Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"
план-конспект урока на тему

Чуркина Ирина Леонидовна

Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл churkina_i._l._9_kl._urok_k_vkr.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе.

Тема: "О ком плачет скрипка"

Выполнила

Чуркина Ирина Леонидовна,

студентка VI курса филологического факультета отделения заочного обучения

Руководитель

Сафонова Елена Евгеньевна.

г. Сыктывкар

2013 г.

Урок дан в СОШ  г. Сыктывкара 18 мая  2013 года в 9  классе.

                                       

Тема: "О ком плачет скрипка"

Цель:  Раскрыть роль музыкально-вещного мира при анализе духовного пути героев  рассказов Чехова "Скрипка Ротшильда", "Ионыч".

Задачи:

Образовательные: понимание ключевых проблем изученных произведений; выявление заложенных в рассказах вневременных,  нравственных ценностей; представление о художественной детали, музыкально-изобразительных средствах и их функции в тексте.

Развивающие: развитие навыков анализа произведения малой прозаической

формы на основе рассказов А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда", "Ионыч" (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять

главное, структурировать материал, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков). Анализ связи музыки, цвета, звука и слова в данных рассказах.

Воспитательные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание ценностных представлений о главном смысле человеческой жизни, активной жизненной позиции старшеклассников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

• тексты рассказов А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» и "Ионыч"

• фрагмента радио спектакля "Скрипка Ротшильда" (читает Сергей Маковецкий, часть 2)

• компьютер, колонки, флеш-носитель с записями музыки и радио спектакля;

• 2 листа формата А4, клей, полоски цветной бумаги.

•карточки с текстами, карточка с заданием № 1.

Музыкальные произведения: П. И. Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, часть II Канцонетта, Анданте; Ф. Шопен. Революционный этюд до минор; Мирослав Скорик  Мелодия.

Литература:

  1. Чехов, А.П. Рассказы. Повести. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 480 с.
  2. Чехов в школе: книга для учителя/Авт.- сост. И.Ю.Бурдина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
  3. Литература: Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
  4. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 261 с.
  5. Голубков, В. В. Мастерство А. П Чехова - М., 1958 . - 200 с.
  6. http://www.jesaulov.narod.ru/Code/vortrag_chechov.html 

И. Есаулов. Искусство как капитал: проблема художественного завершения в "Скрипке Ротшильда

Ход урока        

I. Организация класса

Приветствие.  Создание эмоционального фона. (Звучит музыка: П. И. Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, часть II Канцонетта, Анданте). Слово учителя.

                                                                                 Жизнь

Он шел тропинкою над склоном

И встретил Жизнь в саду зеленом.

Как мы, не ведая беды,

Она в саду рвала плоды

 И так беспечно хохотала,

Что даже птиц не слышно стало,

Хоть птицы, спутницы её

Так звонко пели про своё.

 А смерть, бледна, в одежде белой,

Под той же яблоней сидела,

Держа корзину, чтоб с ветвей

Все яблоки летели к ней.

Но были яблоки такими

Большими, сочными, живыми,

 Что смерть корзину убрала

И прочь на цыпочках ушла.

Морис Корем

- «Скрипка Ротшильда». В этом рассказе, как в капле воды, отражается

чеховское видение мира. Для творчества Чехова характерен мучительный, постоянно удерживаемый на острие внимания вопрос о жизни и смерти души, о ее болезнях и путях выздоровления. Своих «героев» он рассматривает не с точки зрения абстрактной правильности или неправильности их мыслей, чувств и поведения, а с точки зрения того, жива ли их душа. Мы сегодня рассмотрим духовный путь двух героев рассказов Чехова "Ионыч" и "Скрипка Ротшильда". Помогут нам музыка, цвет.

