и здоровья.

11. Подвижные игры: «Ручеек», «Капелька».

Создать радостное настроение , желание участвовать в играх. Развивать двигательную активность.

Четвертый этап:  Заключительный.

  • Организация показа слайдов для детей по теме.
  • Оформление плаката, знаков,  стенгазеты с рисунками детей по теме.
  • Проведение опытов по фильтрованию воды.
  • Изготовление папок (загадки, пословицы, поговорки, стихи).

                                 Ожидаемые  результаты.

  • Дети имеют представления о воде, ее состоянии, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле ,о необходимости беречь воду, а это значит , беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.
  • Формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
  • Развитие у детей творческих способностей, инициативы , фантазии.
  • Умение работать в группе, договариваться, доводить работу до конца.
  • Участие родителей  и детей.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 города Ржева Тверской области

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 4

АВТОР ПРОЕКТА:

КУДРЯЕВА МАРИЯ  НИКОЛАЕВНА

ТЕМА:

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

https://raskraskindom.ru/images/ptichki/snegir/raskraski-snegir-5.jpg

2021г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Тип проекта: краткосрочный, информационный - познавательный.

Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Проблема: Как помочь зимующим птицам?

Материал и оборудование: шапочки – ободки птиц,  записью голосов птиц, атрибуты к подвижным играм, набор дидактических игр о птицах, бумага, карандаши, краски, трафареты силуэтов птиц, ножницы, клей, изображение зимующих птиц в формате «Презентации», разнообразный корм для кормушек (семена), альбомы с иллюстрациями, изображающими зимующих птиц, консультация по изготовлению кормушек из бросового материала, памятка-рекомендация «Как кормить птиц».

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1-й этап. Подготовительный.

· Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

· Составление плана работы.

· Обсуждение срока выполнения работы.

· Создание необходимых условий для реализации проекта.

· Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

· Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

2-й этап. Основной.

1-й день. Беседа «Что мы знаем о птицах нашего города?»

Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам,

внешнему виду; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; воспитание любознательности, внимания, навыков доброго отношения к птицам. (Приложение 1)

Аудио прослушивание голосов птиц. Цель: развивать слуховое восприятие; закрепить умение угадывать птиц по голосу. Игровое упражнение «Птичья столовая». Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц. (Приложение 5.)

2-й день. Чтение художественной литературы о птицах: В. Звягиной «Воробей», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин, Т. Евдошенко «Берегите птиц».

 Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах; вызвать желание помочь птицам зимой. Пальчиковая игра: «К кормушке»; развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать движения с текстом. (Приложение 5.)

 Презентация иллюстраций с изображением зимующих птиц и оформление фотоальбома «Зимующие птицы нашего края». Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус.

3-й день. Наблюдение за птицами, прилетающие на участок детского сада.

Цель: формировать представления о зимующих птицах; воспитывать желание заботиться о птицах, зная о пользе птиц в природе. (Приложение 3.) Сбор семян для подкормки птиц в зимний период. Цель: вызвать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать умение трудиться сообща. (Приложение 3.) П/и «Собачка и воробьи». Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. (Приложение 5.) Этюд: «Воробушек». Мимические упражнения. Цель: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие умения передавать точный образ.

(Приложение 4.)

4-й день НОД «Зимующие птицы нашего края». 

Цель: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, воспитывать доброжелательное отношение к птицам. (Приложение 2.) Изготовление кормушки и птиц: «Птичья столовая». Цель: закрепить внешний вид птиц, знания о корме для птиц; совершенствовать умение аккуратно вырезать по контуру и приклеивать. Д/и «Какой? Какая?», «Один – много», «Найди двух одинаковых птиц». Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных, подбирать антонимы к словам, внимание, мышление. (Приложение 5.) Речевое упражнение «Скажи наоборот», «Назови ласково». Цель: развивать умение подбирать антонимы к словам, образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова; внимание, мышление. (Приложение 5.)

5-й день Развешивание кормушек на участке  детского сада.

