Конспект занятия по окружающему миру "Камни и их свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по окружающему миру познакомит детей 5-6 лет с разнообразным миром камней и их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2022g.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру.

                                    Тема: «Камни и их свойства».

  • Задачи:
  •  Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников

Материалы ,оборудование: лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка,   макет «гора», карандаш, фольга, соль пищевая и мел, галька, алюминиевая ложка, коллекция камней.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

                                Ход занятия.

 (воспитатель под платком держит фигуру животного).

-Здравствуйте, дети. К вам пришел гость из сказки. Кто это? Отгадайте по описанию: «травой да листом кормится». «Шерстка летом буренькая, а  зимой серенька». У него на правой ноге серебряное копытце. «Раз топнет- один камень, два топнет- два камня».(дети отвечают). Правильно, это козлик Серебряное копытце из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Пришел он к вам,чтобы познакомить с камешками из своей сказки.

Отгадывание загадки:

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей)  Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить  немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни)

-Молодцы, ребята. Камни в природе - это творение самой природы. Они могут лежать на земле, под землей. Быть красивым и невыразительным, но знайте, что это сотворила природа. Например, камень графит есть внутри каждого карандаша. Он мягкий, ломается, оставляет след на бумаге. (Показ графита).

Опыт. –Давайте проведем опыт с камнями. (Вызывается ребенок). Что произойдет, если камень опустить в воду.(ребенок формулирует предположение). Итак, камень утонул.

Почему? Он тяжелый.

Стихотворение «Галька»

Привели на море Гальку,

«Собирай,- сказали,- гальку!»

Галька гальку набрала-

Встать на ножки не смогла.

-Почему девочка не смогла встать?

Опыт с каменной солью и мелом.

-А вы знаете, что соль-это камень, который добывают в горах, в соляных пещерах. Если ее опустить в воду, то она опустится на дно посуды и растворится.Вода станет соленой. Еще есть известняк или мел, что мы рисуем на асфальте - природный камень. Если опустить в воду, то он опустится. Вода станет белого цвета.

Физминутка.

Капля раз,                                (прыжок на месте)

Капля два.                               (прыжок на месте)

Очень медленно сперва.        (4 прыжка на месте)

А потом, потом, потом           (Быстрое выполнение прыжков 4 раза)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли       (руки в стороны)

От дождя себя укрыли.            (полукруг над головой).

Рассматривание камня, лежащего на батарее (на солнце).Дети трогают руками.

-Какой он? Он теплый. Потому что камни могут держать тепло. На солнце станет горячим. Используют камень в бане, в печке-каменке. Печь топят дровами, камни нагреваются. В бане тепло. Если полить водой камни, то пойдет пар и станет жарко, что можно париться.

-Галька- гладкий камешек. Это морской камень. У него нет углов. (Можно потрогать, постучать друг о друга). Вода двигает камни, они трутся о песок, острые углы исчезают, камешек становится округлым.

Игры детей

1.Дети по желанию рассматривают камни,трогают руками и говорят какой он? Делают выводы- теплый, холодный.

-Как понимаете смысл поговорки «крепкий, как камень»?

Рассматривание изделий из алюминия (ложки, кастрюля, фольга, украшения)

Воспитатель:

-Алюминий-металл. Его используют при производстве самолетов.  А вот почему самолеты делают не из железа, а из алюминия сейчас убедимся при сравнении ложки из алюминия и стали. (Сравнивают и говорят, что ложка из алюминия легче)

-Фольга легкая, тонкая, мнется, складывается, сделана она из алюминия

-Олово- металл, известный нам по сказке Г.Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Почему расплавился оловянный солдатик, хотя и был стойким? Олово плавится на огне.

Рассматривание камней через лупу.

-Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Знакомство с коллекцией камней.

Игры.

-«На что похож этот камень?»

-«Найди самый красивый и невыразительный»

-«Выложи в ряд» (от маленького до самого большого)

-«Камень, ножницы, бумага».

-«В какой руке камень?»

-«Какой камень тебе понравился?»

Появляется козлик Серебряное копытце, благодарит за участие и раздает призы. Надеется, что дети будут бережно относиться к природе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : "Воздух и его свойства". 11.05.2015

Конспект выполнила воспитатель Колчина Н.А. г. Санкт-Петербург ГБДОУ №12....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Воздух и его свойства"

На занятии по окружающему миру "Воздух и его свойства" дети получают новые знания не только с помощью наглядного материала, но и посредством эксперимента....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Воздух и его свойство"

Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность....

Конспект занятия по окружающему миру " Вода. Свойство воды"

Выяснить имеет ли вода цвет, запах, вкус....

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...