II. Проверка домашнего задания. (в течение урока)

- Кто по профессии Ионыч (земский врач)

- Почему ему настойчиво рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных? (Указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую)

- Что происходит с именем героя? (Дмитрий Ионыч - Старцев - Ионыч. Вещный мир поглощает человеческую личность)

- Какова пространственно-временная организация рассказа? (молодой герой, события через 4 года, через несколько лет: три временных отрезка - ступенчатость)

- Как строится характер героя на протяжении рассказа?

(1 гл. - "интеллигентный человек"; 2 гл. - "необыкновенный, удивительный доктор"; 4 гл. - "поляк надутый"; 5 гл. - "не человек, а языческий бог")

III. Объяснение нового материала: (в течение урока)

Рассмотрим художественные детали, которые так или иначе связаны с музыкой в рассказе "Ионыч". Проанализируем их функции.

"Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни".      

- Всего одним предложением Чехов показывает "ценность" рассказа, сопоствляя его с жизнеправдивой песней.

"— А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь, — сказал Иван Петрович дочери.

Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело всё: и пол, и потолок, и мебель... Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, — было так приятно, так ново...

— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество.

— Прекрасно! превосходно!

— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

Этих нескольких строк описания игры на рояле вполне достаточно, чтобы со всей ясностью раскрылась плоская бездарность и бессодержательность не только трудного пассажа, который исполняла Екатерина Ивановна, но и самой пианистки, и вообще всей поверхностной культуры этой "интеллигентной" семьи Туркиных.

Дмитрий Ионыч  хочет, чтобы звуки - камни "поскорее перестали сыпаться", но говорит "Прекрасно!"

(Звучит музыка: Ф. Шопен. Революционный этюд до минор.)

- Что такое этюд? (Произведение для оттачивания мастерства)

- Как правило этюды исполняются для технического совершенствования. А для роста художественного исполнения нужен совсем другой музыкальный материал.

"Праздничный день. Екатерина Ивановна кончила свои длинные, томительные экзерсисы на рояле"

"— Вы по три, по четыре часа играете на рояле, — говорил он, идя за ней, — потом сидите с мамой, и нет никакой возможности поговорить с вами. Дайте мне хоть четверть часа, умоляю вас"

"Она остановилась, как бы желая что-то сказать, потом неловко сунула ему в руку записку и побежала в дом и там опять села за рояль"

"— Дмитрий Ионыч, — сказала Екатерина Ивановна с очень серьезным выражением, подумав. — Дмитрий Ионыч, я очень вам благодарна за честь, я вас уважаю, но... — она встала и продолжала стоя, — но, извините, быть вашей женой я не могу. Будем говорить серьезно. Дмитрий Ионыч, вы знаете, больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима".

- Как вы можете охарактеризовать Котика?

Екатерина Ивановна считала себя талантливой пианисткой. Закончив "трудный пассаж", она принимала восторженные отзывы гостей, как должное, "и на всей фигуре ее было написано торжество". В соответствии с этой самоуверенностью Ек. Ив. говорит о себе и своем призвании с риторическим пафосом.

        "Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему".

- Какими были переживания героя после отказа в женитьбе? (Недолгими, характеристика глубины чувств героя)

"Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго, и, когда кончила, ее долго благодарили и восхищались ею.

«А хорошо, что я на ней не женился», — подумал Старцев"

"Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница".

"— Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, — продолжала она. — Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке".

- С какой стороны открывается здесь героиня? (искренность, осознание реальности). Вызывает ли Екатерина Ивановна ваши симпатии?

- После того как Ек. Ив., оторвавшись от семьи, пробыла четыре года в московской консерватории, она убедилась в том, что музыкального таланта у нее нет и теперь стала говорить искреннее и проще.

"Всё это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то, он вспомнил всё сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

- Что раскрывает этот отрывок. (Внешне все как прежде, но по существу совершенно изменилось, все постарело  выдохлось. Раньше была любовь, а теперь только страх за себя, за свою спокойную, налаженную жизнь)

- Какие ключевые слова вы бы выделили в этом абзаце? Как их можно раскрыть? (Это ключевые слова для понимания социальной среды провинциального городка)

"И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

— Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?"

