Конспект урока- игры по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Украшение Марса комнатными растениями».
план-конспект по окружающему миру

Ануфриева Ирина Сергеевна

Урок изучения нового материала  по технологии РКМЧП.Цель: Познакомится с разнообразием комнатных растений,  выявить общие и отличительные особенности ухода за растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkmchp_puteshestvie_na_mars_s_komnatnymi_tsvetami.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока- игры по окружающему  миру

В 3 классе.

Тема: «Украшение Марса комнатными растениями».

Урок изучения нового материала  по технологии РКМЧП

                                                             Учитель начальных классов

                                                                                    Ануфриева И.С.

Цель: Познакомится с разнообразием комнатных растений,  выявить общие и отличительные особенности ухода за растениями.

Задачи:

Предметные: -научить определять комнатные растения по существенным признакам

Метапредметные:

-Развивать познавательные  УУД ( анализ, сравнение);

- Развивать регулятивные  УУД (оценивание, контроль);

- Развивать коммуникативные УУД ( умения строить речевые высказывания, умения взаимодействовать в группе)

Оборудование:

- демонстрационные картинки с растениями;

- пазлы для деления на группы с изображением фиалки, хлорофитума, герани, орхидеи;

- тексты для чтения;

- памятка для самостоятельной работы с таблицей;

- индивидуальные карточки с текстами;

- демонстрационные карточки плана работы на уроке

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация.

Ребята, вчера на  почту мне  пришло письмо с Марса. Марсиане хотят чтоб их дома были красивыми и просят нас помочь украсить их растениями. Поможем?

Только какие растения могут украшать их дома, как вы думаете?

Д. – комнатные

У.- А какие комнатные растения  вы знаете, у вас есть дома?

  - Что можете рассказать о них марсианам?

(На доске составляется кластер с ответами)

3. Проблематизация

У. Ребята, но наши друзья не хотят, чтоб растения там погибли, поэтому просят дать совет как за ними ухаживать. Правда ли, что все комнатные растения требуют одинакового ухода?

Учащиеся пытаются дать ответ, опираясь на свои знания

У._ а как вы думаете, на что нужно обращать внимание при уходе?

4. Целеполагание

У. –Тогда цель нашей работы - составить  памятку для ухода за комнатными растениями

5. Критерии оценивания

У. – А как мы поймем, что достигли цели?

( ответы детей)

У. Чтобы мы видели, как мы достигаем цели, на доске будет вывешен план работы и напротив каждого этапа,  каждый из вас будет  ставить:

 5 баллов  - если все сделано правильно

- 1 балл -  за каждый этап невыполненного задания

0 баллов – задание не выполнено.

В конце урока подсчитаем баллы.  

У.- кто подсчитал, какое максимальное количество баллов он может получить ?

( 20 баллов)

6. Планирование

У.- Для достижения нашей цели необходим  план работы.

Как вы думаете, правильно ли он составлен? Почему?

 Давайте вместе составим правильный план работы.

( На доске вывешены карточки для составления плана работы.  Их надо выстроить в логическом порядке. Учащиеся составляют план работы)

Сделай вывод.

Познакомиться с разнообразием комнатных растений

На примере конкретных растений выявить общие пункт для ухода

Составить памятку ухода за растениями

7. Работа по плану

У.-  Марсиане прислали нам растения, которые хотели бы у себя иметь. Чтоб работы выполнить качественно и быстро мы будем работать в группах., где вы будете помогать друг другу.

Для этого каждый из вас возьмет фрагмент картинки и  найдет товарища,  у которого есть другой фрагмент. Собрав все фрагменты, вы объединитесь в одну группу.

 ( У каждого на столе фрагменты фиалки, хлорофитума, пеларгонии, орхидеи)

Стадия вызова

- какие растения у вас получились?

- Что вы о них знаете?

( каждая группа составляет свой кластер, по своему растению)

Работа   с картинками, соотнесение их с классными цветами. (технология критического мышления)

У.-  Мы установили, что такие растения у нас есть в классе. Возьмите по своему цветку в свою группу.

А сейчас мы сами побудем исследователями и попробуем разобраться, как же ухаживать за каждый из них?

  1. Индивидуальная.( Каждый ученик из группы рассматривает цветок и пользуясь памяткой , заносит в таблицу данные)
  2. Групповая работа (Каждый участник своей группы делится с товарищами данными, которые у них получились. Если  результаты совпадают, то данные обводятся зеленой ручкой, а если не совпадают, то ставится вопрос, который в дальнейшем требует разъяснения.
  3. Коллективная работа.

(Данные со всех групп заносятся в таблицу на доске.

