Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении.
статья по окружающему миру

Варвара Сергеевна Лупакова

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении

В.С. Лупакова, Е.А. Петухова, воспитатель

МБДОУ г. Мценска «Детский сад №11»

                                                                     Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

                                        ( ПаволОрсаг-Гвездослав

словатский писатель и мыслитель)

            Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

    На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения (1).

    Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы (3).

    Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

    Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цели создания экологической тропы: 

● Развитие экологической воспитанности, бережного отношения к природе у дошкольников.

● Развитие наблюдательности, познавательной активности при работе на экологической тропе.

● Воспитание трудолюбия.

Задачи создания экологической тропы:

● Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.

● Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

● Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

● Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (4).

Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (2); для детей ( 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МБДОУ д/c № 11 хозяйкой тропинки были выбраны: Мудрая Сова и Лесовичок (3).

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителям

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • субботники по облагораживанию группового участка;
  • участие в конкурсах, рисунках;
  • изготовление поделок; 
  • участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
  • фотовыставки;
  • изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
  • выпуск экологической газеты;
  • анкетирование;
  • проектная деятельность;
  • индивидуальная работа (консультации, беседы, размышления).

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях .

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории МБДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога (5).

Список источников

1. Алейникова, Е.Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

3. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.

4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.

5. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»....

Проект "Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении"

Дошкольный возраст - это период формирования основ экологического сознания, сознательного отношения к природе с целью ее охраны и бережного использования природных ресурсов. "Экологическая тропа...

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 73 «Малыш»

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологическо...

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнен...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ 49 «Радуга»

Содержание 1. Введение 2. Информационная карта проекта 3. План проекта 4. Реализация проекта 5. Литература Введение Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденц...