Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе 2017-2018 уч.год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тиссен Есения Викторовна

«Мир природы», «Социальное окружение»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование в старшей группе  «Мир природы», «Социальное окружение»

Разработала: Тиссен Е.В.

воспитатель 1 квалификационной категории

Сентябрь

Тема

Программное содержание

1

1.09

Здравствуй, детский сад!

«Детский сад, лето»

Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей "выращивают", заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Дыбина стр.29

2

4.09-8.09

«Осень золотая - природу украшает»

 «В осеннем лукошке всего понемножку» (грибы и ягоды)

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с правилами сбора грибов. Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; побуждать детей сравнивать предметы по назначению и функциям; подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функциями.

Скоролупова  стр.57

3

11.09-15.09

«Хлеб - всему голова!»

«Откуда хлеб пришел»

Закрепить знание детей о хлебе, как одном из величайших богатств  на земле. Рассказать, как на  наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважения к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб. Закрепить название профессий людей, производящих хлеб.

Скоролупова  стр.94

4

18-22

«Улица полна неожиданностей»

«Мы и едем, мы и мчимся, и летим быстрей, чем птица»

Закрепить знания детей о различных видах  транспорт; в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобств перемещения. Рассказать о труде людей, создающих различные транспортные средства и эксплуатирующих их; о значении транспорта в жизни современного общества. Закрепить у детей правила дорожного движения, правила поведения в транспорте;  научить безопасному поведению на улицах большого города.

 Скоролупова стр.9

5

25-29

«Всем работникам в саду я «спасибо» говорю»

«В гостях у кастелянши»

Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней.

Дыбина стр.35

Октябрь

6

2.10-6.10

«Здоровье в порядке»

«Как люди заботятся о своем здоровье»

Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет. Сердце, легкие, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); что организм надо укреплять, развивать, заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); употреблять продукты, богатые витаминами.

Николаева стр.73

7

9.10-13.10

«Знакомимся с Красной книгой России»

«Как человек охраняет природу»

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (региональной, российской).Рассказать, что есть охраняемые животные, растения; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем: показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Николаева стр.110

8

16.10-20.10

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе.

Николаева,  стр. 42

9

23.10-27.10

«Я живу в России»

«С чего начинается Родина»

(семья, быт, традиции)

Расширить представление о понятии «город». Уточнить знание достопримечательностей родного города. Закрепить знания об улице, на которой живешь.  Учить правильно
и точно называть свой домашний адрес, Продолжать формировать интерес к малой родине. Рассказать
о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.

Дыбина – стр.58

Ноябрь

10

30.10-3.11

«Москва – столица моей страны».

«Россия - огромная страна»

Рассказать о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить детей с флагом, гербом, гимном России. Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины. Познакомить детей с понятием «неофициальные символы России»: матрёшка, берёзка, колокольчики, (социализация).

Дыбина – стр.46

11

7.11-10.11

Народы России

«Какие народы живут в России».

Расширение знаний детей о Родине.  Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. 

12

13.11-17.11

«Дом, в котором я живу»

«Предметы, облегчающие труд человека в быту»

(Мебель, предметы дома, обихода, посуда.)

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. Побуждать детей выделять особенности предметов. Совершенствовать умение описывать предмет по их признакам.

Дыбина, стр.21, 24

13

20-24

«Мама – главное слово. Моя семья»

Закреплять  знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботу о женщинах. Продолжать формировать интерес детей к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Дыбина – стр.23

14

27.11-1.12

«Зима в городе»

«Ах ты, зимушка зима, снежная красавица!»

Расширять представление детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах, знания о характерных признаках зимы (снег, замерзает вода, холодно, тепло одеваются). Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать познавательную активность; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Соломенникова стр.57

Декабрь

15

4.12-8.12

«Зимняя азбука безопасности»

 «Игры во дворе»

Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона "03" (научить вызывать "Скорую медицинскую помощь"). Закрепить знания детей о транспорте, о его классификации. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с новыми правилами безопасности на улице.

Дыбина - стр.32

16

11.12-15.12

«Как живется тебе зимой, птица друг мой дорогой?»

«Покормим птиц»

Расширять представление о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц); развивать эмоциональную отзывчивость.

Соломенникова стр.53

17

18.12-22.12

«У каждого зверя своя зима»

Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, определенная среда обитания. Развивать интерес у детей к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Уметь различать разных животных по характерным особенностям.

Скоролупова, стр.13

18

25.12-29.12

«Новый год встречаем, елку наряжаем»

Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес. Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.

Январь

19

9.01-12.01

«Зимние забавы детям»

 Расширить представление детей о зимних забавах (катание на лыжах, коньках, санках, лепка из снега). Закреплять представления о зимних видах спорта.

20

15-19

«В жаркие страны»

«Вот так Африка!»

 Рассказать детям, что мы понимаем под словом «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом – Африкой. Рассказать о природных зонах Африки (тропических лесах, саваннах, пустынях). Объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды.

Скоролупова стр.61

21

22-26

«На Севере дальнем»

«Животные полярных районов Земли»

Расширять знание детей о своей стране – России. Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере; познакомить детей с природой крайнего севера, с жизнью народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод), быте, домашнем укладе, народных праздниках.

Скоролупова стр.66

22

29-2

«Путешествуем по России: природа»

«Леса и луга нашей родины» 

Закреплять знание о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных луга и леса. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира; развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Соломенникова стр.71

Февраль

23

5.02-9.02

«Наука нам поможет все узнать»

Расширять представления детей о разнообразии профессий, конкретных научных действиях; формировать обобщенное понятие «профессия»; обогащать активный словарь. Продолжать развивать внимание, память, мышление; воспитывать положительную мотивацию к обучению.

Санкина, «Познание предметного мира», стр.37

24

12-16

«Масленица широкая пришла, игры и забавы принесла»

Расширять представление о русских народных обычаях и традициях, объяснять их происхождение и назначение. Продолжать знакомить с видами устного народного творчества; воспитывать интерес к фольклору.

Здравствуй мир! стр.261

25

19-22

« Наша страна под надежной защитой»

«Наша Армия сильна - побеждает всех она!»

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.

Дыбина – стр.38

26

26-2

«История моего народа»

«В гости к мастерам»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления изделия (Дымковская барышня, Богородская игрушка, Городецкая роспись, Гжель) и историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусств.

Здравствуй мир! стр.247

Март

27

5.03-7.03

 «Международный женский день!»

«Цветы для мамы, бабушки, сестренки»

Расширять знание о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе, на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям; позитивное отношение к труду, желание трудиться.

Соломенникова стр. 62

28

12-16

«Что весна расскажет нам?»

«К нам весна шагает, быстрыми шагами»

 Расширять представления детей о весне, весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев; расширять представления об изменениях животного и растительного мира с приходом весны. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.  Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, умение чувствовать её красоту.

Скоролупова, стр.8

29

19-23

«Вся природа весной оживает»

«Возвращаются певцы — наши старые жильцы»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и птиц весной (линька, конец спячки, забота о потомстве). Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. Формировать интерес к жизни животных и птиц.   

Скоролупова стр.46

30

26-30

«Книга детям лучший друг»

«Книга в дорогу»

уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге.

Николаева стр.18

Апрель

31

2.04-6.04

Театральная студия.

            « Профессия – артист»

Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах человека этой творческой профессии; подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.

Дыбина – стр.50

32

9-13

«Космические дали нам много рассказали!»

«День космонавтики»

 Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать представление о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли – Луне. Воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; учить фантазировать и мечтать.

Скоролупова       стр. 12

33

16-20

«Если добрый ты – это хорошо»

«Бережно относимся к бумаге». 

«Предметы, которые нас окружают» (экологическая неделя)

 Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины. Бумага очень важна: она идет для изготовления книг. Газет, альбомов. Тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой; старые книмги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.

Николаева,      стр. 100

34

23-28

«Мы юные пожарные»

Формировать навыки поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях. Дать знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Познакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар. Закрепить практические умения: сообщи о пожаре, покинь задымленное помещение. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки, мышление. Воспитывать уважение к труду пожарного, бережное отношение к природе.

Май

35-36

3.05-11.05

«День Победы»

«Героям России - вечная слава!»

Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания детей о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувства гордости за свой народ, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны. Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны

Алешина с.180

37

14-18

«В здоров теле - здоровый дух»

«Тело человека»

Рассказать, как устроено тело человека; о профилактике заболеваний; о важность соблюдения гигиенических процедур. Продолжать формировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

38

21-25

«Загадочный водный мир»

Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях. Дать представление о характерных особенностях и жизнедеятельности природных водоемов и морских жителей.

Николаева       стр. 105

39

28.05-1.06

«Кто такие насекомые и зачем им цветы»

расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках. Обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к  условиям жизни.  Уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека. Показать детям закономерные

связи в природе, роль насекомых и цветов в этом процессе;

 вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе

Николаева,       стр. 85

Используемая литература

1. О.А. Соломенникова «ознакомление с природой в детском саду»

2. С.Н. Николаева «Юный эколог»

3. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

4. О. А. Скоролупова «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста»

5. А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»

6. О.В.  Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада»

7.  Л.К. Санкина «Познание предметного мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе по программе "От рождения до школы"...

Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа

Планирование занятий по формированию целостной картины мира, расширения кругозора....

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе

Сентябрь1 неделяЗанятие 1Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)»Программное содержание: Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потом...