Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щепанкова Кабира Мухаматгараевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

«Волшебница вода»

Основная образовательная область: познание. 

Цели: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

·         ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы;

·         прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

·         развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

·         закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками;

·         закреплять умение работать с незнакомыми растворами,

·         развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

·         активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

·         стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

·         воспитывать бережное отношение к воде.

·         воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: Прозрачные стаканчики, 2 монеты, ложки, салфетки, краска гуашь, кисточки, кофе растворимый, мука, ароматизатор, сосуды разной формы, термос с горячей водой, зеркало, снег, лед, вода, перчатка резиновая, пакет целлофановый, игрушечная водяная мельница, поднос, кружка с водой;  аудиозапись «Шум прибоя», «Журчание ручья», «Шум дождя».

Словарная работа: жидкость, безвкусная, прозрачная, не имеет форму, морская, болотная, дождевая, питьевая, водопроводная, термос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_na_otkrytoe_zanyatie_voda_chto_taoe_st_gruppa.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

«Волшебница вода»

Основная образовательная область: познание. 

Цели: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы;
  • прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками;
  • закреплять умение работать с незнакомыми растворами,
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде.
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: Прозрачные стаканчики, 2 монеты, ложки, салфетки, краска гуашь, кисточки, кофе растворимый, мука, ароматизатор, сосуды разной формы, термос с горячей водой, зеркало, снег, лед, вода, перчатка резиновая, пакет целлофановый, игрушечная водяная мельница, поднос, кружка с водой;  аудиозапись «Шум прибоя», «Журчание ручья», «Шум дождя».

Словарная работа: жидкость, безвкусная, прозрачная, не имеет форму, морская, болотная, дождевая, питьевая, водопроводная, термос.

Ход образовательной деятельности:

Часть I. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель по очереди включат аудио запись журчания ручья,

 морской прибой, шум дождя.

Воспитатель: Что за звуки вы услышали?

Дети: Шум воды: дождь, море, ручей.

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: Их объединяет вода. Мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Дети: в реке, море, океане, луже, в водопроводном кране, в облаке идет дождем.

Воспитатель: Как называют воду в море?

Ответы детей: Морская.

Воспитатель: Вода в океане …

Ответы детей: океаническая

Воспитатель: и т. п. …в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).

Воспитатель: Как вы думаете, кому и для чего нужна вода?

Дети: Всем: и людям, и животным, и растениям для питания, купания и т.д.

Воспитатель: Правильно. Ребята, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?

Дети: Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др.

Воспитатель: Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится?

Дети: В водопроводном кране, в аквариуме, в кувшине, в стаканчике, в душе и др.

Воспитатель: послушайте стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Часть II. Практическое экспериментирование.

Опыт №1 «Помощница вода».

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.

Воспитатель: Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать?

Дети: Помыть.

Воспитатель: Чем?

Дети: Водой и тряпочкой.

Воспитатель: А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать?

Дети: Салфетку намочить водой и хорошо потереть.

Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды.

Воспитатель: Теперь столы чистые?

Вывод: Столы становятся очень чистыми после еды, если их помыть водой и тряпочкой.

Опыт №2 «Прозрачная вода».

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их.

Воспитатель: Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?

Ответы детей.

Воспитатель: Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Ответы детей.

Опыт №3 «Вода принимает форму».

Перед детьми — таз с водой и различные сосуды.

Воспитатель: Может ли вода иметь какую-то форму?

Ответы детей.

Воспитатель: Как это проверить?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой формы эти сосуды?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?

Дети: Ковшиком через воронку.

Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который налита.

Опыт №4 «Прозрачная вода может стать мутной».

В стакан налита чистая вода, на дно брошена монета.

Воспитатель:  Ребята, вам хорошо видна монета? Почему?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Предлагаю в другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить монету.  Теперь видно? Почему?

Дети: Вода мутная, непрозрачная.

Вывод: Прозрачная вода может стать мутной. В мутной воде плохо видны предметы. 

Опыт №5 «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

В нескольких стаканах налита вода. 

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: У воды нет цвета, она прозрачная.

Воспитатель: Воду можно подкрасить, добавив в неё красители. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода?

Дети: Красная.

Воспитатель: А теперь в стакан с водой добавим кофе. Что произошло с водой?

Дети: Вода стала коричневой.

Воспитатель: Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

Физкультминутка “Капельки и тучки”.

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая “капелька” должна занять любую “тучку”. “Капелька”, которой не хватило “Тучки”, испарилась. Игра проводится 2–3 раза.

Опыт №6 «Чем пахнет вода».

Предложить детям три стакана воды – чистой, с кофе и с каплей валерианы.

Вывод: Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Опыт №7 «Пар – это тоже вода»

 

Воспитатель открывает перед детьми термос с кипятком, из него идет пар.

Воспитатель: Ребята, что вы видите?

Дети: Из термоса идет пар.

Воспитатель: Сейчас я вам докажу, что пар - это тоже вода. (Воспитатель помещает над паром зеркальце. Вскоре на зеркальце выступают капельки воды.)

Вывод: Пар – это тоже вода.

     

Опыт №8 «Превращение в воду».

Воспитатель с улицы заносит ведерко со снегом и сосульки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый снег выпал на улице, а какие сосульки!  (Дети рассматривают Лед и снег).Смогут ли они жить с нами в группе?

Дети: Нет, они растают.

Вспоминаем превращение снега и льда на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег (лед) тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Вывод: Снег и лед  – это тоже вода.

Опыт №9 «Температура воды».

На столе стоят стаканы с водой с разной температурой.

 

Воспитатель: Ребята, а воды есть температура?

Ответы детей.

Воспитатель: попробуйте воду в стаканчиках. Вода одинаковой температуры?

Ответы детей.

Воспитатель: В каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

Ответы детей.

Воспитатель: В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Вывод: Вода может иметь разную температуру.

Опыт №10 «Водяная мельница».

Воспитатель: Может ли вода заставить работать другие предметы? 

Ответы детей.

После ответов детей воспитатель показывает им водяную мельницу.

Воспитатель: Что это? 

Ответы детей.

Воспитатель: Как заставить мельницу работать? 

Дети берут кружку с водой в правую руку, а левой поддерживают мельницу, и льют воду в воронку мельницы, направляя струю воды на центр воронки.

Воспитатель: Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение?

Дети: Вода приводит в движение мельницу.

Дети играют с мельницей. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, 
мельница работает медленно, а если лить большой струей, то 
мельница работает быстрее.

Вывод: Вода может приводить в движение другие предметы.

Часть III. Подведение итогов.

Воспитатель: Итак, ребята мы с вами стали уже настоящими «водяными» учеными. Но каждый ученый должен знать, что воду надо беречь, охранять. А для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы сберечь воду необходимо знать несколько правил и всегда их выполнять!

1. Не тратить зря! Всегда плотно закрывать кран.

2. Если вы оказались у реки, то относитесь к ней с уважением! Река – живое существо! Вы у нее в гостях. Не вытаптывайте траву, не рвите цветы, не ломайте ветки деревьев, и, конечно, не мусорите.

Как говорит пословица: «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 4-5 лет «Волшебница- вода»

Цель: расширение представлений о свойствах воды. Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Царство трех ветров»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада«Царство трех ветров»...

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...