Конспект открытого занятия по экспериментированию для детей средней группы тема «Воздух-волшебник»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: формирование представлений о свойствах воздуха через исследовательскую деятельность с учетом принципов деятельностного подхода.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, прозрачен, не имеет запаха, занимает место, движется).
- Формировать умение проводить простые опыты, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, речевую активность (обогащение словаря: «невидимый», «прозрачный», «эксперимент»).
- Совершенствовать навыки работы в мини-группах.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов. Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование представлений о свойствах воздуха через исследовательскую деятельность с учетом принципов деятельностного подхода.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, прозрачен, не имеет запаха, занимает место, движется).
- Формировать умение проводить простые опыты, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, речевую активность (обогащение словаря: «невидимый», «прозрачный», «эксперимент»).
- Совершенствовать навыки работы в мини-группах.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов. Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- Наглядный (физминутка)
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера)
Материал и оборудование
- Игрушка Незнайка, коробка, шарики.
- Полиэтиленовый пакет.
- Салфетки, тазики с водой, пластиковый стакан, пластилин.
- Веера, бумажные кораблики, таз с водой.
- Схемы-подсказки (глаз, рука, ухо).
- Бутылка.
Примерный ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организация детей перед занятием | Воспитатель обращает внимание детей на коробку под столом. | Дети играют в самостоятельные игры. Дети отрываются от игр. |
Мотивация | Воспитатель открывает коробку и достаёт оттуда 2 шарика и игрушку Незнайку. Воспитатель: Дети, смотрите, что это? Ребята, смотрите, Незнайка чем-то расстроен | Воздушные шары, игрушка Незнайка. |
Проблематизация | Незнайка: Дорогие ребята, вчера у меня был день рождения, на который мне подарили два воздушных шарика, но сегодня утром я обнаружил, что почему-то один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. Ребята, помогите мне разобраться почему так произошло? Воспитатель: Ребята, что случилось у Незнайки? Незнайка: воздух? Какой такой воздух? Я не знаю, что это. | Дети внимательно слушают. Сдулся шарик, вышел воздух |
Целеполагание | Воспитатель интересуется у детей: - Сможем ли мы помочь Незнайке узнать: что такое воздух? Ребята, а как мы сможем помочь? | Да Дети предлагают свою помощь. Ответы детей: - надуть шарик заново - накачать шарик - поймаем воздух |
Планирование будущей деятельности | Воспитатель предлагает стать учёными и доказать, что воздух существует! Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? | Дети соглашаются. Проводить опыты и эксперименты с воздухом |
Реализация плана | Воспитатель: Что нам надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым? А как же мы его будем надувать, ведь у нас нет насоса? Незнайка: Каким еще воздухом? Его никто не видит, он не существует. Воспитатель: Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас? Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Незнайка: Вот именно! Раз воздух никто не видел, значит его не существует. Воспитатель: Дети, скажите, для чего нам нужен воздух? Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? А сделайте глубокий вдох и выдох, положив руку себе на грудь. Что происходи, когда мы глубоко вдыхаем? А что происходит, когда мы выдыхаем? Почувствовали, как воздух заполняется внутри нас на вдохе, и выходит на выдохе? Воспитатель подходит с детьми к доске, на которой прикреплена картинка глаз. Воспитатель: Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Опыт №1 «Поймай воздух». Воспитатель берёт в руки полиэтиленовый пакет. Ребята, что в пакете находится? А как вы это поняли? Воспитатель набирает воздух в пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? На что стал похож пакет? Воспитатель: молодцы! Все верно сказали, воздух занял всё место в пакете. Теперь я разожму руку, и пакет стал опять тоненьким, почему? Воспитатель: дети, а воздух какого цвета? А что нужно сделать, чтобы его увидеть? Правильно, и мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Незнайка: А мне этот пакетик что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке и озере! Это, кажется был…ну вот вспомнить не могу, дети может вы видели, что люди берут с собой на речку где есть «запертый» воздух? Незнайка: -Точно! Вспомнил, молодцы ребята, вы действительно настоящие учёные, и смогли доказать мне, что воздух невидим. Воспитатель: Пойдёмте в следующую лабораторию, а по дороге немного разомнемся. Физкультминутка Медленно поднимаем руки вверх, вставая на носочки («надуваются шарики»), затем резко опускаются вниз со звуком «ш-ш-ш» («сдуваются»). Повторяем 3 раза. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше! Дети с воспитателем подходят к столу. Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?» Воспитатель: Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стакана. Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем его в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. Почему, как вы считаете? Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в следующую лабораторию. Дети подходят к доске, на которой находится фотография рук. Воспитатель: Что здесь нарисовано? Как думаете, что руки могут обозначать? Опыт 3. «Движение воздуха» Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать или увидеть движение воздуха? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха. Как это происходит? А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Воспитатель берёт веер и машет им перед лицом. Что вы чувствуете? Опыт 4. «Кораблики» Воспитатель: а теперь я предлагаю вам самим создать движение воздуха. Воспитатель опускает кораблик в таз с водой. Что нужно сделать, чтобы он поплыл? Правильно! Дети дуют на кораблики, они плывут. Воспитатель: так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Воспитатель: Вы молоды, коллеги! Посмотрите на следующую картинку, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Опыт 5. «Слышим воздух» Возьмем с вами бутылочку и подуем с краю. Что вы слышите? А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Что мы слышим? С помощью чего мы услышали воздух коллеги? Вывод: воздух можно услышать разными способами. Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными. | Надуть шарик. Воздухом с помощью рта. Нет, не видим. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Дышать, надувать шары. Через нос. Нет. Дети кладут руку на грудь и дышат. Грудь становится больше, выходит вперед. Грудь возвращается обратно, становится меньше. Да. Как можно увидеть воздух? Ничего. Он тоненький. Большой Воздух На воздушный шарик В нём больше нет воздуха Прозрачный Его нужно поймать Надувной матрас, надувной круг, надувные мячи Дети машут руками на лицо, как веером. Дети поднимают руки вверх и колышутся. Дети медленно опускаю руки к полу. Дети встают на носочки и тянутся вверх. Она сухая. Салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду. Руки. Что мы можем почувствовать воздух. Да. Качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта Да, вентилятор, открытое окно. Чувствуем, как воздух движется. Подуть Он стоит на месте. Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение Как услышать воздух. Звук, воздух. Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух Писк, воздух. Нам помогли баночка и шарик. |
Оценка и рефлексия | Воспитатель спрашивает у детей: - Помогли ли мы Незнайке? Давайте ещё раз напомним Незнайке, что мы узнали про воздух. - Что вам больше всего понравилось? - Что было для вас трудным? Воспитатель благодарит и хвалит детей за помощь Незнайке. | Увидели воздух: - Когда его поймали в пакет. - Когда запускали кораблик. - Когда опустили перевернутый стаканчик в воду. Почувствовали воздух: - С помощью вееров, дули на ладонь. Услышали воздух: - С помощью бутылочки. - С помощью шарика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Мячи – ловкачи.
Программное содержание: закреплять навыки выполнения гимнастических движений с мячом, различные виды ходьбы и бега; совершенствовать навыки владения мячом( метание мяча на дальность, в вертикальн...

Конспект открытого занятия ко Дню матери в средней группе Тема: « Моя мама - лучше всех»
Разработан конспект открытого занятия для родителей, посвящёному Дню матери: создамие мотивации, игра, выполнение заданий, физкультминутка, подарок маме к празднику...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе .Тема : Воздух- волшебник.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми средней группеы и родителями. Тема: Воздух- волшебник....

НОД Открытое занятие по экспериментированию 2 младшая –средняя группа Тема: "Снег не для угощение - снег для развлечения".
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом....

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию для детей средней группы Тема: свойства воды
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию для детей средней группыТема: свойства водыЦель: развивать у детей познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельно...

Конспект занятия по экспериментированию для детей средней группы Тема «Лёд – вода».
Конспект занятия по экспериментированию для детей средней группы Тема «Лёд – вода»....

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей средней группы. Тема: Зайчик в гостях у ребят
МБОУ «Большеалексеевская СОШ»(дошкольное отделение)горо...