Скрипка «Королева оркестра»
план-конспект занятия по окружающему миру

Вайнтруб Ирина Владимировна

Теоретическое обоснование:

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешенных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создаёт атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Наши дети практически не слышат по радио и телевидению скрипичную, фортепианную музыку, камерные ансамбли, симфонический оркестр.

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать.

Единственный ТВ канал, который пропагандирует музыкальную жизнь — это канал «Культура». Всё меньше детей стало посещать музыкальные школы, обучаться игре на музыкальных инструментах. А ведь музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для детей. Поэтому необходимо воспитывать человека, способного ценить, творчески усваивать ценности родной и мировой культуры.

Цель работы:

Исследовать скрипку как музыкальный инструмент.

Задачи:

  • В ходе исследования ближе познакомиться с музыкальным инструментом скрипка: её происхождением, формой, строением, звучанием.
  • Расширить знания в области музыкальных инструментов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skripka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Скрипка «Королева оркестра»

Подготовила: музыкальный руководитель Вайнтруб Ирина Владимировна

Теоретическое обоснование:

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешенных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создаёт атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Наши дети практически не слышат по радио и телевидению скрипичную, фортепианную музыку, камерные ансамбли, симфонический оркестр.

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать.

Единственный ТВ канал, который пропагандирует музыкальную жизнь — это канал «Культура». Всё меньше детей стало посещать музыкальные школы, обучаться игре на музыкальных инструментах. А ведь музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для детей. Поэтому необходимо воспитывать человека, способного ценить, творчески усваивать ценности родной и мировой культуры.

Цель работы:

Исследовать скрипку как музыкальный инструмент.

Задачи:

  • В ходе исследования ближе познакомиться с музыкальным инструментом скрипка: её происхождением, формой, строением, звучанием.
  • Расширить знания в области музыкальных инструментов.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объектом исследования были струнные смычковые инструменты. Предметом исследования был музыкальный инструмент скрипка. В ходе исследования хотелось раскрыть все тайны скрипичной души.

В детском саду на музыкальных занятиях мы слушаем классическую музыку, музыкальный руководитель знакомит детей с симфоническим оркестром, с группами музыкальных инструментов.

Мы слушаем звучание виолончели, флейты, скрипки, арфы. Нас заинтересовала скрипка. Этот инструмент околдовал нас своим элегантным видом, но в первую очередь звучанием. Нам показывали презентации, мы рассматривали скрипку на живописных полотнах, читали музыкальные сказки, стихи, рисовали музыкальные инструменты, слушали как скрипачи играли на инструменте. Занимались поиском информации на музыкальных сайтах совместно с родителями.

Мы поняли, что скрипка-находка нашего времени. И нам захотелось узнать о ней побольше. Я решила взять у скрипки интервью.

Звучит музыка, выходит скрипка.

Исследователь: Я узнала Вас инструмент. Вы знаменитая скрипка! Разрешите несколько вопросов о вашей жизни.

Скрипка: Что ж, мне нечего скрывать от преданных друзей музыки.

Исследователь: Ваш возраст?

Скрипка: Лет, пожалуй, 300, а может и больше.

Исследователь: Не может быть! В таком почтенном возрасте вы выглядите просто по-королевски: у вас прекрасная фигура, корпус с изящной шейкой и вся вы такая миниатюрная, изготовлена из ценных пород деревьев ели, клёна, чёрного дерева. На переднем плане вуаль из четырёх струн. Вы поражаете всех своими размерами и формами, длиной 35 см и весом 500 гр.

Исследователь: Я и голос ваш сразу узнал. Кто ещё из музыкальных инструментов поёт душевнее, слаще маленькой скрипки! Про вас говорят, что поёте вы человеческим голосом.

Скрипка: Да, за этот звук меня и называют «королевой» оркестра.

Исследователь: Вы меня, конечно извините, но с таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?

Скрипка: Каждый народ меня звал по- своему. Арабы- Ребек, испанцы- фидель, итальянцы- смычковая лира, на Руси- гудок -это мои прародители и всех их объединяет одна фамильная черта — струны. Мои дорогие родители давно отдыхают в музеях.