Вопросы, которые возникли, выслушиваются и разъясняются)

Название растения

корни

стебель

листья

цветы

ПАМЯТКА

  1. -Смотрю на растение

-Ищу корни

-Записываю.

  1. Смотрю на  стебель

-Записываю

       3. Смотрю на листья. ( они мясистые, большие, маленькие, гладкие)

          - выбираю нужное

          - Записываю.

       4. Смотрю на цветок ( есть цветы , не цветет, маленькие , большие, цвет).

          Беру карандаш нужного цвета, рисую круг и закрашиваю его.

  1. Смотрю, где стоит растение.
  2. Смотрю почву растений

       6. Если нужно, дополняю записи.

Вывод:

У- Что же общего есть у комнатных растений?

Можно ли для них дать общие рекомендации ухода?

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем

Марсианам помогаем.

Топнем правою ногой- видим лес перед собой.

Топнем левою ногой- фрукты рву своей рукой.

Помашу рукою правой- дождик льется для забавы.

Ну а левой помашу- Марсу руку протяну.

Стадия Размышления

Чтение текста с пометками (технология критического мышления)

+ - я это знаю

?- это для меня новое

Чертой подчеркните ключевые слова.

Марсиане нам прислали текст и просят помочь выявить главное в уходе. Ваша задача прочитать его с пометками

(Учащиеся самостоятельно читают текс, ставят пометки.

Стадия  Осмысления

Составление памятки

свет

полив

земля

опрыскивание

фиалка

хлорофитум

пеларгония

орхидея

8. Подведение итогов

Выявите общие правила ухода, которые мы отравим марсианам.

(ключевые слова –карточки прикрепляются на доску. Из карточек выбираются правила ухода за растениями.

9. Рефлексия

У.- Ребята, отправим ли мы наши растения марсианам? Почему?

-  По каким признакам мы поймем, что там комнатные растения не смогут жить?

- Что мы посоветуем?

-Достигли ли вы поставленной цели?

- Кто набрал 19-20 баллов за урок? Тот поработал на «Отлично»

- У кого  16-18 – «Хорошо»

- Какие  ошибки были в ходе работы?

- Почему?

10. Перспектива

- Подготовить сообщения о теневыносливых комнатных растениях.

- подготовить сообщение о своих комнатных растениях.

Тексты  для  чтения с пометками

Фиалка (сенполия)

 Многолетнее растение родом из Африки, стебель ее невысокий, листья собраны розеткой, цветы разнообразной формы, размера, окраски: синей, фиолетовой, белоснежной, розовой, винной, сиреневой. Растения очень капризны, чтобы полюбоваться их красивым цветущим видом, необходимо ухаживать за ними по правилам.

Для маленькой сенполии подойдет горшком 5-7 см в диаметре, для взрослого цветка 10-12 см. В целом, нужно смотреть на розетку и брать емкость диаметром в два раза меньше. Высота должна быть не более 10 см.

 Сенполиям требуется слабокислые почвы. Приобретают специальную землю в цветочном магазине. Сделать грунт правильно нетрудно, это – листовая земля, торф, древесный уголь, мох. На дно укладывают керамзит, мелкую гальку. Пересадка требуется раз в году, в свежий субстрат.

Фиалки предпочитают световой день минимум 10 часов, свет нужен рассеянный, от прямых солнечных лучей цветы притеняют.

Сенполию располагают на западной или восточной стороне.

Растение любит высокую температуру. С начала весны до осени цветам нужно +20…+22 °С. Зимой не ниже +18…+20 °С. Летом, когда +30 °С.

Xлopoфитyм

Распространённое комнатное растение, пришедшее к нам из Южной Aмepики. Цeнитcя зa нeпpиxoтливocть и интepecный внeшний вид. Пpи минимaльнoм yxoдe oбpaзyeтcя пышный и кpacивый кycт .

В природе предпочитает влажные места — селится по берегам рек и ручьев.

В природе насчитывается более 200 видов.

 Пpeдпoчитaeт cвeтлыe или cлeгкa зaтeнeнныe мecтa.

 Пpeдпoчитaeт yмepeннoe тeплo, нe боится жapы. 3имoй тeмпepaтypa нe дoлжнa oпycкaтьcя нижe +10°C. Pacтeниe пepиoдичecки вынocят нa cвeжий вoздyx, пpeдycмaтpивaя зaщитy oт вeтpa и дoждя.

 Becь пepиoд aктивнoгo pocтa (c вecны дo oceни) пoливaют oбильнo. Ha pocт нoвыx пoбeгoв pacтeниe зaтpaчивaeт мнoгo влaги. Cкyдныe пoливы cтимyлиpyют oбpaзoвaниe нa кopняx клyбнeвидныx yтoлщeний — pacтeниe зaпacaeт в ниx влaгy нa cлyчaй пoвтopнoй зacyxи. 3имoй чacтoтy и интeнcивнocть пoливoв coкpaщaют, нo пoчвa дoлжнa пocтoяннo ocтaвaтьcя yвлaжнeннoй.

