Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» (экология) разновозрастная группа дети (4-6 лет)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кузнецова Анастасия Вячеславовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» (экология)

разновозрастная группа дети (4-6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Тема:   «Осень» 05.09-30.09

«Что изменилось осенью» (05.09-09.09)

Диагностика

Диагностика

«Сельскохозяйственные промыслы» (12.09-16.09)

Диагностика

Диагностика

«Поведение в природе» (19.09-23.09)

«Мои друзья»

Цель: формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

[1, стр.24]

Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке»

Цель: уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые.

[3, стр.19]

«Лесные превращения» (26.09-30.09)

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

[2, стр. 30]

Наблюдение «Все цветы разные»

Цель: уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок.

 [3, стр.20]

Тема: «Я в мире человек» (03.10-21.10)

«В здоровом теле здоровый дух» (03.10-07.10)

«Петрушка идет трудиться»

Цель: учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

[1, стр. 21]

Наблюдение «Что бывает на растениях после цветов?»

Цель: уточнять представление детей о том, что растения живые – они растут и изменяются.

[3, стр. 27]

«Большая семья» (10.10-14.10)

«Прохождение экологической тропы»

Цель: расширить представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

[2, стр. 33]

Наблюдение «Кто живет в аквариуме?»

Цель: уточнить представления детей о том, кто живет в аквариуме; формировать представления о том, что рыбки живут в хороших условиях; уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела.

[3, стр.36]

«Что я знаю о себе» (17.10-21.10)

«Моя семья»

Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

[1, стр. 19]

«К ребятам приходит Айболит»

Цель: расширение представлений об овощах, воспитание интереса к своему здоровью.

[3, стр.28]

Тема: «Мой город, моя страна» (24.10-11.11)

«Родной край» (24.10-28.10)

«Знакомство с декоративными птицами» (на примере канарейки)

Цель: дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.

 [2, стр. 36]

«Что растет в лесу?»

Цель: дать детям первоначальное знания о лесе (в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы; в лесу тень и прохладно и т.п.); познакомить с произведениями искусства.

[3, стр. 45]

«День народного единства» (31.10-3.11)

Целевая прогулка «Что такое улица»

Цель: формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

[1, стр. 31]

Дидактическая игра «Я и друзья»

Цель: учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.

[1, стр. 57]

        «Мы - пешеходы. Транспорт» (7.11-11.11)

«Осенние посиделки» (беседа о домашних животных)

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботится о домашних животных.

[2, стр. 38]

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой, свиньей)

Цель: познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными; формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают и т.д.).

[3, стр. 56]

Тема: «Новый год» (14.11-30.12)

« У природы нет плохой погоды» (14.11-18.11)

«Расскажи о любимых предметах»

Цель: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

[1, стр. 18]

Дидактическая игра «Помоги Буратино»

Цель: закреплять знания детей о понятиях «природный мир», «рукотворный мир».

[1, стр. 68]

«Как звери готовятся к зиме» (21.11-25.11)

«Скоро зима!» (беседа о жизни диких животных в лесу)

Цель: дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

[2, стр.41]

«Кто живет в лесу?»

Цель: расширять представление детей о лесе (в лесу живут разные животные); учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

[3, стр. 50]

«Улетели, улетели»  (28.11-02.12)

«На чем полетят человечки?»

Цель: учить выделять общие признаки  резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

[1, стр. 59]

Чтение стихотворения В. Лившица «Поросята»

Цель: продолжать расширять представления о домашних животных

 [3, стр.59]

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» (05.12-09.12)

«Петрушка - физкультурник» вариант 2

Цель: побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению

[1, стр. 29]

Дидактическая игра «Найди названный предмет»

Цель: закреплять умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы для труда); называть предметы обобщенным словом. Учить находить по описанным признакам предмет; закреплять умение.

[1, стр. 65]

«Кто придёт на праздник к нам?» (12.12-16.12)

«Дежурство в уголке природы»

Цель: показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

[2, стр. 43]

Наблюдение «Как узнать ель»

Цель: упражнять в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

[3, стр. 67]

«Скоро праздник Новый год» (19.12-23.12)

«Петрушка идет рисовать»

Цель: продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

[1, стр. 26]

 «Коллективное изготовление альбома «Елочка»»

Цель: уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее; упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

[3, стр. 73]

«Подарки друзьям и близким» (26.12-30.12)

«Почему растаяла Снегурочка?»

Цель: расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

[1, стр. 45]

Наблюдение «Делаем цветные льдинки»

Цель: показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку.

[3, стр. 81]

Тема: «Зима» (09.01-03.02)

«Зимушка хрустальная» (09.01-13.01)

«Узнай все о себе, воздушный шарик»

Цель: познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

[1, стр. 33]

Дидактическая игра «Группируй предметы»

Цель: учить понимать назначение и функции предметов, необходимых для жизни человека, и выделять их общие признаки; группировать предметы по способу использования.

