Соль - это чудо
план-конспект занятия по окружающему миру

Донковцева Людмила Витальевна

Познакомить детей с понятием "кристалл".  Развивать наблюдательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sol.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 116

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«Соль – это чудо»

Составила воспитатель Л.В. Донковцева

Задачи: познакомить детей с понятием «кристалл»; изучить условия образования кристаллов; развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Материал и оборудование: стеклянный сосуд с водой; соль; лупы по количеству детей;  стеклянные баночки пустые; разные виды соли; одноразовые стаканчики на каждого ребёнка; тарелочки с солью на каждого ребёнка; ложечки для каждого ребёнка; пипетки для детей; нитка; иллюстрации; слайдовая  презентация.

Предварительная работа: загадывание загадок про соль и сахар; рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»; беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии; посещение соляной пещеры; заучивание пословиц и поговорок о соли.

Ход:

Воспитатель приглашает детей к совместной деятельности.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас  пойдём  направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.

Воспитатель: Повторим правила поведения в лаборатории (показ иллюстраций)

1. В рот ничего не брать

2. Работать аккуратно.

Загадки про соль:

В воде родиться, а воды боится (соль)

Какая нота и продукт называются одинаково (соль)

Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль)

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Воспитатель: С чем мы сегодня будем работать? (предположения детей)

Опыты с солью:

Воспитатель: Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты

для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно и рассказывают  о своих наблюдениях.

1) посмотрим через увеличительное стекло. На что похожа соль?  (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер , если помахать . что произойдёт с солью? (разлетается, соль сыпучая)

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

Воспитатель: Что можно сказать о соли?  Отвечают дети: (вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды, она стала соленой).

Воспитатель: Откуда взялась соль, кто знает? (ответы детей)

Показ слайдов – море, соляная шахта

Воспитатель: Ребята соль полезное  ископаемое ,  природный элемент.  Мы с вами  выяснили , что в молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета., но производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская, соль для ванны (показать виды соли)

Физкультминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли нам найти?

Воспитатель:

Как вы думаете, где можно использовать соль? Слайдовая презентация

http://lusana.ru/presentation/5434

 В ходе презентации дети   называют ,  где применяется соль

 В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль

используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, в консервировании овощей. Соль в жизни людей была важным продуктом. Без  соли многие продукты безвкусны.

На улице: На улице для безопасности  человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и  лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Посещение соляных пещер: Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

С помощью  соли можно делать картины,  Чтобы заниматься  тестопластикой  тоже нужна соль.

Животным  в заповедниках  дают соль они в ней тоже нуждаются.

Воспитатель: Назовите пословицы, и поговорки о соли.

Пословицы и поговорки про соль:

«Соль не жалей, так и есть веселей»

«Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

Воспитатель: Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу

видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

Воспитатель: А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории. Вот такой кристалл можно вырастить самим. (показ готового кристалла)

Для выращивания нашего кристалла нам понадобится: горячая вода, два стеклянных сосуда, соль, воронка, нитка, скрепка

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают)

Опыт «Выращиваем кристалл». В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку со скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку со скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен.

Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.

Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.

Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов

Презентация « Соль» lusana.ru/presentation/5434  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» с элементами экспериментирования «Чудо соль».

Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи.   В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (с...

Проект "Чудо-соль"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучить свойства соли, качества соли, нахождение в природе и способы добычи соли, область применения. Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте....

Консультация для родителей. Чудо – кристаллы (опыты с солью и сахаром)

 В стародавние времена соль и сахар почитали как дорогую диковинку. «Белы как снег, в чести у всех» - так говорит о них народная мудрость. С этими продуктами ребёнок встречаетс...

Исследовательский проект: "Соль - обыкновенное чудо"

Исследовательский проект: «Соль - обыкновенное чудо», направлен на формирование представлений у воспитанника о свойствах соли, ее  применении в разных сферах жизни человека....

Конспект занятия по нетрадиционной техники рисование солью." Зимнее чудо- снежинка"

Необычное, интересное и оригинальное нетрадиционное  рисование солью.  Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а г...