Конспект НОД по теме «Птицы перелетные» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Степанова Анна Юрьевна

Цели: познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком), объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД образовательной области «Познание»

по теме «Птицы перелетные» для детей старшей группы

Цели: познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком), объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Материалы и оборудование: фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Ход занятия.

1. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись. 

 - Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)

 - А как вы догадались, что это лес?

 - Каких птиц вы знаете?

 - Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными?

2. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие». 

Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных)

3. Физминутка: подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки.

 - Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).

4. Беседа по рассказу «Прилетели грачи»
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

- Какие птицы прилетают весной первыми?

- Что сразу начинают делать грачи

- Где они вьют гнезда

- Когда они выводят птенцов?

Словарная работа. Объяснить  значение словосочетаний "предвестники весны", "гнезда вить", "вершина дерева".

4.Беседа о скворцах

 Воспитатель: Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! (Показывает картинку) Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать-и-мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают. А еще скворцы – настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем слагают свою песню: то ласточкой защебечет, то курицей закудахчет, то лягушкой заквакает. Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, и оказывают человеку помощь, защищая растения от вредных насекомых. Так, что это за птица? (Скворец).

 - Как называют домики, которые люди строят для скворцов?

 - А где живут скворцы, которым не хватило скворечников?

5. Пальчиковая гимнастика «Скворечник» 

Из скворечника торчат                  (Соединяем большой палец с указательным)

Клювы маленьких скворчат.                (Соединяем большой палец со средним)

Клювик раз,                                        (Соединяем большой палец с безымянны)

Клювик два,                                           (Соединяем большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки,                                                    (Сжимают и разжимают кулачки)

Голова.                                                                 (Рисуют в воздухе руками круг)

 - Весной  у птиц появляются птенцы. Давайте вспомним, как же можно их назвать.

5. Упражнение "Кто у кого" (с мячом) на образование супплетивных форм существительных.

У грача - грачонок и грачата.

У скворца - скворчонок и скворчата.

И так далее.

6. Загадки о перелетных птицах

Чёрный, проворный,

Кричит "Крак",

Червякам враг.

(Грач)

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - чёрное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер. На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец.

(скворец)

7. Беседа «Люди и птицы»

 - Почему птиц называют пернатыми друзьями?

 - Зачем нужны птицы?

 - Что люди делают для птиц?

 - Что случится, если птицы исчезнут?

 - За что вы любите птиц?

8. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме "Безопасный быт" для детей старшей группы

Конспект по теме "Безопасный быт" для детей старшей группы Цель: закрепить знания пожарной безопасности, прививать интерес к работе пожарного.Задачи:Образовательные1. Познакомить с труд...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

Конспект НОД. Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы)

Конспект НОД. Тема: «Юные финансисты»(для детей старшей группы) Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение з...

Конспект НОД. Тема: «Азбука денег» (для детей старшей группы)

Конспект ООД. Тема: «Азбука денег»(для детей старшей группы)Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения и...

Конспект ООД. Тема: «Открываем супермаркет» (для детей старшей группы)

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.Задачи:Научить определять разницу между «хочу» и...

Конспект ООД. Тема: «Музей денег» (для детей старшей группы)

Конспект ООД. Тема: «Музей денег»(для детей старшей группы)...