Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы Тема ОД: Познавательное развитие с элементами экспериментирования. Тема: «Чудо соль»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шалыгина Татьяна Николаевна

Материал преднозначен воспитателям детких садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sol.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№7 компенсирующего вида

г. Галич Костромской области

Образовательная деятельность

для детей

подготовительной к школе группы

Тема ОД:

Познавательное развитие с элементами экспериментирования.

Тема: «Чудо соль»

Ф.И.О. педагога Шалыгина Татьяна Николаевна

Воспитатель1 квалификационной категории

Г. Галич 2017г.

Цель: Формировать представление детей о значении соли в жизни человека её свойствах.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования.

Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).

Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

Развивающие: 

Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;

Развивать навыки экспериментирования;

Развивать речевую активность, мелкую моторику пальцев рук.

Приобщать к способам безопасной исследовательской деятельности с солью.

 Воспитательные:

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; Бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Интегрированные - образовательные области  

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Использованные технологии:

Игровая,

Здоровьесберегающая;

исследовательская.

Виды деятельности детей, лежащие в основе НОД:

Игровая, двигательная, коммуникация, позновательно -исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Формы работы с детьми: подгрупповая форма работы с детьми.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приёмы: игра

Методы и приемы.
Практические: опыты с солью,
наглядные: наблюдение;
словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы. 

Предварительная работа:

беседа о применении обычной соли в домашних условиях; проведение опытов «Выращивание кристаллов соли» и «Влияние соли на рост растений»; дидактические игры «Определи на ощупь» и «Узнай на вкус»; чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о соли.

Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: экспериментальная деятельность «Растворение соли», «Плавающее яйцо», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», пальчиковая игра                      «Пальчики», изготовление поделок из соли, физкультминутка: «Быстро встаньте – улыбнитесь», игра «Что мы знаем о соли».

Оборудование: 

Демонстрационный материал.

Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, йодированной, соль лизунец).

     Письма от Хозяйки горы с загадкой про соль.

Раздаточный материал:

Тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, вода холодная и теплая, эскизы снежинок, клей, кисточки, фартуки на каждого ребёнка.


Этапы занятия

Ход занятия

Цель.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-поисковый

Создание образовательной ситуации

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья

Вместе с детьми:

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Здравствуйте!

Встают перед гостями.

Здороваются с гостями.

Встают вкруг перед педагогом и выполняют действия в соответствии с текстом.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Игровой момент.

Стук в дверь. В группу приходит почтальон-Печкин.

П. П. Здравствуйте, получите посылку и распишитесь.

В. Давайте посмотрим, что там. (в посылке письмо, виды соли: поваренная, каменная, йодированная, мешочки с солью) Посмотрите в посылке лежит письмо.

Для детей группы№4.

 Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно.

Все расселись по местам?

никому не тесно?

По секрету скажем вам:

«Будет интересно!»

Читаю письмо:

Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка гор и слышала, что вы много знаете о природе. Вот

решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

 Без неё, ребята, повар

просто как без рук.

И становится вся пища

несъедобной вдруг,

если в ранку попадёт –

испытаешь боль.

Вы наверно догадались,

ну конечно это- (соль)

Дети рассматриваю посылку.

Дети здороваются с Печкиным.

Девочки рассаживаются, а мальчики встают за стульчики.

Ответ детей –соль.

Цель:

2 часть-основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым.

Открываю посылку и достаю стакан с солью)

Правильно! Это соль.

(Высыпаю соль в ёмкость).

Как вы думаете, что такое соль?

Ребята, скажите, для чего нужна соль?

Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная.

(показываю детям каменную соль-это соль крупного помола).

Еще в пищу можно использовать поваренную соль

 (достаю из посылки и показываю детям) посмотрите, попробуйте и скажите, какая она на ощупь? (потрогайте её).

Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль).

 Это соль, в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества.

Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми Вся- эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.

В. Ребята, соль - полезное ископаемое.

 А как вы думаете где добывают соль?

 Добывают ее под землёй в огромных соляных пещерах и из морской воды. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарилась и кристаллизовалась в соль. И образовались горы. Раньше соль делали в ручную –это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных машин.

Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за

камень? 

 Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу?  

Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль

Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных. 

Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. 

Что – то мы засиделись, давайте сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали

И на месте побежали. 

Д/и «Чудесные мешочки»

В-ль: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, у меня есть чудесные мешочки. Для каждого из вас я приготовила мешочек с солью! Но все не так просто! На вид все мешочки одинаковые. Но в корзинке есть не только мешочки с солью, но и другие мешочки! Каждому из вас предстоит найти на ощупь мешочек с солью!