"А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым"

- Вернемся на страницы рассказа "Скрипка Ротшильда"

Проверка домашнего задания.

Анализ образа главного героя: прозвище, главное занятие, характер, поиск

ключевого слова.

- Назовите имя главного героя чеховского рассказа «Скрипка Ротшильда» (Яков Матвеевич Иванов, или Яков Бронза)

- Кто он по профессии? (гробовщик)

- Какие семантически близкие слова вы можете назвать? (гроб, смерть, конец жизни)

- Кто такой Ротшильд и почему его имя фигурирует в заголовке? (Ротшильд – рыжий  тощий музыкант из еврейского оркестра, по иронии судьбы носивший фамилию известного богача Ротшильда, вместе с которым Бронза играет в оркестре и которому после смерти завещает свою скрипку).

- А в истории кем был Ротшильд? (Один из самых богатых капиталистов).

- Что говорится в рассказе о настроении Якова? («Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки).

- Всю свою жизнь, последние 50 лет Яков считает убытки. Как вы понимаете значение этого слова? (ущерб)

Это слово является ключевым в характеристике героя на данном этапе.

Обращаемся к тексту, расставляем последние акценты:

Бронза

• ждет с нетерпением смерти других и сердится, что умирают редко («досадно»);

• «делал гробы хорошие, прочные» и считал это смыслом жизни;

• «для мужиков и мещан он делал их на свой рост и ни разу не ошибся». По обычаю нельзя снимать мерки для гроба с живого человека. Сколько раз Бронза делал гроб по себе, по своим меркам!

• мера жизни – мертвая, аршин, который нужен, чтобы сделать гроб;

• вся его жизнь – жизнь среди гробов: «жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двухспальная кровать, гробы, верстак и всё хозяйство». Человек и вещь уравнены друг с другом, не исключая и самого Якова! Вещи одушевляются, люди овеществляются.

• Не замечает перемен (лет 40-50 не был на реке)

Вывод :

Живущий в узком пространстве маленького городка, а практически – только

собственного дома (в течение полувека Яков не замечает перемен в городке),

постоянного круга людей и ждущий с нетерпением смерти других, герой на

протяжении полувека духовно мертв, замкнут в тисках ложных жизненных

установок, дурных чувств и мучительных, чаще всего – иллюзорных, расчетов.

Будучи гробовщиком, он сам пребывает в гробу. В художественном мире Чехова эта метафора тяжелого, убогого и ложного существования как гроба есть инвариант образа футляра, в который заключена жизнь человека.

Объяснение нового материала.

Как происходит оживление – преображение героя (переломный момент в

развитии характера)

Учитель:

И живет такой жизнью Яков уже больше 50 лет. Но особенность манеры Чехова – показать героя в переломный момент его жизни.

Показать, как меняется герой на протяжении рассказа, используя символику цвета, попросим группу экспертов.

Задания экспертам:

1) Составить цветовую диаграмму восприятия чеховского рассказа с помощью полосок цветной бумаги, выделив в тексте слова со значением цвета (задание 1)

Параллельно идет работа с классом: Роль и значение музыкально-вещного мира в рассказе.

Учащиеся читают отрывки, обсуждение в классе, пример из статьи Есаулова:

"Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам; он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче".

"К вечеру же слегла (жена). Яков весь день играл на скрипке; когда же совсем стемнело, взял книжку, в которую каждый день записывал свои убытки, и от скуки стал подводить годовой итог".

"— Помнишь, Яков? — спросила она, глядя на него радостно. — Помнишь, пятьдесят лет назад нам бог дал ребеночка с белокурыми волосиками? Мы с тобой тогда всё на речке сидели и песни пели... под вербой. — И, горько усмехнувшись, она добавила: — Умерла девочка".