 Цель: привлечь родителей к изготовлению кормушек, вызвать желание подкармливать птиц зимой, прививать любовь к птицам. Экологическая инсценировка «Доживем до весны». Цель: активизация словаря, творческого воображения и фантазии; развитие умения передавать точный образ, четко произносить текст; воспитывать уверенность в себе. Подвижные игры.

3-й этап. Заключительный.

Подведение итогов.

· В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.

· У детей и родителей появилась заинтересованность к жизни зимующих птиц, желание им помогать.

· У детей наблюдалось развитие творческих способностей, познавательной

активности, коммуникативных навыков.

· У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Литература

1. Васильева, Н. А., Гербова, В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду, 2006.

2. Зверева-Андреевская, Е. Г., Монтазери, О. Н., Игошина, М. А. Окружающий мир. – ЮВЕНТА, 2006.

3. Киреева, Л. Г., Бережнова, С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград : Учитель, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Беседа «Что мы знаем о птицах нашего города?»

Задачи:

· образовательные: закрепить знания о зимующих птицах; уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; расширить представления детей о родном городе.

· развивающие: развивать интерес к живой природе, развивать стремление и желание получить новые знания о птицах, обитающих в нашем городе;

· воспитательные: воспитывать у детей чувство любви к животному миру, к родному городу; любознательность, внимание, навыки доброго отношения к птицам.

Материалы, оборудование: рисунки, фотографии зимующих и перелетных птиц, аудиозаписи голосов птиц.

ХОД :

Воспитатель спрашивает детей о том, в каком городе они живут. Выслушивает ответы детей и подводит итог.

Воспитатель. Мы живем в городе Ржев. В нашем городе много разных птиц. С наступлением холодов многие птицы улетели в теплые края. В холодное время года птицам очень трудно прокормиться, поэтому лишь некоторые остались зимовать в наших краях.

Сообщает детям, что сегодня будет разговор о птицах. Включается аудиозапись голосов птиц.

Вопросы:

1. Каких птиц вы узнали по голосу?

2. Можно ли их услышать сейчас в природе?

3. Почему нельзя?

4. Почему они улетели?

5. Какой корм едят эти птицы?

Воспитатель. Птицы улетели в дальние края, так как для них не стало корма. (Предложить детям назвать их одним словом (перелетные), показать на картинках.)

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие.) (Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц.) Посмотрите, кого вы здесь видите?

Воспитатель загадывает детям загадки о зимующих птицах. После того как дети их отгадают, воспитатель показывает соответствующее изображение птицы, рассказывает о ней.

Загадки.

Чик-чирик, к гнездышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Он долго дерево долбит

И всех букашек истребит,

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый, пестрый… (дятел).

Вот вещунья – белобока,

А зовут ее… (сорока).

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет,

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат: «Кар-кар-кар-кар!» (Ворона.)

Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день: тень-тень!

Угадайте-ка, что за птица?

То веселая… (синица).

Воспитатель. А еще в нашем городе  много голубей. Люди любят этих птиц и всегда подкармливают их. Этих птиц называют символом любви и мира. Где мы видели голубей? Что они ели на участке нашего сада?

Воспитатель с детьми вспоминает, какие птицы прилетают кормиться на участок, каких птиц можно увидеть в городе, около своего дома.

Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало. Поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица».

Дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку.

И пойдет веселый стук –

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Воспитатель. Отгадайте, кто поет «синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает)? А что делает воробей? (Клюет, прыгает, летает.) А сорока? (Прыгает, скачет по снегу.) Покажите, как она делает это. Синица? (Поет.) Покажем. (Низким и высоким голосом.) Голуби? (Воркуют: гур-гур-гур.) Покажем. Ворона? (Важно ходит, громко каркает.) Покажем.

Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье.) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они! Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Поиск еды в холодное

время года – главное занятие для птиц. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи. Синицы кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.

Еды больше в городе, поэтому и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают потом на участке детского сада, чтобы всю зиму подкармливать птиц.

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы нашего края» (для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Птицы нашего края»

Задачи:

· образовательные: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания; учить находить признаки сходства и различия.

· развивающие: активизировать внимание, память и мышление; совершенствовать диалогическую речь.

· воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе родного края; воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование: картинки и фотографии зимующих птиц; записи голосов птиц ; кормушки; корм для птиц.

ХОД

1. Организационная часть.

Доброе утро! – птицы запели –

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

– Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

Педагог. Что вы, ребята, представили сейчас?

Выслушиваются мнения детей.

– А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

– Почему?

– Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

2. Основная часть.

Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

Я предлагаю вам поиграть.

Игра на внимание «Прилетели птицы».

Педагог читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, воробьи, Комары и снегири,

Дятлы и лягушки,

Совы и ватрушки.

Поисково-исследовательская деятельность.

– Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных? (Ответы детей.)

– На столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице? (Ответы детей.)

– Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки некоторые птицы не выдерживают низких температур и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Перелётными.)

– Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает? (Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.)

Педагог. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы, ребята.

Но сначала отгадаем загадку.

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей.)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (рассказывает о воробье).

Ребенок 1. Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

Педагог. Верещунья, белобока,

А зовут её… (сорока).

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (рассказывает о ней).

Ребенок 2. Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

Педагог. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (рассказывает о ней).

Ребенок 3. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян любят сырое несолёное сало и мясо.

Педагог. Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел.)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (рассказывает о нем).

Ребенок 4. Дятел – большую часть времени проводит, сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

Педагог. Окраской – сероватая,

Повадка – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона.

Кто это? (Ворона.)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (рассказывает о ней).

Ребенок 5. Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Очень-очень важный взгляд.

Посмотрела вправо-влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу-ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнёздышко своё присела.

Педагог. Молодцы, ребята! Красивая получилась у нас выставка! Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие.)

Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»

На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»

Педагог. Ребята, подумайте, может, каких-нибудь птиц не назвали? (Снегирь, кукушка, голубь.)

Голубь. Часто мы видим эту доверчивую птицу. Она любит крупу и хлеб. Как голубь воркует? (Гру-гру.)

Голубя считают символом мира.

А сейчас каждый нарисует птицу, которая больше всего ему понравилась.

3. Заключительная часть.

Педагог. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц.)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Педагог. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу.

Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните: каждая птица предпочитает свой корм.

Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы.)

Педагог. Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

Приучите этих птиц

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое

главное, как я считаю, – вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Приложение 3

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: формировать представления о жизни птиц в холодное время года; развивать умение замечать характерные особенности строения птиц; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордиться; всякая птица своим клювом сыта; мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; птица чует, что холод будет.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ

Голуби, голуби,

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Воспитатель задает детям вопросы.

– Каких птиц вы видите на участке, на улице, около своего дома?

– Почему они прилетают к жилью человека?

– Зачем люди устраивают кормушки для птиц?

– Почему зимующих птиц надо подкармливать?

– Много ли птиц прилетает на наш участок?

– Что они едят?

– Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

– Есть ли кормушка возле вашего дома?

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей – чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли.

Трудовая деятельность: сбор семян для подкормки птиц в зимний период.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах, кормить их.

Подвижная игра «Вороны и воробьи».

Дети делятся на две группы: одна – воробьи, другая – вороны. По сигналу воспитателя «Вороны!» дети-вороны подражают движениям птиц, воробьи ждут своей очереди. По сигналу «Воробьи!» дети-вороны улетают, а дети-воробышки показывают повадки птиц.

Приложение 4

Экологическая инсценировка «Доживем до весны»

Цель: активизация словаря, творческого воображения и фантазии; развитие умения передавать точный образ, четко произносить текст; воспитание уверенности в себе.

Действующие лица: воробей, синица, сорока.

Оборудование: шапочки – ободки птиц.

Появляется взъерошенный воробей.

Воробей. Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка.

Синица. Бр-р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут?

(Замечает воробья.)

Воробьишка! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

Воробей. Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек,

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Синичка. Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока.

Сорока. Добрый день, синичка! Здравствуй!

Воробьишка, как дела?