[1, стр. 66]

«Зимние забавы» (16.01-20.01)

«Стайка снегирей на ветках рябины»

Цель: расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

[2, стр. 48]

Игра «Назови предмет»

Цель: закреплять умение группировать предметы по происхождению (рукотворный и природный мир), по назначению.

[1, стр. 69]

«Зимние чудеса»  (23.01-27.01)

«Замечательный врач»

 Цель: дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда врача и медсестры отражают их чувства, личностные качества, интересы.

[1, стр. 34]

Игра «Лото»

Цель: уточнять о труде взрослого, орудиях труда.

[1, стр. 79]

«Северные друзья» (30.01-03.02)

«В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой)

Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

[2, стр. 50]

Игра «Угадай, что из чего сделано»

Цель: упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны.

[1, стр. 81]

Тема: «День защитника Отечества» (06.02-22.02)

«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» (06.02-10.02)

«В мире стекла»

Цель: помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

[1, стр. 36]

Игра «Отгадай материал»

Цель: закреплять знание детей о свойствах и качествах материалов и их названиях.

[1, стр. 75]

«Былинные герои» (13.02-17.02)

«Рассматривание кролика»

 Цель: дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

[2, стр. 53]

Игра «Где твое место?»

Цель: закреплять знания о свойствах и качествах материалов. Развивать внимание, быстроту реакции.

[1, стр. 75]

«Папа защитник, папа-герой» (20.02-22.02)

«Наша армия»

Цель: дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

[1, стр. 37]

Игра «Что я видел?»

Цель: упражнять детей  в узнавании предметов, сделанных из разных материалов. Развивать память, внимание, наблюдательность.

[1, стр. 76]

Тема: «Международный женский день» (27.02-10.03)

«Я люблю свою семью» (27.02-3.03)

«Посадка лука»

Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать  трудовые умения и навыки.

[2, стр. 54]

Игра «Собери пару»

Цель: учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы.

[1, стр. 77]

«Международный женский день» (06.03-10.03)

«В мире пластмассы»

Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

[1, стр. 40]

Игра «Что из чего будет»

Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых сделаны предметы

[1, стр. 77]

Тема: «Народная культура и традиции» (13.03-31.03)

«Народная игрушка» (13.03-17.03)

«Мир комнатных растений»

Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. 

[2, стр. 57]

«Починка деревянных предметов»

Цель: уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов.

[3, стр. 130]

«Народные промыслы» (20.03-24.03)

«В гостях у музыкального руководителя»

Цель: познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к понятию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношение к нему.

[1, стр. 41]

Игра «Не ошибись!»

Цель: побуждать детей запомнить названия детских музыкальных инструментов; закреплять понятие о том, что без недастающей части предмет трудно использовать.

[1, стр. 79]

 «Книжкина неделя» (27.03-31.03)

«В гости к хозяйке луга»

Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

[2, стр. 59]

«Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина»

Цель: воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно отображать в рисунках; воспитывать желание участвовать в создании книги о природе.

[3, стр. 146]

Тема: «Весна» (03.04-21.04)

«Что изменилось весной?»  (03.04-07.04)

«Путешествие в прошлое кресла» вариант 1

Цель: знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

[1, стр. 43]

Игра «Необычные цветы»

Цель: побуждать детей группировать предметы по способу использования; упражнять в употреблении обобщающих слов (посуда, одежда, мебель и др.)

[1, стр. 78]

«День космонавтики» (10.04-14.04)

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

[2, стр. 64]

Игра «Дорисуй то, что я задумал»

Цель: побуждать детей узнавать предметы по отдельным частям; закреплять знания о разнообразии материалов; развивать желание эстетически преобразовывать предметы.

[1, стр. 81]

«Мы бережём природу» (17.04-21.04)

«Мой город»

Цель: продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свое село.

[1, стр. 46]

Игра-забава с карандашом

Цель: углублять представление детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы.

 [1, стр.76]

Тема: «День Победы» (24.04-05.05)

«Они защищали Родину» (24.04-28.04)

«Экологическая тропа весной»

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

[2, стр. 66]

Игра «Оглянись вокруг»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между потребностями человека и возможностями материала.

[1, стр. 72]

«Этих дней не смолкнет слава» (02.05-05.05)

«Путешествие в прошлое одежды»

Цель: знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.  Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

[1, стр. 48]

Игра «Путаница»

Цель: закреплять умение группировать материалы (рукотворные и природные).

[1, стр. 73]

Тема: «Лето» (10.05-31.05)

«Летние виды спорта» (15.05-19.05)

«Наш любимый плотник»

Цель: продолжить знакомить детей с трудом сотрудников детского сада. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду.

[1, стр. 49]

Игра «Кого покатаем на машине?»

Цель: побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны. Развивать внимание,  наблюдательность.

[1, стр. 75]

«Как вести себя в лесу» (22.05-26.05)

Диагностик

«Шестиногий народец»  (29.05-31.05)

Диагностика

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96 с.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96 с.
  3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-176 с.: цв. вкл.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» (экология) разновозрастная группа дети (4-6 лет)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие».Вторая младшая группа.

Планирование занятий по формированию математических представлений на год....