Особенности организации игрового пространства с детьми раннего возраста
методическая разработка

Владимирова Людмила Анатольевна

С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Для того, чтобы малыш воспринимал насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные условия. Самым главным условием для полноценного развития ребенка в группе детского сада является организация игрового пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир.  Для того  чтобы малыш воспринимал насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные  условия. Самым главным условием для полноценного развития ребенка в группе детского сада является организация игрового пространства. 

Предметно-развивающая среда для детей раннего возраста в детском саду должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей и возможность для уединения.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить: среда, согласно требованиям ФГОС, должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Мы старались  организовать предметную среду  в группе так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

При создании среды мы учитывали  то, что пространство группы следует организовывать в виде разграниченных зон («центры»). Подобная организация пространства позволяет малышам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Элементы каждой зоны (игры, игрушки) мы  периодически меняем.

Центры активности в нашей группе создавались по пяти направлениям развития ребенка:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

Анализируя особенности детей раннего возраста, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей игровое пространство с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию и накоплению опыта  предметно-познавательной, коммуникативной деятельности и сенсорных навыков.

     В нашей группе предметно-развивающее пространство разделено на следующие центры активности.

Игровой центр

Игра является основным видом деятельности  малышей, поэтому в группе оборудован игровой центр, который создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.     В свободном доступе для детей находятся игрушки для сюжетной игры «Семья». Это — куклы, кроватки и коляски для них, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры.

Здесь же находится касса, корзинки с набором овощей и фруктов, муляжи - продукты (булочки, пирожки), тележки для продуктов, сумочки.

Для игры в «Парикмахерскую» – парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки.

В зоне игр с транспортом собраны технические игрушки, которые пользуются большой популярностью у детей – это машины - самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора), легковые автомобили, каталки.

Центр строительства

Конструирование — любимый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Игра с конструктором стимулирует творчество, позволяет малышам попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе. Для того  чтобы дети могли легко подойти к нему, иметь возможность брать весь материал и пользоваться им, конструктор расположен на невысоких полках. Конструктор содержит материал, разнообразный по форме и цвету. Весь игровой материал активно используется детьми, вызывает у них радость и желание заниматься творчеством.

Уголок ряжения

Зона для перевоплощения в группе оборудована для создания положительного эмоционального настроя (например, игры в уголке ряженья — прекрасный способ отвлечь малышей от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой); для формирования коммуникативных навыков в процессе игры; для развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли).

Малыши наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Иногда в уголок ряжения вносятся новые атрибуты: шапочки, ленты, элементы костюмов для игр.

Центр уединения

Каждому ребёнку необходимо  свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями. У нас  в группе такой центр представлен в виде ширмы, где есть диванчик, мягкие подушки, на которых ребенок может лечь, отдохнуть, успокоиться. Ширма с прозрачными шторами, что позволяет нам видеть, чем занимается ребенок, шторы легко раздвигаются и сдвигаются детьми. Наша ширма является незаменимым помощником, облегчающим процесс адаптации детей. Здесь малыш может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом при расставании с родителями.

Центр сенсорики

Дидактические пособия, которые представлены в центре сенсорики – разнообразные вкладыши, пирамидки, пособия со шнуровками, сортеры, игры на формирование представлений о форме, величине, цвете, игры на липучках, наборы разрезных картинок на кубиках, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами  и многое другое — доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные. Многие дидактические игры в центре сенсорики сделаны своими руками.

При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем  мире.

Центр песка и воды

Для игр – экспериментов в группе оборудован центр «Песок – вода», с необходимым набором предметов и оборудования: чашечки, стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки. Занятия в этом центре помогают детям развивать мелкую моторику; открывать широкий простор для проявления фантазии; регулировать механизмы мышления; лучше выражать свои мысли, объясняя природные явления; развивать самооценку.

Особое значение использованию воды, песка в качестве эмоциональной разгрузки мы придавали в адаптационный период, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к условиям ДОУ.

Центр творчества

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Перед нами стоит задача — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный  материал (карандаши, фломастеры, мелки, раскраски) находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формировать эстетическое восприятие, воображение.

Центр музыки

В центре музыки располагаются разнообразные музыкальные и шумовые  инструменты (барабаны, бубны, погремушки, дудочки, колокольчики), которые доставляют детям много радостных минут, а так же, развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей.

Центр двигательной активности

В пространство группы гармонично вписывается центр двигательной активности, оснащенный спортивным  оборудованием, разнообразным физкультурным инвентарем. В центре имеется массажная дорожка для профилактики плоскостопия у детей, мячи, веревочки, кегли, мешочки с песком. Все это позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

Центр книги

Особая роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. При оформлении центра мы учитывали возрастные особенности детей. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей.

Центр «Дом сказок»

Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей. Любимые и знакомые сказки обыгрываются нами при помощи различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе.

         Правильно организованная игровая среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»    Е.И.Тихеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ...

Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

   В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

Особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста (2-3 лет), имеющими нарушения зрения.

В образовательной работе реализуется АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием и АОП для слабовидящих детей. Коррекционно-развивающую работу на группе осуществляют специалисты: воспитатели, педаго...

Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...