Исследователь: Прекрасная скрипка, скажите, а где вас можно чаще встретить?

Скрипка: На концертах, конечно. Я люблю покрасоваться в симфоническом оркестре, при большом скоплении народа, иногда выступаю в сольном концерте. Работы мне хватает. Да, со мной вместе работают моя любимая сестрёнка – виолончель и братья - альт и контрабас. Вы знаете, ко мне прислушиваются в симфоническом оркестре. Раскрою вам тайну - по скрипке настраивается весь оркестр.

Исследователь: Великолепная скрипка, а правда считается, что вы красотой своего внешнего вида превосходите все инструменты?

Скрипка: Несомненно, сейчас меня называют «королевой оркестра», но таковой я была не всегда. В 18 веке знаменитый итальянский мастер Николо Амати создал меня вот такой, какая я сейчас. Это заслуга и его учеников Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари. Корпус мой очень изящен: с плавными закруглениями, с тонкой «талией». К корпусу прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке — отверстия.

Исследователь: а что же вставлено в эти отверстия? Скрипка: Да это же колки, их 4. Они нужны для натягивания струн. Если струны натянуты слабо, звук у скрипки будет фальшивый, а если их перетянуть, струны могут лопнуть. Первая струна скрипки металлическая, остальные жильные.

Исследователь: Что же интересного есть в строении корпуса?

Скрипка: Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из ели они обе имеют выпуклую форму.

Исследователь: а что за прорези на верхней деке?

Скрипка: Это эфы, по форме они напоминают латинскую букву f.

Исследователь: А для чего нужны эфы?

Скрипка: Чтобы услышать моё звучание. И если заглянуть в эти прорези, то вы увидите маленькую палочку, соединяющую обе деки. Это и есть «душка» — душа скрипки, чтобы инструмент «пел». звучал, «плакал».

Исследователь: Так вот в чём ваш секрет! А как играют на скрипке?

Скрипка: При помощи смычка. Если провести смычком по струнам, то появляется необыкновенный звук. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука, а вот между головкой и колодкой трости натянут белый конский волос весит смычок всего 60 г.

Исследователь: Благодарю вас, «королева» оркестра за интереснейший рассказ. Вы сообщили много нового для меня.

Скрипка: Как приятно слушать слова восхищения. Звучит музыка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследователь: Познакомившись с историей скрипки и её строением, мы узнали, какой интересный и непростой путь прошла «королева оркестра» в своем развитии, чтобы стать такой, какой мы знаем ее сейчас. Скрипка разговаривает, она кричит, плачет. Мне кажется, что это не просто инструмент, а живое существо, заточённое в деревянный футляр, которое пробуждается от касания скрипача и делится с тобой частью своей души. Нам предстоит в будущем разгадать множество тайн этого загадочного музыкального инструмента.

Список литературы:

  1. Радынова О.П. Слушаем музыку М.: Просвещение, 1990.
  2. Остапчук О. Музыкальные инструменты от А до Я Детская энциклопедия No 6 1997.
  3. Дашевская Н.С. Скрипка неизвестного мастера ДЕТГИЗ, 2015.
  4. Музыкальные инструменты в живописи www/ liveinternet.ru/
  5. Музыкальные инструменты Википедия – свободная энциклопедия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный скрипки звук»- концерт-беседа

для детей старших дошкольников             Цель:1.     Познакомить с историей появления музыкального инструмента-скрипки.2....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"

Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

НОД "Великая скрипка"

Программное содержание: 1. Расширять знания детей об особенностях строения и звучания музыкальных инструментов. Продолжать знакомить с творчеством зарубежных композиторов (ОО «Познание», ОО «Коммуника...

Информация на музыкальный стенд. Скрипка

Материал для музыкальных информационных стендов и демонстрации на музыкальных занятиях...

Дидактическая игра "Собери скрипку"

Музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников. Закрепление знаний детей о строении скрипки....

Паспорт музыкального инструмента: скрипка.

Паспорт музыкального инструмента - скрипка....

Скрипка «Королева оркестра»

Теоретическое обоснование: В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешенных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создаё...