Пpидepживaютcя нeйтpaльнoй киcлoтнocти пoчвы. Гpyнтoвyю cмecь cocтaвляют из paвныx чacтeй дepнa, пepeгнoя, лиcтoвoй зeмли. Для pыxлocти дoбaвляют пecoк.

Moлoдыe кycтики пepecaживaют в нoвыe eмкocти кaждый гoд. Oптимaльный интepвaл для взpocлыx pacтeний — 2-3 гoдa. Ha днo гopшкa нacыпaют дpeнaж — peчнyю гaлькy или кepaмзит.

Пеларгония

 Комнатное растение пеларгония (в народе его чаще называют домашней или комнатной геранью), относится к семейству Гераниевые.

Пеларгония любит хорошо освещенные места и для выращивания в горшке, и для ее летнего содержания в саду на клумбе. На подоконнике, в самые жаркие летние дни, желательно прикрыть ее листья от палящего солнца. В остальное время года она только рада солнечному свету,

В летнее время пеларгонию нужно поливать ежедневно, но понемногу. Вода должна быть комнатной температуры и отстоянная. Избегайте чрезмерного увлажнения почвы и попадания воды на листья и цветы

Грунт для пеларгоний должен быть плодородным и рыхлым. Для домашнего содержания в горшках можно приобрести специальную почвенную смесь для цветущих гераней или пеларгоний. Самостоятельно почву можно приготовить из смеси огородной земли, песка и торфа в равных количествах.

Орхидея

 Тропические цветы в комнатных условиях принадлежат к светолюбивым культурам, но при этом прямых солнечных лучей они не переносят. Орхидеи нужно размещать у тех окон, которые выходят на запад или восток.

В большинстве случаев орхидеи достаточно поливать около одного раза в неделю. Поливать орхидею лучше методом погружения в воду или методом душевания, при этом первый способ гораздо проще и надежнее. В емкость с дождевой или другой мягкой водой погружают горшок с орхидеей так, чтобы субстрат хорошо пропитался влагой (не больше, чем на 20-30 минут)

Все без исключения орхидеи нуждаются в достаточно высокой концентрации удобрений в почве. Для этих культур можно использовать только специальные, предназначенные для орхидей удобрения и вносить их нужно только вместе с водой для полива

Для того чтобы у орхидей наступило цветение, им необходимы прохладные условия, в частности температура ночью в период подготовки к цветению должна опускаться хотя бы до 15-18 градусов.

           Этапы урока:

Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.

1 этап: Актуализация знаний.

 Мотивация деятельности учащихся.

Его цель – Актуализировать то, что учащимся уже известно..  Использовалась загадка

2 этап: Проблематизация.

Цель:  Выявить проблему по данной теме

3 этап: Целеполагание, выстраивание плана работы и критерии оценивания

Цели этого этапа –самостоятельное формулирование  цели и задач урока. Составление плана действия. Формулирование правила.

4 этап: Основной этап урока

Цель:  освоение  новых знаний и применение новых знаний на практике - при помощи учителя, отработка алгоритма выявления признаков насекомых

5 этап: Самостоятельная работа. Работа индивидуальная, потом групповая.

Цель: научить учащихся алгоритму нахождения существенных и несущественных признаков. Была использована технология «Критического мышления»

6 этап:  Самостоятельная работа.

Цель: проверка уровня сформированности знаний полученных за урок.

7  этап. Рефлексия и оценивание

Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.

8. этап.  Определение перспективы.

Цель:  выявление вопросов, которые остались, а у слабых учащихся определения дополнительных заданий для успешного усвоения темы.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала красочную компьютерную презентацию, памятку и карточки, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цели в течение урока были достигнуты.

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Труд детей был оценён, были выставлены  положительные отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по разделу учимся трудиться Тема: «Уход за комнатными растениями»

Конспект составлен по разделу "учимся трудиться" для детей старшего возраста....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ     Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...

Конспект занятия труд в природе Подготовительная группа Тема: « Уход за комнатными растениями»

Конспект занятия труд в природе    Тема:  « Уход за комнатными растениями»   Подготовительная группа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей на тему: «Уход за комнатным растением-фикусом»

Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является основным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологическ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Рассказы о комнатных растениях по схеме".

Цели: уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение , расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование связной речи....

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Знакомство с комнатными растениями» (Рассматривание фикуса).

Тема: «Знакомство с комнатными растениями».(Рассматривание фикуса).    Задачи: формировать у детей первоначальное представление о комнатном растении – фикусе. Отм...