Ой, не терпится похвастать –

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам что поесть:

Рассказала мне подружка

Про какие-то кормушки.

Дескать, дети есть такие –

Ну совсем, совсем не злые,

А как раз наоборот,

Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно.

Воробей. Перестань трещать, сорока,

О еде, о жизни легкой,

Да еще о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда,

Будто где-то ждет еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны.

Сорока возмущенно.

Сорока. Воробьишка, ты не прав!

Разузнала я вчера:

Эти славные ребята

Называются юннаты.

Так летим же в детский сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно.

Воробей. Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво.

Синица. А вот я бы полетела.

Что-то кушать захотела

Я еще два дня назад.

Кто со мною в детский сад?

Воробей. Так и быть, я полечу –

Я всю зиму есть хочу.

Все улетают.

Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку.

Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка. Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Воробей. Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Обращается к синичке.

Ты со мной согласна?

Синичка. Да!

Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

Психогимнастика. Пластические этюды.

Цель: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие умения передавать точный образ.

Воробушек

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

Положить руки на спину и раскачиваться.

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

Погладить левой рукой правую руку.

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

Разглаживать рукой «больную» ногу.

Мимические упражнения.

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.

Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

«Спаси птенца».

Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Приложение 5

Игры и упражнения

Пальчиковая игра.

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать движения с текстом.

К кормушке

Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику),

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Птички

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

Игровое упражнение «Птичья столовая».

Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут.) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку». (Сажают птицу на кормушку.)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Речевое упражнение «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение подбирать антонимы к словам, внимание, мышление.

Ворона большая, а воробей – какой? (Маленький.)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (Короткохвостый.)

Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (Короткоклювый.)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (Маленький и тонкий.)

У снегиря грудка красная, а у синички – …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей – …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково».

Цель: развитие языкового чутья, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.

Птица – птичка

Перо – … (перышко)

Крыло – … (крылышко)

Хвост – … (хвостик)

Клюв – … (клювик)

Синица – … (синичка)

Птенец – … (птенчик)

Воробей – … (воробышек)

Ворона – … (воронушка)

Голубь – … (голубок)

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных.

Игра проводится с «волшебным снежком».

Ворона – много ворон.

Сорока – много сорок.

Синица – много синиц.

Дятел – много дятлов.

Воробей – много воробьёв.

Подвижные игры. «Собачка и воробьи».

Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, на-учить имитировать их голоса.

Ход игры

Одного выбирают «собачкой», все остальные – «воробьи».

Скачет, скачет воробей (дети скачут),

Скок-поскок!

Скок-поскок!

Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив!Чив!Чив!»):

«Чив! Чив! Чив!»

«Чив! Чив! Чив!»

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик! (Повторяют: «Чик-чирик!»)

Чик-чирик!

Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. Воробьи разлетаются.

Игра проводится 2–3 раза.

«Птички, раз! Птички, два!»

Цель: научить детей выполнять движения по счёту.

Ход игры

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз! (Выставляют вперёд одну ногу.)

Птички, два! (Выдвигают другую ногу.)

Скок, скок, скок! (Скачут на обеих ногах.)

Птички, раз! (Поднимают одну руку.)

Птички, два! (Поднимают другую руку.)

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Хлопают в ладоши.)

Птички, раз! (Закрывают рукой один глаз.)

Птички, два! (Закрывают другой глаз.)

Всё, улетели!

Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Приложение 6

Памятка «Как подкармливать птиц»

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из-под молочных продуктов, а также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы

зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время, не откочевывая от нас в леса или дальше на юг. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий викторины по экологии для старших дошкольников "Тайны птичьего полета"

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут вик...

Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников

Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности...

Сценарий викторины по экологии для старших дошкольников "Знатоки природы"

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины...

Тематическое равлечение по экологии для старших дошкольников.

Тематическое развлечение по экологии призвано уточнить, обобщить и расширить знания детей старшего доошкольного возраста по флоре и фауне Кузбасса; развивать экологическое мышление и творческое вообра...

Викторина по экологии для старших дошкольников

Интеллектуальная викторина для старших дошкольников...

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...