И. Есаулов отмечает: "Скрипка в художественном мире произведения символически сближается с беззащитным ребенком... По крайней мере, Марфа не только вспоминает о том, что "нам Бог дал ребеночка" (появление редкой скрипки у скупого героя имеет также оттенок тайны), но в этом её "детском" контексте словно бы звучит музыка (песни, которые пели "под вербой" молодые Яков и Марфа). Поэтому скрипку - словно ребенка - и "клал рядом с собой на постели" Яков."

- Какой момент можно считать первым шагом на пути возрождения героя?

(Смерть жены Марфы. Именно смерть жены становится исходной точкой в постепенном прозрении героя, отправной точкой эволюционного пути его характера, его преображения).

Прослушать фрагмента радио спектакля (фрагмент смерти и похорон).

"А ведь она каждый день топила печь, варила и пекла, ходила по воду, рубила дрова, спала с ним на одной кровати, а когда он возвращался пьяный со свадеб, она всякий раз с благоговением вешала его скрипку на стену и укладывала его спать, и всё это молча, с робким, заботливым выражением".

"Он ворочался с боку на бок и раз пять вставал с постели, чтобы поиграть на скрипке".

- Куда идет Яков после похорон (не домой, а на речку, как будто ведомый неясным указаниям жены. Сообщение 1 (читает учащийся): Важна символика имени - Яков, согласно Библии, был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата. То есть Яков дословно - последователь, следующий).

- Роль пейзажа особенно важна на этом этапе развития образа Якова. Назовите время года. (Чехов рисует перед нами весёлую, светлую и счастливую картину весны, которая уже в самом разгаре: «Тут с писком носились кулики, крякали утки. Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть».

- Обратимся к символике цвета в данном эпизоде

Ответ учащегося по заданию №1.

Солнце – золотой

от воды шло такое сверканье – искрящийся(голубой?)

верба — зеленая, тихая, грустная

березка, молоденькая и стройная- зеленый, белый

громадные стада белых гусей – белый

младенчик с белокурыми волосами– белый

Сравним:

1. Эпизод « Бронза в оркестре»

• багровело лицо

• рыжий тощий жид

• красных и синих жилок на лице

2. Эпизод «Смерть Марфы»

• рассвет, горела утренняя заря – бледно - розовый

• лицо у нее было розовое от жара

Учащиеся выстраивают диаграмму на листах, прикрепляют на доску:

От агрессивного багрово - красного, через нежно - розовый – к голубому, зеленому, белому… (голубой для христиан символизировал небо, был цветом вечности, зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности).

- Что происходит с цветовой гаммой рассказа? (она светлеет, становится более спокойной).

- Все ли согласны с такой интерпретацией? Можем ли мы сказать, что чеховский рассказ - светлый? (комментарии учащихся)

- На берегу Яков видит вербу, широкую старую, «с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда…» Верба представляется Якову подругой юности: «Как она постарела, бедная!».

- Символичен ли образ дерева в рассказе? (Сообщение 2: Дерево - один из самых универсальных духовных символов, оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения. Дерево, под которым стоит Яков – верба. С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы,

впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой).

Сообщение 3. Цветущая верба.

После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.

- Верба – символ духовного прозрения героя. Именно у подножия вербы, глядя на сверкающую воду реки – (река мощный символ уходящего времени и жизни) герой прозревает. Он вспомнил всё: и «крупный берёзовый лес», и «старый-старый сосновый бор», и барки, и «громадные стада белых гусей», и младенчика «с белокурыми волосиками».

- Вернемся к скрипке:

"Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором. Всё на этом свете пропадало и будет пропадать! Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка".

"И опять заиграл, и слезы брызнули из глаз на скрипку. Ротшильд внимательно слушал, ставши к нему боком и скрестив на груди руки. Испуганное, недоумевающее выражение на его лице мало-помалу сменилось скорбным и страдальческим, он закатил глаза, как бы испытывая мучительный восторг, и проговорил: «Ваххх!..» И слезы медленно потекли у него по щекам и закапали на зеленый сюртук".

