План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кугукова Екатерина Евгеньевна

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

 

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут); развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы. («Познавательное развитие»)

2 . Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью». («Художественно-эстетическое развитие»)

3. Активизировать словарь детей словами: галит, каменная соль, поваренная соль, йодированная соль, соль лизунец, морская соль; развивать диалоговую речь («Речевое развитие»)

4 развивать координацию движений, умение выполнять движения по тексту. («Физическое развитие»)

5. воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы. («Социально-коммуникативное развитие»)

 

Методы и приемы

- игровые: физкультминутка

- практические: проведение опытов

- наглядные: презентация

- словесные: отгадывание загадки.

 

Материалы и оборудование:

Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, йодированной, морская, соль лизунец), письмо от хозяйки Медной горы с загадкой про соль, тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, изображение тюльпанов на бумаге, клей, кисточки, цветная соль.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Цель: развивать физическую активность детей.

Познавательно-исследовательская

Рассматривание разных видов соли, экспериментирование с солью. Цель: закреплять знания о свойствах соли и её особенностях (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут)

Коммуникативная

Беседа о соли и способах её добычи.
Цель: активизировать словарь детей словами: галит, каменная соль, поваренная соль, йодированная соль, соль лизунец, морская соль; развивать диалоговую речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarynya_sol_logika.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы имени полного кавалера ордена Славы

А. И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский  Самарской области

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию с элементами экспериментирования

в подготовительной к школе группе.

Тема:  «Государыня соль»

Выполнила:

Кугукова Екатерина Евгеньевна,

воспитатель

СП «Детский сад»

ГБОУ СОШ

п.г.т. Балашейка

2019 г.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут); развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы. («Познавательное развитие»)

2 . Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью». («Художественно-эстетическое развитие»)

3. Активизировать словарь детей словами: галит, каменная соль, поваренная соль, йодированная соль, соль лизунец, морская соль; развивать диалоговую речь («Речевое развитие»)

4 развивать координацию движений, умение выполнять движения по тексту. («Физическое развитие»)

5. воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы

- игровые: физкультминутка

- практические: проведение опытов

- наглядные: презентация

- словесные: отгадывание загадки.

Материалы и оборудование:

Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, йодированной, морская, соль лизунец), письмо от хозяйки Медной горы с загадкой про соль, тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, изображение тюльпанов на бумаге, клей, кисточки, цветная соль.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Цель: развивать физическую активность детей.

Познавательно-исследовательская

Рассматривание разных видов соли, экспериментирование с солью. Цель: закреплять знания о свойствах соли и её особенностях (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут) 

Коммуникативная

Беседа о соли и способах её добычи.
Цель: активизировать словарь детей словами:
 галит, каменная соль, поваренная соль, йодированная соль, соль лизунец, морская соль; развивать диалоговую речь.

Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно -   организационный

Приветствие. Сюрпризный момент «Посылка».

Дети мотивированы на предстоящую деятельность.

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья

Вместе с детьми:

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Здравствуйте!

 Воспитатель вносит посылку в группу:

Ребята, когда я утром пришла в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с письмом. Она наверно адресована вам. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно.

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу– каждому нужна.

(Соль)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку и достает стакан с солью

Дети здороваются.

Дети отвечают на вопрос.

Деятельностный

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли; воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Беседа о соли и способах её добычи.

Дети получают потребность в получении информации о соли, речь активизирована словами: галит, каменная соль, поваренная соль, йодированная соль, соль лизунец, морская соль 

 «познавательное развитие»,  «речевое развитие»

Ребята, соль - полезное ископаемое. Добывают ее под землёй в огромных пещерах, сталактитах и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.

Ребята, скажите, для чего нужна соль?

Воспитатель: А зачем нужно солить еду?

Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная: (воспитатель достает из посылки каменную соль и показывает детям).

Бывает каменная соль, (воспитатель подносит ее к детям) ребята потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь?

Еще в пищу можно использовать поваренную соль (воспитатель достает из посылки и показывает детям) посмотрите, потрогайте и скажите, какая она на ощупь?

А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной соли?

Еще бывает йодированная соль (воспитатель достает из посылки йодированную соль). Это соль, в которую добавлен йод. Она нужна для того, чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется?

Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.

Воспитатель: Ребята, кто знает откуда берется соль?

Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (воспитатель показывает слайды).

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

(после рассмотрения слайдов, где добывают соль, воспитатель заглядывает в посылку и достает соль лизунец).

Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за камень?

Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу и как? Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль?

Воспитатель: такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных (воспитатель показывает слайды) Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (воспитатель показывает слайды).

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Но есть соль, которую используют как косметическое средство (воспитатель достает из посылки морскую соль и показывает детям) это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль.

Воспитатель: Что вы с ней делаете?

Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Дети рассматривают все виды соли и отвечают на вопросы

 развивать координацию движений, умение выполнять движения по тексту.

«физическое развитие»

Физкультминутка

Созданы условия для физической активности, развития координации движений

Что – то мы засиделись, давайте сделаем зарядку.

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали

И на месте побежали.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Закреплять знания о свойствах соли

«познавательное развитие»

Проведение опытов с солью.

 созданы условия для закрепления знаний о свойствах соли.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте перейдем в нашу лабораторию.

- Какие правила поведения в лаборатории вы знайте? Оденьте фартуки.

Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли?

Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль

Воспитатель: На что похожа соль?

А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдем с вами к проведению следующего опыта.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется?

Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода?

Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.

А теперь вы налейте в стакан с солью воды и размешайте ее.

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

А теперь давайте проведем другой опыт.

Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Пометим, этот стакан синим кружком. А другой стакан с пресной водой не отмеченный поставим рядом с соленой водой.

Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим?

Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь?

Что можно сказать в итоге этих опытов?

Также, ребята, можно сделать соль цветной. Перед вами стоят стаканчики с солью и подкрашенная вода. Добавьте несколько капель подкрашенной воды в стаканчики с солью и перемешайте.  Что получилось?

Ребята, наша работа в лаборатории закончена.

Дети вспоминают правила поведения в лаборатории.

Дети отвечают на вопросы

Дети делают выводы.

Дети выполняют задание.

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют задание.

Дети делают вывод.

Дети выполняют задание.

Дети делают вывод. 

Дети выполняют задание.

Дети делают вывод.

Формировать умение рисовать нетрадиционным способом («Художественно-эстетическое развитие»)

Изготовление подарка для Хозяйки Медной горы

Созданы условия для развития воображения

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей, с этой же посылкой. А подарок мы будем делать при помощи соли. Мы подарим хозяйке Медной горы весенние цветы тюльпаны. Нарисуем мы его при помощи цветной соли.

Берем кисточки, макаем в клей и мажем рисунок. Потом нужно посыпать солью соответствующего цвета. Начинаем работать.

Дети выполняют задание.

Заключительный

Развивать диалогическую

речь «Речевое развитие»

Развивать координацию движений «Физическое развитие»

Итоговая беседа

Дети отвечают на вопросы, делясь впечатлениями.

Воспитатель: Вы многое узнали. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали о соли?

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы занимались!

Дети отвечают на вопросы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Царство трех ветров»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада«Царство трех ветров»...

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...