организация экологического пространства в группе раннего возраста
консультация (младшая группа)

Путилова Татьяна Владимировна

рекомендации по экологическому обустройству группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_sreda_konsultatsiya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологического образовательного пространства в   группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Экологическое воспитание детей раннего возраста формируется на осознанном отношении ребёнка к объектам природы. Постепенное накопление первого багажа новых, эмоциональных и живых впечатлений о природе даёт фундамент для правильных отношений человека с природой.

С раннего детства ребёнок начинает исследовать окружающий мир, тянется ко всему яркому и красивому. Многое он видит в природе, и всё для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда уже у человека не будет такого восприятия, как в раннем детстве. Очень важно в этот момент помочь ребёнку усвоить элементарные природоведческие знания, развить желание и умение познать мир природы, воспитать заботливое отношение ко всему живому в окружении: к траве, цветку, дереву, птичке.

В законе РФ «Об образовании» от 2000 года содержится положение об экологическом образовании дошкольников как начальном этапе непрерывного экологического образования, которое, в свою очередь, должно обеспечить становление общества с высокой гуманистической и экологической культурой, с определенным стереотипом экологического мышления и поведения. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении необходимо создать все условия, способствующие систематическому и последовательному знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения — это возможно путем создания уголка природы в групповых помещениях.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям.

Значение уголка природы в жизни ребенка:

  • Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
  • Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение: приобретение  таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

В уголке природы в группах раннего возраста необходимо иметь:

  • Растения ( с четко выраженными основными частями (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан. Или же растения с пёстроокрашенными листьями –колеус. Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

  • натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи,
  • наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • альбомы «Времена года»;
  • книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
  • оборудование для экспериментов.
  • дидактические игры природного содержания.
  • Материалы для экспериментирования. контейнеры с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли, крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч., песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами. Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком, попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики. Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой. Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т. п.

Но комнатные растения это постоянные обитатели уголка. Временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью- это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой- это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Весной – это ящики с рассадой для огорода,

букеты весенних первоцветов. Таким образом, эколого-развивающая среда

организованное социокультурное и педагогическое пространство, создающее наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта, в данном случае ребенка 2-3 лет. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные подходы к организации музыкального развития в группах раннего возраста

В дошкольном образовании в свете современных запросов общества в последнее десятилетие происходит возрождение воспитания детей раннего возраста. Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и п...

Консультация для педагогов "Создание развивающего предметного пространства в группе раннего возраста"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате вз...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

«Организация здоровьесберегающего пространства в группах младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.Как же воспитывать ребенка, ...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

Особенности организации игрового пространства с детьми раннего возраста

С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Для того, чтобы малыш воспринимал насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные условия. Самым главным услови...