Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ 49 «Радуга»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Коврижных Ирина Владимировна

Содержание 1. Введение 2. Информационная карта проекта 3. План проекта 4. Реализация проекта 5. Литература Введение Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.). Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.). Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.). Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОО принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки. Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью педагога) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине. Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека. Информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года. На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной. Цель проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе. Задачи: - углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.); - формировать у обучающихся МАДОУ 49 «Радуга» основы экологической культуры; - познакомить с особенностями растений, произрастающих на пришкольной территории; - воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней; - провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы; - совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды. Тип проекта. Долгосрочный, познавательный. Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры обучающихся, расширит их кругозор, способствует формированию навыков труда в природе. Объект исследования: объекты природы и окружающей среды на территории МАДОУ 49 «Радуга». Предмет исследования: реализация эколого-просветительского потенциала экологической тропы. Место исследования: территория МАДОУ 49 «радуга» г. Серова свердловской области. Продолжительность реализации проекта: июнь 2020 - июль 2022 г. с продолжением дальнейшего расширения объектов экологической тропы. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта: • Познавательные беседы • Дидактические игры • Проведение наблюдений за объектами природы • Подвижные игры • Организация экскурсий по экологической тропе • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг • Чтение произведений о животных и растениях • Продуктивная деятельность: рисование, аппликации, лепка и др. • Составление сказок • Оформление материалов проекта Ожидаемые результаты • Интерес к познанию живого; • Стремление удовлетворить потребности живого организма; • Проявление гуманного отношения к живому. • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей. • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий. • Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы. Участники проекта: В реализации проекта принимают участие дети всех групп МАДОУ 49 «Радуга» , педагоги. Актуальность проекта Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине. Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту. Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года. На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропа» является актуальной. Информационная карта проекта Структуризация проекта Название проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ 49 «Радуга» г. Серова» Автор проекта Коврижных Ирина Владимировна Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования - Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Екатеринбург: «Ажур», 2018. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, с изменениями на 2018 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ Ценностно-целевые установки проекта Приоритетные направления государственной политики РФ • Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России, Свердловской области и города Серова как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России. • Воспитания экологической безопасности детей дошкольного возраста. • Формирование и развитие экологического сознания и поведения детей дошкольного возраста. • Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её. Исходные концептуальные положения проекта Гуманистическая, личностно-ориентированная система образования и воспитания экологически грамотных детей с дошкольного возраста, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования. Применяемые технологии • Технология критического осмысления • Технология взаимного обучения • Технология проектного обучения • Проблемно-модульное обучение • Диалог культур • Культурные практики • Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) • Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное) • Интегрированные технологии • Технология портфолио • Технология модерации (коучинг) Формы работы • Внеаудиторная самостоятельная деятельность детей • Информационная • Исследовательская • Проектно-исследовательская • Практико-ориентированная Форма организации групповая Учебно-методическое оснащение • Научная литература • Методическая литература • Нормативно-правовые документы • Энциклопедии Информационное оснащение • Печатные источники • Интернет-ресурсы Компоненты содержания Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования. Когнитивный - предусматривает получение обучающимися знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума. Деятельностно-творческий - предполагает включение детей дошкольного возраста в активную деятельность по экологическому образованию с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности. Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у детей дошкольного возраста готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Ключевые слова проекта Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности. Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. Реализация проекта 1 этап. Подготовительный Задачами реализации проекта на первом этапе являются: • вхождение в проблему, • вживание в игровую ситуацию, • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы. Проектная деятельность Задачи Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы 2 этап. Содержательный Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию экологической тропы может быть следующей: • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; • составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, можно сделать лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички тех объектов, которые будут посещаться сегодня с детьми. Паспорт экологической тропинки Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов. Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек прежде всего можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. При возможности необходимо создать небольшой водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности и на территории страны. Тем самым как бы оформляется «Живая Красная книга». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»). Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, не нужно её уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада будет обнаружен незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнёзда ворон или других птиц. В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Невдалеке от флюгера располагается большой деревянный столб с кормушками для птиц. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. Для измерения осадков на метеоплощадке можно размещать дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОО. Организация работы с детьми Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. 3 этап. Итоговый Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому. Этап Цель этапа Содержание Промежуточный результат 3 этап - контрольно- оценочный Анализ результативности выполнения поставленных задач 1. Проведение экскурсий по экологической тропе; 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками. 1. Выполнение задач проекта. 2. Выпуск методических рекомендаций 1. Зеленая аптека Цель: познакомить детей с лекарственными растениями региона и сформировать у них умения правильно использовать их целебные свойства для оздоровления. Задачи: - Вызвать познавательный интерес к лекарственным свойствам растительного мира; - Познакомить детей с лекарственными растениями, местом их произрастания, с правилами сбора и хранения лекарственных растений; - Формировать у детей обобщенные знания о лекарственных растениях; - Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Гипотеза: воспитанники будут бережнее относится к лекарственным растениям, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка, условий для выращивания лекарственных растений. 2. Искусственный водоем Цель: Формирование у детей экологической культуры посредством ознакомления с жизнью водоёма и её флоры. Задачи: - Обучение детей правилам поведения у водоёма, расширяя представления детей о значении воды в жизни человека. - Формировать опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности. - Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, расширяя кругозор, передавая знания детям об истории достопримечательностях и экологии родного города. Гипотеза: если знакомить детей с жизнью водоёмов с опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то ознакомление дошкольников с природными объектами будет способствовать воспитанию экологической культуры. 3. Альпийская горка Цель: знакомство детей с видовой точкой «Альпийская горка» на Экологической тропе, растениями произрастающими на ней, их свойствами. Задачи: - Познакомить с понятием - «Альпийская горка» на примере каменистой поверхности гор, растительным миром, населяющим Альпийские горы. - Расширять знания о свойствах растений, их строением и отличительными признаками. - Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе, любовь к родному краю. - Обогащать чувственный опыт детей посредством органов чувств (зрительный орган – внешний вид; орган обоняния – запах и вкус; орган осязания (кожа) – структуру поверхности стебля, листьев и пр.). Гипотеза: Соорудив альпийскую горку на участке МАДОУ, в будущем значительно сэкономим силы и время на обработке почвы перед высадкой рассады, а обустроенный альпинарий органично вписавшись в местный ландшафт, придаст новый современный вид цветнику и предоставит неограниченную возможность для творчества. Благодаря альпинарию, цветник значительно дольше не потеряет своих декоративных качеств, так как альпийские растения цветут продолжительное время или обладают декоративной листвой, а иногда сочетают упомянутые достоинства. 4. Метеостанция «Радуга» Цель: Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы. Задачи: - Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения. - Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией. - Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений. - Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, стенд наблюдений и т.д. - Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю. - Воспитывать основы экологической культуры. Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность- постоянное состояние ребенка. Он будет настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи, если: • Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволит значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления. • Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию; • Обогащение воспитательно–образовательного процесса будет эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения; • Воспитывать у дошкольников гуманно - ценностного отношение к природе через понимание ценности природы. 5. Птичья столовая Цель: создание условий для познавательной и творческой активности, положительного эмоционального состояния, развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельности. Задачи: - Уточнить знания детей о внешнем виде зимующих птиц их повадках, роли человека в жизни птиц. - Дать знания о том, что птицам зимой очень трудно, нет еды, которую они сами могли бы добыть. Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц. - Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах, трудиться, творить. - Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. -Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях. Воспитывать бережное отношение к природе. Гипотеза: Если вместе с детьми заботиться о птицах зимой, у детей появится интерес к ним, чувства доброты, любви и они будут бережнее относится к природе. Тропа здоровья Цель: формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода. Задачи: - Создать условия для укрепления здоровья детей. - Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни. - Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями. - Воспитать потребность в здоровом образе жизни. - Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы. Гипотеза: «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются: 1. Профилактика плоскостопия. 