Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе (дети 5-7 лет) на тему: «Волшебный мир магнитов»
план-конспект занятия по окружающему миру

Лифанов Виктор Владимирович

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в разновозрастной группе (дети 5-7 лет) на тему: "Волшебный мир магнитов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_detmi.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение  «Социальный приют для детей и подростков «Забота» в Алексеевском муниципальном районе»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе (дети 5-7 лет)

Тема: «Волшебный мир магнитов».

                                                                               воспитатель:

                                                                              Лифанов Виктор Владимирович

2022г.

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом;

сформировать представление о свойствах магнита;

развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе экспериментирования;

развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук;

обогащать словарный запас детей;

закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности;

воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, аккуратность при работе с магнитом, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.

Материалы и оборудование: круглый большой магнит для демонстрации; прямоугольные магнитики, магнитная доска, замки различных цветов и форм с магнитными ключами, металлические предметы (скрепки, монетки, болтики, ключи), неметаллические предметы (пластмассовые кубики, куски ткани, бумага, деревянные карандаши, ластики), наглядная иллюстрация (о правилах поведения в лаборатории, свойствах магнита), картинки с изображением сказочных героев («Золушка», «Буратино», «Тачки»), баночки с водой, палочки с нитками, тарелочки с рисом, бумажные машинки, макеты гоночных трасс, столы для опытов.

Форма проведения: познавательно-исследовательская, игровая.

Методы и приемы: словесный (беседы, проблемные ситуации, вопросы, загадка, рассказы воспитателя и детей о свойствах магнита);

наглядный (иллюстрации, демонстрационный материал);

создание проблемной ситуации (постановка проблемного вопроса);  

практическая работа (проведение опытов с магнитом, динамическая пауза «Буратино»).

Предварительная работа: рассматривание картинок, видеороликов, иллюстраций в книгах с изображением магнита;

игры с магнитной доской и магнитными картинками, цифрами.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

(Дети сидят в группе на стульчиках)

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро!!!

Воспитатель: Ребята, я сегодня нашел какой-то необыкновенный камень, который «дружит» с металлическими предметами. Как вы думаете, что это за волшебный камень? (Показывает детям чудесный мешочек. Они на ощупь его трогают).

Бывает маленьким, большим.

                                         Железо очень дружит с ним.

   С ним и незрячий, непременно,

                                         Найдет иголку в куче сена.

(Ответы детей: Магнит)

Воспитатель: Правильно, это магнит.

2. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, а хотите наглядно изучить «волшебные» свойства этого удивительного камня?  

(Ответы детей: Да, очень хотим)

Воспитатель: А кто мне из вас скажет, как называется место, где проводятся различные эксперименты и опыты?

(Ответы детей: Лаборатория)

Воспитатель: Да. Это - лаборатория. А как называются профессии людей, которые в них работают?

(Ответы детей: Учёные, исследователи, лаборанты)

Воспитатель: Молодцы, ребята. И сегодня на занятии мы с вами посетим экспериментальную лабораторию, где познакомимся с удивительным миром магнитов и поближе изучим их свойства. А чтобы в неё попасть, нам нужно сообща выполнить небольшое задание: правильно подобрать ключи к замкам двери.

(Дети поочередно встают, подбирают ключи к замкам двери по цвету и форме. Дверь в лабораторию открывается).

II. Основная часть.

1. Знакомство с лабораторией.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами в волшебной лаборатории. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в ней?

(Ответы детей: Вести себя нужно спокойно; аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать; незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус…)

Воспитатель: Правильно, ребята. Все правила поведения в нашей лаборатории расположены на этой табличке.

(Воспитатель показывает детям табличку с изображением правил поведения в лаборатории)

Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните. Мы будем их все выполнять. В лаборатории внимательно рассматриваем изучаемые предметы, внимательно слушаем взрослых, что они вам будут говорить, громко не разговаривать и не кричать, ничего не трогать без разрешения, работать на своем рабочем месте, соблюдать осторожность во время проведения эксперимента и делать выводы после каждого опыта. Договорились?

(Ответы детей: Да. Договорились) 

2. Проведение экспериментальных опытов с магнитом.

Воспитатель: Отлично. В таком случае я предлагаю вам приступить к изучению «волшебных» свойств магнита. Для проведения первого опыта подойдите, пожалуйста, к первому столу.

(Дети спокойно подходят к первому столу и встают вокруг него).

Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?».

Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежат магниты. Аккуратно возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.

(Каждый ребенок берет магнит в руку и внимательно исследует).

Воспитатель: Какой он на ощупь?

(Ответы детей: Черный, гладкий, холодный, твердый, тяжелый, легкий, прямоугольный, круглый)

Воспитатель: Все верно. А теперь давайте поэкспериментируем, чтобы определить, какими свойствами обладает магнит. У нас на столе лежат вперемешку различные предметы. Их нужно разделить следующим образом: справа положить все предметы, которые магнит притягивает, слева – которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим?

(Ответы детей: Нужно взять магнит и провести им над предметами)

Воспитатель: Правильно. Приступайте.

(Дети проводят магнитами над предметами. Если предмет притягивается к нему, то откладывают его в правую сторону, если не притягивается – в левую).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно выполнили опыт. А теперь расскажите, какие предметы магнит притянул?

(Ответы детей: Магнит притянул металлические скребки, монетки и болтики)

Воспитатель: А на какие предметы магнит не реагировал?

(Ответы детей: Магнит не притянул пластмассовые кубики, куски ткани, бумагу, деревянные карандаши, ластики)

Воспитатель: И из всего вышесказанного, какой вывод мы с вами сделаем?

(Ответы детей: Мы сделаем вывод, что магнит притягивает только металлические предметы)

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу. Магниты – это куски железа различной формы, которые притягивают к себе металлические предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому их мы не можем подцепить магнитом. Запомнили?

(Ответы детей: Да. Запомнили)

Воспитатель: Отлично. Давайте возьмем магниты с собой и перейдем к следующему столу для проведения второго опыта.

(Каждый ребенок берет магнит в руку, и все вместе переходят к следующему столу).

Опыт №2 «Достань без помощи рук».

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

(Ответы детей: Любим)

Воспитатель: Замечательно. Сейчас я покажу вам картинку, а вы назовите имя главного героя и название сказки.

(Воспитатель показывает детям картинку с изображением Золушки, которая перебирает крупу).

(Ответы детей: Это Золушка)

Воспитатель: Правильно. Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу по дому. Как только бедняжка заканчивала, она высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, и заставляла Золушку отделять одну крупу  от другой. А на этот раз мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в рис скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы  вновь увидеться с Принцем. Как помочь ей быстро справиться с работой?

(Ответы детей: Можно использовать магнит. Поводим магнит над миской с рисом, и скрепки притянутся к нему)

Воспитатель: Хорошо, приступайте к опыту, помогите Золушке.

(Дети с помощью магнита достают скрепки из тарелочек с рисом).

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с заданием. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива. Ребята, скажите, какой вывод мы с вами сделаем из этого опыта?

(Ответы детей: Мы сделаем вывод, что магнит способен притягивать металлические предметы среди неметаллических)

Воспитатель: Отлично. Давайте возьмем магниты с собой и перейдем к следующему столу для проведения третьего опыта.

(Каждый ребенок берет магнит в руку, и все вместе переходят к следующему столу).

Опыт №3 «Рыбалка».

Воспитатель: Ребята, сейчас я покажу вам еще одну картинку, а вы посмотрите внимательно и назовите имя главного героя, а также название сказки.

(Воспитатель показывает детям картинку с изображением Буратино, который сидит грустный на берегу озера).

(Ответы детей: Это Буратино из сказки «Золотой Ключик»)

Воспитатель: Правильно. В этой сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок, а ключ спрятал на дне озера. Если Буратино сможет достать этот ключ, то он откроет им замок, и куклы будут свободны. Как мы сможем помочь главному герою?

(Ответы детей: Попробуем опустить магнит в воду, чтобы он притянул к себе ключ)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Давайте возьмем наши магнитики, присоединим их к ниточке с палочкой, и проведем следующий опыт.

(Воспитатель помогает детям в подготовке к опыту).

Воспитатель: Ребята, у всех удочки с магнитом готовы?

(Ответы детей: Да. Готовы)

Воспитатель: Хорошо. У нас на столах стоят емкости с водой. Теперь аккуратно опускаем магнит в воду и пробуем достать ключики.

(Дети выполняют опыт под контролем воспитателя).

Воспитатель: Ребята, расскажите, что у вас получилось?

(Ответы детей: Опустили магнит в воду, он притянул к себе ключик, и мы смогли достать его из воды)

Воспитатель: Все правильно. Молодцы. И на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями. И какой вывод сделаем с вами из этого опыта?

