Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами воздуха и способами его обнаружения, с органами дыхания человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малова Ирина Владимировна
Воспитатель высшей категории
ДС №140 «Златовласка» АНО ДО «Планета Детства «Лада»
Г. Тольятти
Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования
Тема: «Воздух – волшебник»
(старшая группа).
Программное содержание:
О/О «Познавательное развитие»
Дать представление детям о воздухе как о газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания человека; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
О/О «Социально - коммуникативное развитие»
Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.
О/О «Речевое развитие»
Расширять и активизировать словарь: газ, твердое тело, жидкость, исследования.
Материалы:
тазы с водой, стаканы с наклеенной салфеткой на дне, полиэтиленовые пакеты, соломинки для коктейля, камешки, салфетки для рук.
Ход занятия:
1.Мы занятие начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно вам узнать!
- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)
Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха. Воздух есть везде: вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство.
Но что же такое воздух? Может быть его и нет совсем? Как вы думаете? (ответы детей)
2. На сегодняшнем занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить.»
Предлагаю вам коллеги - учёные и заняться исследованием воздуха. Согласны?
Перед нами стоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Вы готовы к трудностям?
Тогда пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да, вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.
Физминутка « Дождь»
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)
- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить?
3. Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.
- Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.
- На столах у каждого есть вода в тазу и трубочка.
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?(она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?
Опыт: «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.
- Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?
Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.
Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
4. - Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Каково его главное назначение?
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников,// Москва, Творческий центр, 2010
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребёнок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста// Москва, Творческий центр, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.Тема:"Воздух и его свойства"
Экспериментирование в подготовительной группе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в НОД с элементами экспериментирования "Мы - волшебники"
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в НОД с элементами экспериментирования "Мы - волшебники" (средняя группа)...
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»
Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их через поисковую деятельность....
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в НОД с элементами экспериментирования (старшая группа) Тема "Мы - волшебники"
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в НОД с элементами экспериментирования (старшая группа) Тема "Мы - волшебники"...
Конспект занятия по освоению образовательной области с элементами экспериментирования. Тема: «Удивительные мыльные пузыри»
Возраст: младшая группа ...
План–конспект проведения ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Мы волшебники» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект проведения ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Мы волшебники» для детей среднего дошкольного возраста.Форма организации обучения: групповаяЦель: позн...
Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...