Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «В гости к кузнецу»
план-конспект занятия (средняя группа)

Дойкова Прасковья Афанасьевна

Конспект  непосредственно образовательной деятельности   

по познавательному развитию   с элементами  экспериментирования

в средней группе    «В гости к кузнецу»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  

по познавательному развитию   с элементами  экспериментирования

в средней группе    «В гости к кузнецу»

Воспитатель : Дойкова П.А

Цель: Ознакомление детей со свойствами металла.

Задачи:

Развивающие:

-развивать логическое мышление у детей.

-расширять знания детей о применении металла в быту;

- развивать интерес к профессии кузнеца;

Обучающие:

- учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства;

- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности;

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

-пополнить словарный запас детей словами: кузнец, кузница, ковка, куёт, наковальня, молот, очаг, клещи, подкова, магнит.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательные взаимоотношения, дружбу, взаимопомощь

Методы:

1. Словесный метод  (вопросы к детям, беседа по слайдам, рассказ);

2. Наглядно-демонстрационный  (показ слайдов);

3. Практический метод (самостоятельная деятельность – украшение ключей, проведение экспериментов);

4. Игровой метод  (пальчиковая и подвижная игра);

5. Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности работы на занятии;

6. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности);

7. Проблемно-поисковый метод (умственная деятельность детей- как открыть сундук).        

Оборудование и материалы: Проектор, экран, деревянные палочки, металлическая чашка и ложка, металлические и деревянные шарики, магниты, рукавичка, подносы, скрепки, болты, гайки, заготовки ключей из картона, семена и крупы, емкости с водой.

        Ход занятия:

 Организационный момент:

Воспитатель:

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

- Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть.

Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.

Дети входят в группу, здороваются.

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад,  возле дверей нашей группы нашла сундук. А на нем надпись: «Открыть любознательным детям средней группы»

 (обращаю внимание на сундук с замком). Там, наверно что-то интересное? Но здесь замок! Как открыть его?

Дети: Нам нужен ключ.

 Воспитатель: -Как вы думаете, из чего сделан замок?

Дети: из железа

 Воспитатель: -Если он сделан из железа, значит он какой?

Дети: Железный.

Воспитатель: А железо что это….?

Дети:   Железо- это металл.

Воспитатель: -Кто нам может помочь? Как вы думаете? Кто может сделать металлический ключ?

Проблемная ситуация

Дети: (ответы, предположения)

Воспитатель: -Может врач? а может парикмахер, или фермер? А может слесарь?

Дети: нет…….

Воспитатель: а кто же тогда делает ключи?

Воспитатель: Ребят а вы хотите узнать об этой профессии?

   -  далекие времена ключ из металла изготавливал кузнец.

А вы знаете, что профессия кузнеца считается одной из древнейших и необычных профессий.

-проходите сейчас и мы с вами познакомимся с профессией кузнеца (Дети садятся перед экраном, смотрят слайды, задают и отвечают на вопросы)

 

Слайд №1 Кузница у воды.

Воспитатель объясняет детям, что на картинке изображена кузница.  В ней работает кузнец. Он  имеет  дело с огнем и раскаленным металлом, а это  всегда опасно. Поэтому  кузницу строили  на краю деревни возле реки, чтобы в момент возгорания огонь не перебрался на соседние дома, а водой из реки можно было потушить пожар

Слайд№2 Внутренняя обстановка  кузницы.

Воспитатель поясняет, в кузница обязательно включает в себя очаг (показывает его на картинке) и наковальню.

Воспитатель: Ребята, что такое очаг? Как можно сказать по-другому?

Дети: Костер, камин, огонь.

Дети повторяют новые слова за воспитателем: Кузница, кузнец, очаг, наковальня.

Слайд№3 Кузнецы за работой.

Кузнецы занимаются обработкой металлических заготовок и производством металлических изделий.  

Воспитатель поясняет, что для кузнеца необходимы физическая сила, умелые руки, осторожность, внимательность, организованность и терпение.

Ребята, посмотрите, какая форма у кузнеца?

Дети: фартуки

Воспитатель отмечает, что в кузнице очень жарко, поэтому одежда у кузнецов очень легкая.

Слайд № 4 давайте рассмотрим  инструменты кузнеца.

Опорным инструментом является наковальня, на ней выполняются основные работы. Качество наковальни определяется по звуку: если молоток отскакивает со звоном, значит наковальня хорошая.

Слайд№5 Клещи

Для работы с раскалённым железом используются клещи или щипцы. Они нужны, чтобы кузнец не обжёгся.

Слайд №6 Молотки

К ударному инструменту кузнеца относят молоток, который является основным. С помощью него кузнец куёт изделия. Молотки бывают как маленькие, легкие, так и большие, тяжелые.

 -Видите ребята как кузнецам нелегко, какими они должны быть сильными.

Слайд№7

К вспомогательным инструментам относят кочергу, совок и метелку. С их помощью в кузнице мастера всегда царит идеальная чистота.

Слайд №8 Изделия кузнеца.

ПОСМОТРИТЕ КАКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗГОТАВЛИВАЕТ КУЗНЕЦ

Кузницы умеют делать не только подковы, гвозди, колёса для телег, но и украшения, ворота, замки и ключи.