Скрипку отдайте Ротшильду".

И. Есаулов "В итоге автор завершает своего героя не как гробовщика, имеющего типологические "ротшильдовские" черты, но как персонажа моцартовского склада, сумевшего свою пропавшую жизнь оплакать в реквиеме: и этот реквием соотносим с русской печальной песней... Яков Иванов сумел выразить свое бытие в песне; его слезы претворяются (а тем самым преображаются) в музыку... Слезы словно бы становятся музыкой. Таким образом, эстетически герой завершается не как гробовщик, а как гений музыки. Этически же герой завершается как христианин, преодолевший свою вражду к неприятному для него флейтисту, назвавший го "братом".

"И теперь в городе все спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка? Купил он ее или украл, или, быть может, она попала к нему в заклад? Он давно уже оставил флейту и играет теперь только на скрипке. Из-под смычка у него льются такие же жалобные звуки, как в прежнее время из флейты, но когда он старается повторить то, что играл Яков, сидя на пороге, то у него выходит нечто такое унылое и скорбное, что слушатели плачут, и сам он под конец закатывает глаза и говорит: «Ваххх!..»

 (Звучит музыка: Мирослав Скорик.  Мелодия).

И. Есаулов: " Ротшильд становится гениальным слушателем, который способен испытать «мучительный восторг», способен воспринять игру гениального музыканта: «И слезы медленно потекли у него по щекам и закапали на зеленый сюртук». Мы – как читатели – присутствуем при истинном эстетическом завершении героя как музыканта, поскольку дальше об игре (искусстве) Якова уже ничего не говорится.

 IV. Закрепление  нового  материала:

- Какие чувства у вас возникают после прочтения рассказов?

-Что же произошло с героями, с их духовным миром?  (Омертвение, духовная смерть - возрождение, жизнь после смерти)

- Какую роль играют в произведениях художественная деталь, музыкальные и цветовые образы?

- По какой линии идет развитие внутреннего мира у главных героев в рассказах? (Ионыч - нисходящая, Яков - восходящая)

- Так о ком плачет скрипка?

V. Оценки (за активную работу, за выполнение индивидуального задания)

VI. Домашнее задание.

Посмотреть и обсудить в классе спектакль: "Жизнь прекрасна" режиссер Кама Гинкас, 3 часть ("Скрипка Ротшильда"). Московский ТЮЗ.

Сообщение 1: Яков, согласно Библии, был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата. То есть Яков дословно - последователь, следующий

Сообщение 2: Дерево - один из самых универсальных духовных символов, оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения. Дерево, под которым стоит Яков – верба. С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы,

впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.

Сообщение 3. Цветущая верба.

После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают

"Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант"

"Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и всё время напевал:

Когда еще я не пил слез из чаши бытия...".

"Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни".

"— А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь, — сказал Иван Петрович дочери.

Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело всё: и пол, и потолок, и мебель... Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, — было так приятно, так ново...

— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество.

— Прекрасно! превосходно!

— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?

— Нет, в консерваторию я еще только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской"

"Шел он и всю дорогу напевал:

Твой голос для меня, и ласковый, и томный..."

"Праздничный день. Екатерина Ивановна кончила свои длинные, томительные экзерсисы на рояле"

"— Вы по три, по четыре часа играете на рояле, — говорил он, идя за ней, — потом сидите с мамой, и нет никакой возможности поговорить с вами. Дайте мне хоть четверть часа, умоляю вас"

"С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом"

"Она остановилась, как бы желая что-то сказать, потом неловко сунула ему в руку записку и побежала в дом и там опять сел за рояль"

"— Дмитрий Ионыч, — сказала Екатерина Ивановна с очень серьезным выражением, подумав. — Дмитрий Ионыч, я очень вам благодарна за честь, я вас уважаю, но... — она встала и продолжала стоя, — но, извините, быть вашей женой я не могу. Будем говорить серьезно. Дмитрий Ионыч, вы знаете, больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима".

"Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему".

"Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго, и, когда кончила, ее долго благодарили и восхищались ею.

«А хорошо, что я на ней не женился», — подумал Старцев"

"Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница".

"— Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, — продолжала она. — Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке".

"Всё это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то, он вспомнил всё сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

"И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

— Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?"

"А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым"

Задание 1. Составить цветовую диаграмму восприятия чеховского рассказа с помощью полосок цветной бумаги, выделив в тексте слова со значением цвета

Кроме мастерства, небольшой доход приносила ему также игра на скрипке. В городке на свадьбах играл обыкновенно жидовский оркестр, которым управлял лудильщик Моисей Ильич Шахкес, бравший себе больше половины дохода. Так как Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни, то Шахкес иногда приглашал его в оркестр с платою по пятьдесят копеек в день, не считая подарков от гостей. Когда Бронза сидел в оркестре, то у него прежде всего потело и багровело лицо; было жарко, пахло чесноком до духоты, скрипка взвизгивала, у правого уха хрипел контрабас, у левого — плакала флейта, на которой играл рыжий тощий жид с целою сетью красных и синих жилок на лице, носивший фамилию известного богача Ротшильда.

Потом поднял счеты и опять долго щелкал и глубоко, напряженно вздыхал. Лицо у него было багрово и мокро от пота. Он думал о том, что если бы эту пропащую тысячу рублей положить в банк, то в год проценту накопилось бы самое малое — сорок рублей. Значит, и эти сорок рублей тоже убыток. Одним словом, куда ни повернись, везде только убытки и больше ничего. — Яков! — познала Марфа неожиданно. — Я умираю!

Он оглянулся на жену. Лицо у нее было розовое от жара, необыкновенно ясное и радостное.

Был уже рассвет, в окно видно было, как горела утренняя заря

Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть.

А вот широкая старая верба с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда... И вдруг в памяти Якова, как живой, вырос младенчик с белокурыми волосами и верба, про которую говорила Марфа. Да, это и есть та самая верба — зеленая, тихая, грустная... Как она постарела, бедная!

Он сел под нее и стал вспоминать. На том берегу, где теперь заливной луг, в ту пору стоял крупный березовый лес, а вон на той лысой горе, что виднеется на горизонте, тогда синел старый-старый сосновый бор. По реке ходили барки. А теперь всё ровно и гладко, и на том берегу стоит одна только березка, молоденькая и стройная, как барышня, а на реке только утки да гуси, и не похоже, чтобы здесь когда-нибудь ходили барки. Кажется, против прежнего и гусей стало меньше. Яков закрыл глаза, и в воображении его одно навстречу другому понеслись громадные стада белых гусей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."

Два конспекта уроков литературы в 7 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Конспект урока во 1 классе: "Охрана растений" УМК "Школа России"

апишите название материала, краткую аннотацию. С помощью кнопки "Обзор" добавьте файл с основным содержанием материала. Чтобы Ваш материал был максимально востребован и хорошо находился в Яндексе и...

Конспект урока по литературе ( 9 классе )

Тема урока:  Дружба в лирике  А.С.Пушкина. И. И. Пущину « Во глубине сибирских руд…»- свидетельство душевной доброты, щедрости , верности идеалам дружбы...

Конспект урока по математике на тему: "Таблица умножения"

Цели деятельности учителя: составление таблицы умножения.Программа "Перспектива"....

Конспект урока в 1 классе по изобразительной деятельности "Хохлома"

Конспект урока подходит для учеников 1 класса, а так же для детей подготовительной к школе группе...

Конспект урока- игры по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Украшение Марса комнатными растениями».

Урок изучения нового материала  по технологии РКМЧП.Цель: Познакомится с разнообразием комнатных растений,  выявить общие и отличительные особенности ухода за растениями....