(Ответы детей: Магнит сохраняет в воде способность притягивать металлические предметы)

Воспитатель: Совершенно верно. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. А теперь я предлагаю провести небольшую физкультминутку.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,                          

Раз нагнулся, два нагнулся,              

Руки в стороны развёл,                   Оглянулся и пошёл.                       

(Стоя  потянуться, прогибая спину)

(Руки на поясе, наклоны вправо,  влево)

 (Развести руки в стороны)

 (Оглянуться вправо, влево, ходьба на месте)

Воспитатель: Ребята, продолжаем экспериментирование. Берем наши магнитики и проходим к следующему столу для четвертого опыта.

(Каждый ребенок берет магнит в руку, и все вместе переходят к следующему столу).

Опыт №4 «Большие гонки».

(Воспитатель показывает детям картинку с изображением гоночных машин из мультфильма «Тачки»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Я думаю вам хорошо известно название этого мультфильма?

(Ответы детей: Это мультфильм «Тачки». В главной роли «Молния» Маккуин)

Воспитатель: Совершенно верно. А как вы думаете, можно ли заставить двигаться бумажную машинку с помощью магнита? 

(Ответы детей: Нет, потому что она изготовлена из бумаги)

Воспитатель: А моя машинка может. Посмотрите.

(Воспитатель берет бумажную машинку со стола, кладет ее на картонный макет гоночной трассы, и с помощью магнита снизу начинает ей управлять. Дети удивленно наблюдают за гонкой).

Воспитатель: А вы знаете, почему машинка управляется магнитом?

(Ответы детей: Внутри есть какой-нибудь металлический предмет)

Воспитатель: Верно. И благодаря этому она приводится в движение. Хотите сами поучаствовать в большой гонке?

(Ответы детей: Хотим)

Воспитатель: Замечательно. Давайте проведем с вами следующий опыт. Для этого возьмем со стола макеты гоночных трасс, положим на них бумажные машинки, и с помощью магнитов проведем «Большие гонки».

(Дети под контролем воспитателя готовятся к проведению опыта).

Воспитатель: Все готовы?

(Ответы детей: Да)

Воспитатель: Поехали.

(Дети весело и активно управляют машинками с помощью магнитов. После завершения опыта возвращают их обратно на стол).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все отлично справились. А теперь давайте сделаем вывод из этого опыта.

(Ответы детей: Магнит может притягивать металлические предметы через бумагу и картон) 

Воспитатель: Верно. Магнитная сила проходит через бумагу и картон. Поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять наглядный материал к металлической доске или записки к металлической дверце холодильника.

Опыт №5. «Противоположности притягиваются».

Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Ответы детей: Притягиваются)

Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт и проверим наше предположение. Встанем парами, повернемся  друг к другу. Один из вас держит магнит в руке, а другой – подносит к нему свой магнит.

(Дети выполняют условия эксперимента).

 Воспитатель: Расскажите, что произошло?

(Ответы детей: Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)

Воспитатель: Хорошо. А теперь попробуйте поднести магнит друг к другу другой стороной.

(Дети подносят магниты друг к другу другой стороной).

Воспитатель: Что мы видим?

(Ответы детей: Магниты не притягиваются, «убегают» друг от друга)

Воспитатель: Правильно. Потому что любой магнит имеет два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный – в красный.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: К сожалению, ребята, наше время пребывания в «волшебной» лаборатории подходит к концу. Давайте по картинкам вспомним, с какими свойствами магнита мы наглядно познакомились.

(Ответы детей: Магнит притягивает только предметы из металла; магнит действует на расстоянии; магнит сохраняет способность притягивать в воде; магнит способен притягивать через различные неметаллические предметы; магнит притягивается друг к другу разными полюсами)

2. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо усвоили новый материал. А вам понравилось сегодня быть учеными?

(Ответы детей: Да, очень понравилось)

Воспитатель: Отлично. А чтобы у вас была возможность еще поэкспериментировать, я хочу оставить вам в подарок магнитики, с которым вы сегодня работали.

(Ответы детей: Спасибо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста Тема: «Путешествие по волшебной полянке»

Тема: «Путешествие по волшебной полянке» Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, констр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности(разделы: развитие элементарных математических представлений,...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 4 – 6 лет Тема: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

1.Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек.2.Упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам.3.Развивать внимание, логическое мышление.4.Воспитывать инт...