Консультация "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"
консультация

Царёва Галина Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для воспитателей

«ОРГАНИЗАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ                                 РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:                                                                                                             воспитатель                                                                                                                          Царёва Г.Н.

Сухиничи, 2020

 «Для детей дошкольного возраста                                                                                     игры имеют исключительное значение:                                                                               игра для них учеба,                                                                                                                 игра для них -  труд,                                                                                                                   игра для них серьезная форма воспитания»

Н. К. Крупская.

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, норм поведения в той или иной ситуации, формирование понятий и правил.

Игровая деятельность является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре ребенок становится деятельным, радуется, смеется. Общаясь с родителями, дети учатся играть вместе, уступать, помогать, делится игрушками. В игровой деятельности воспитывается выдержка. Игровая деятельность - это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Однако, чтобы это случилось, взрослым надо помогать детям играть и самим играть с ними. Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого. Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом.

Прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития.

Первые этапы – это ознакомительная и отобразительная игра. На первом ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер: ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки.

Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, изменяется ее окраска и др.). Так начинается этап отобразительной игры. В ней дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз). На 2 и 3-м году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.

Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки и т. п.

Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго – началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно – отобразительной игры. Сначала сюжетно – отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку и т.д.).

Ребенок третьего года жизни ставит перед собой в игре обычные, вполне реальные цели. Те же самые, которые ставят перед собой окружающие его взрослые. Однако, хотя эти цели и очень обыденны, ребенок не может их реализовать. В самом деле, сварить суп, управлять машиной, построить дом он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Как известно, обед в игре можно варить в крышке от банки, помешивая мозайку палочкой. Цель обычная, а пути ее достижения явно необычные. Вот это сочетание << настоящих >> и<< ненастоящих >> путей их достижения характеризует игру.

Именно << ненастоящий >> способ достижения цели позволяет использовать в игре предметы-заместители (кубики вместо мыла, палочку вместо расчески и т.д.) и совершать действия с воображаемыми предметами (мешать кашу в пустом цилиндре и ,,есть” несуществующую конфету).

Использование предметов, не по назначению’’ развивает воображение детей, а свободный поиск новых, оригинальных игровых способов для достижения каких-либо целей – первый шаг в становлении их творческих способностей. Помимо широко известных и постоянно реализуемых в играх практических бытовых целей есть еще одна особая цель, реализация которой в игре необычайно важна именно в этом возрасте. Эта цель – общение с другими людьми. Основной игровой целью общения должно быть не сообщение детям новой информации, а выражение отношения. Свое отношение в игре вы выражаете теми же способами, что и в реальной жизни. Реализация в игре целей общения отличается от реализации практических игровых целей. Так, играя в день рождения и высказывая ребенку множество добрых пожеланий, вы используете те же выражения, что и в реальности. Однако сама ситуация дня рождения является воображаемой.

Откуда ребенок черпает игровые цели?

У детей третьего года жизни есть два источника появления игровых целей.

  • Первый источник – действия взрослого, которые вызвали вспышку интереса у ребенка, привлекли его внимание и побудили к действию, похожему на действие взрослого. Например, одна девочка несколько дней, как мама, ,,жарила яичницу”. При наличии у ребенка таких личных игровых целей не мешайте ему самостоятельно реализовать их.
  • Вторым источником игровых целей может быть принятие ребенком тех целей, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития ребенка, потому что собственные игровые цели детей могут быть очень ограниченными, а у отдельных детей их может не быть вовсе.

Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей. Так Н.М. Аксарина на основании своего исследования пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия:                     1)  наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;     2)наличие различных игрушек и воспитательных пособий;                               3)  частое общение ребенка с взрослым.

На четвертом году жизни – это ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с переходом от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.

Развитие сюжетно-ролевой игры обеспечивается своевременным педагогическим руководством.

Компоненты комплексного метода формирования игровой деятельности:

1.Обогащение жизненного опыта в активной деятельности.

Знакомство с трудом окружающих людей (врача, парикмахера, повара, продавца):

-экскурсии;

-наблюдения;

-беседы;

-ознакомление с художественной литературой;

-отгадывание загадок;

-рассматривание иллюстраций;

-решение проблемных ситуаций;

-изобразительная деятельность.

Задача педагога - нацелить детей на возможность переноса полученного опыта в игру.

2.Обучение способам игрового отображения действительности:

-дидактические игры;

-инсценировки;

-игры имитационного характера;

-словесные игры;

-игры с телефоном.

Передовая игровой опыт через обучающие игры, необходимо всячески поощрять детскую самостоятельность, инициативу и творчество.

3.Совместная игровая деятельность педагога с детьми.

Задача педагога – ненавязчиво и непринужденно передать игровой опыт. Ребенку необходимо продемонстрировать ролевые способы поведения: выразительные движения, мимику, жесты, интонацию речи. Взрослый не только разговаривает с игрушкой. Но и вызывает на разговор ребенка. Неверно считать совместной игровой деятельностью игру, в которой воспитатель действует. А ребенок наблюдает.

4.Правильная организация предметно-игровой среды.

Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть  содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.                                                                     Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Оснащение игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть.                    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (например, построили из модулей свой «Теремок» и обыграли сюжет сказки).                                                                                                                                       Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заменители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.                                                              Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.                                          Доступность среды предполагает: доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины - лодки или льдины.                                                                Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

В сюжетно-ролевой игре предполагается участие нескольких играющих, а дети четвертого года жизни особенно тяготеют к совместным играм со сверстниками. К концу учебного года у детей накапливается некоторый опыт совместных игр. И они проявляют к ним стойкий интерес. Сначала объединение детей носит кратковременный  характер. Постепенно дети начинают объединяться на более длительное время, они способны совместно намечать цели и достигать их.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

Взрослый на протяжении всего дошкольного возраста в игровой деятельности должен занимать (играть) ведущую роль - партнера. Взрослым необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру ребенка. Наблюдение за ребенком во время самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребенка, выявить предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.

     Планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности, но и в других различных формах работы с ребенком с учетом образовательных областей.

Заключение

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Таким образом, игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий по сказке «Колобок». Тема: «В поисках колобка».

Развитие речевой и двигательной активности детей раннего возраста, используя русский народный фольклор...

Совместная театрально – игровая деятельность с детьми раннего возраста

Статья об организации совместной театрально игровой деятельности с детьми раннего возраста. Основные задачи,построение среды для совместной театрально-игровой деятельности, содержание театрализованных...

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста "В гостях у бабушки Забавушки ".

·      Познакомить детей с русским народным творчеством, вызвать интерес к слушанию русских народных мелодий, рассказыванию потешек.·      Расширять а...

Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"

Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"...

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста "Осенний листопад".

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Осенний листопад" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию интереса у малы...

Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...