В-ль: А сейчас мы возьмем свои мешочки и отправимся в лабораторию, но

прежде вспомним правила нахождения в ней.

А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории.

 - Какие правила поведения в лаборатории вы знайте? 

Оденьте фартуки.

Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории.

Одевают фартуки. Проходят в «лабораторию». Рассаживаются по местам.

В-ль: Теперь настало время познакомиться с солью поближе! Высыпаем соль из мешочков на блюдца и исследуем ее.

Опыт №1 «Соль сыпучая, без запаха».

Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Воспитатель: а теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Воспитатель: а теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?

Воспитатель: а теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли?

Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).

Перейдем с вами к проведению следующего опыта. 

Опыт №2«Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Опыт№3.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? 

Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? 

Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.

А теперь вы налейте в стакан с солью воды и размешайте ее.

Воспитатель: Куда же делась соль?

А вы знаете, что в природе существует соленая и пресная вода? 
Вспомните где можно встретить пресную, а где соленую?

Чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на ее 
поверхности.

А вы хотите в этом убедиться?

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду.

 А в обычной реке вода тоже солёная?

Воспитатель: Верно, молодцы.

А вы знаете, что в солёной воде легче плавать.

Хотите это проверить?

Поможет нам в этом обычное яйцо.  (или половинка сырого картофеля)

Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите?

Какой вывод мы сделаем?

 Опыт №5Солью можно чистить посуду.

В. Наденем перчатки. На столе грязные чашки после чая. Нужно на губку насыпать немного соли и почистить чашку.

Чашку чистим от микробов

Мы за ними смотрим в оба

Спасем тебя мы чашка

Чумазая бедняжка.

В. Посмотрите, чашки стали чистыми.

В. Ребята, наша работа в лаборатории закончена, вы многое узнали. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали о соли?

 Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются.

Я приглашаю вас в мастерскую.

Хозяйка гор прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок.

Посмотрите на столах лежат листы, что на них изображено.

 В подарок мы сделаем красивые снежинки

Пальчиковая гимнастика.

Пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать захотели.

А подарок мы будем делать при помощи соли.

Нарисуем мы их при помощи   клея и соли.

Берем кисточки, макаем в клей и мажем рисунок. Потом нужно посыпать солью.  Дети вместе с воспитателем делают снежинки.

дети рассматривают соль.

ответы детей (похожа на песчинки, кристаллики).

Солить еду нужно чтобы пища была вкусной.

Дети: Чтобы солить пищу

(ответы детей).

Ответы детей: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Предполагаемые ответы детей:

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

У каменной соли кристаллы большие.

Поваренная белая и мелкая.

Каменная-крупные кристаллы

Предполагаемые ответы детей:

йодированную соль

(дети повторяют).

Предполагаемые ответы детей:

Соль добывают в пещерах.

Предполагаемые ответы: животные употребляют соль, как и человек.

Они её лижут.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки.

Дети находят, выбирая из предложенных мешочков, ощупывая руками, соль.

Объясняют свой выбор.

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

Одеваем фартуки.

Предполагаемые ответы детей.

Дети: Белая

Дети: Соленая.

Дети: Запаха не имеет.

Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая. 

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

(соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)

Вывод:

Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга мы слышим хруст.

Дети: Она растворилась

Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Предполагаемые ответы детей.             В море вода солёная.

А в реке или озере вода пресная.

Да.

Яйцо не тонет.

В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Солью можно чистить посуду.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Снежинки.

Выставка работ.

Цель:

3 часть –заключительная (осмысление) итог.

Увы, ребята, нам пора возвращаться в группу.

Нам пора снимем фартуки, помогите друг другу.

Для закрепления материала проводится

игра «Что мы знаем о соли».

Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.

- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из вашего детского сада.

Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли.

Плавный вывод детей из непосредственной-образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

Я дарю вам интересную энциклопедию, где вы можете узнать много интересного про соль.

Мне очень понравилось играть с вами. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»

Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования Тема: «Синяя вода» Автор: Чумак Елена Вячеславовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментированияТема: «Синяя вода»Автор: Чумак Елена ВячеславовнаЦель:  углубление природове...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект занятия по образовательной области: «Познавательное развитие с элементами экспериментирования» Тема: «Чудесная водичка».

Познакомить со свойствами воды (прозрачная),показать, как прозрачная вода становится цветной, закрепить знания основных цветов....

КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных представлений». Тема: «Поможем мышонку».

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их наборо...