Слайд№9 Заставка кузнеца. Слышится голос: Кузнец дает задание: «Здравствуйте  Ребята, я узнал, что вам нужна моя помощь.  Я могу вам помочь, сделать ключ к замку. Но вам нужно выполнить несколько заданий. Подсказки вы найдете на столах как справитесь с заданием вы получите ключ, вам нужно собрать 4 ключа.»

Воспитатель: Ребята, мы сможем выполнить задания, которые предлагает нам кузнец, и отыщем ключи.

Дети: да

 Воспитатель: а вы хотите побыть помощниками кузнеца, нам с вами необходимо надеть фартуки. И вставайте в круг

Физминутка:

Я стучу, стучу, стучу (наклоны вперед, руки, как-будто, (держат молот)

Кузнецом я быть хочу. (показать какие сильные)

Раздувайтесь меха (развести руки в стороны)

Разгорайся огонь (руки снизу вверх, потрясти ладошками)

Постучи мой молоток (кулачок о кулачок)

Получись-ка завиток. (показать завиток в воздухе)

Воспитатель: Ну что же представили, что мы кузнецы! (Да).

 

Чтобы нам быстро справится с заданиями кузница нам необходимо разделится на две команды.

Раздаю картинки. Дети обедняются в группы.

-1 задание Подсказка от кузнеца: «Ребята, разберите предметы по материалу изготовления»

Объясняю: на столе лежат предметы разные по материалу изготовления, 2 коробочки, в одну нужно собрать деревянные, в другую металлические предметы.  

 В процессе работы команды меняются- проверяют друг друга.

 Делают вывод: из дерева – деревянные, из металла- металлические предметы.

Воспитатель: Справились мы с заданием? Да вот и 1. ключик.

-2 задание Подсказка от кузнеца: «Самые тяжелые предметы положите в зеленую коробочку»

 Воспитатель: А как нам узнать какие тяжелые предметы?

(На столах стоят емкости с водой, разные предметы.)  

 -Ребята, возьмите по одному предмету, а как мы можем узнать какой предметы легкие, а какие тяжелые.

Дети: говорят свои варианты.

Воспитатель: чтобы нам точно определить, мы в емкость с водой сначала опустим одни предметы, а затем другие, те предметы, которые легкие они всплывают, а металлический утонули в воде. Почему?

Подвожу детей к выводу что, металлический предметы тяжелее.

Вот и хорошо у нас 2 ключ

- 3 задание   от кузнеца: «Ребята определите, что звучит громче?»

Воспитатель возьмите деревянные палочки каждому ребенку.  Какие палочки у вас в руках?

Дети: Деревянные.

 Постучите ими. Громко? А у меня, посуда какая?

Дети:  Металлическая.

 Воспитатель стучит металлической ложкой по чашке, Дети делают вывод, что металл звучит громче, чем дерево. Метал звучит громче

И поэтому давние времена металлический звон разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Так что звучит громче?

Металл звучит громче. А вот и 3ключ 

Воспитатель: Ребята  хочу вам показать   фокус?

 Надевает рукавичку (внутри магнит) и проводит рукой над мелкими металлическими предметами. Что произошло и почему?

Дети: Думают, высказывают предположения.  

Показываю, что внутри рукавички магнит, закрепляем новое слово.

-4 задание от кузнеца: «С помощью магнита найдите   металлические предметы»

Работа парами.  Дети с магнитами ходят по группе и находят металлические предметы, Находят4 ключ от замка (притягивается магнитом).

Делаем совместный вывод: магнит притягивает предметы из металла.

Воспитатель: ну вот, все задания выполнили, ключи получили.  

Предлагаю вам открыт наш сундук, но, чтобы наш сундук открыть необходимо подобрать ключик, который откроет наш замок.

ПОДБИРАЕМ КЛЮЧ ОТКРЫВАЕМ ………………..

Вывод: О какой новой профессии мы с вами сегодня узнали

Ребята , вам понравилось  выполнять задания кузнеца?

-? (ответы детей)

- Что нового вы узнали о металле? (ответы детей)

- Что вы можете рассказать своим родителям?

Ребята, вы дома можете показать фокус с магнитом своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе «В гости к нам пришла Матрешка»

Цель:  Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Программное содержание:Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формир...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие, ФЭМП" с детьми средней группы Тема "В гостях у Зимушки-Зимы"

Данный конспект предназначен для поведения интегрированного занятия с детьми с парциальным недоразвитием...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области«Познавательное развитие» Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на экспериментальную кухню»

Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области«Познавательное развитие»Интегрированное занятие  в средней группе. Тема: «Путешествие на экспери...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП) » во второй младшей группе «В гости к Зайке»

Данное занятие формирует у детей:  понятия "длинный - короткий", "один - много", способствует обучению детей способам сравнения предметов по длине....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП) » во второй младшей группе «В гости к Зайчику»

Данное занятие способствует:  формированию  у детей понятий "длинный - короткий", "один - много";  освоению способами измерения предметов по длине....

Организованная образовательная деятельность Образовательная область « Познавательное развитие » Тема : « Мой город » средняя группа

Расширять и углублять знания детей о городе Балашиха, его истории, достопримечательностях, людях – тружениках.Развивать нравственно – патриотические чувства – гордость, гуманизм...