2. Улучшение координации движений. 3. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Сельский дворик Цель: создание эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей, через создание сельского дворика на территории детского сада. Задачи: - Создать свой индивидуальный «образ» территории ДОО, улучшить художественное оформление участка детского сада. - Повысить уровень экологической культуры и социальной компетентности детей. - Вовлечь в процесс работы сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников. - Расширять кругозор детей и их представление о многообразии домашних животных, их внешнем виде и отличительных особенностях - Закрепить названия животных и их детенышей, уточнить знания о пользе домашних животных и птиц. Гипотеза: если создать методически грамотную организацию развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, то это позволит содействовать развитию и усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации. Веселый огород Цель: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Задачи: - Расширять знания детей о культурных растениях; - Закреплять знания о строении растений; - Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, тыква, картофель, свекла, морковь, капуста); - Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва); - Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого; - Обогащать словарный запас; - Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде; - Систематизировать знания о процессе посадки; - Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности; - Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений. Гипотеза: создать огород на территории МАДОУ, который будет использоваться для экологического и трудового воспитания детей дошкольного возраста, получить урожай овощей, выращенных самими детьми. 9. Муравейник Цель: формирование представлений о живой природе, о жизни и среде обитания муравьев в наших лесах. Задачи: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем виде; - формировать представление о роли муравьев в жизни леса; - формировать представление о образе жизни муравьёв; - развивать любознательность; - воспитывать бережное отношение к муравьям. Гипотеза: муравьи являются тружениками, они строят свои муравейники сами и очень быстро. Углублять знания детей о муравьях, их внешнем виде, их образе жизни. Развивать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе. 10. Пчелиный улей Цель: Формирование познавательной активности средних дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы. Задачи: - обогащать представления детей о жизни насекомых; - развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; - воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру. Гипотеза: Медоносная пчела – это общественное насекомое, она не может жить одна, вне семьи. В состав пчелиной семьи входят матка, трутни и рабочие пчёлы. Рабочие пчёлы строят ячейки в сотах, ухаживают за личинками и маткой. Они собирают с цветков пыльцу, перерабатывают нектар в мёд и заполняют им соты. Пчёлы ещё ценны тем, что они участвуют опылении растений, а в частности сложноцветных 11. Привал на полянке Цель: формирование представлений о том, что такое поляна в лесу. Задачи: - формирование бережного отношения к природе; - создать благоприятное настроение, отдыхая на полянке; - проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры. Гипотеза: Привал на полянке - объект тропы, оборудованный таким образом, чтобы дети могли посидеть у искусственного костра, обсудить какую то тему. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала. 12. Птичье гнездо Цель: проявит интерес к птицам нашего края; расширит познавательную активность к жизни птиц и взаимосвязи их со средой обитания; сформирование понятия связи единство всей природы и место человека в ней. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней Задачи: - Воспитывать интерес детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни. - Расширять знания детей при наблюдении за птицами. - Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц и какую пользу они приносят. - Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им. Гипотеза: Птицы — одни из самых удивительных животных на Земле. Птицы имеют крылья и перья. У птиц есть клювы и когти. Птицы живут в гнездах. Птицы едят фрукты, зерно, червей, насекомых и т. д. Птицы бывают разных видов. Птицы имеют разный цвет. 13. Цветочные часы Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста элементов экологической культуры, формирование представлений о том, что растения засыпают и просыпаются в разное время. Задачи: - Развивать умение распознавать садовые цветы от полевых, лесных, комнатных цветов; -Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания - Воспитывать бережное отношение к цветам и цветочным культурам. Гипотеза: Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков, мать-и-мачех, ноготков, цикория, портулака) и сооружаются «живые» часы. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Литература 1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с. 3. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30. 4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с. 5. Моисеева Я.А. «Паспорт экологической тропы» - 5. Давыденко С.В. «Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования «Организация экологической тропы в ДОУ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»....

Проект "Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении"

Дошкольный возраст - это период формирования основ экологического сознания, сознательного отношения к природе с целью ее охраны и бережного использования природных ресурсов. "Экологическая тропа...

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 73 «Малыш»

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологическо...

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнен...

Итоги реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2020 – 2021

Цель: популяризация научно-технического творчества и повышения престижа инженерных профессий среди воспитанников образовательного учреждения, участие в развитии конкурсного движения технологической на...

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении.

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении...