Использование метода интеллект-карт и маркеров игрового пространства в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Воропаева Виктория Владимировна

Использование метода интеллект-карт и маркеров игрового пространства в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п.Вейделевка

                      Доклад

«Использование интеллект-карт и маркеров игрового пространства в экологическом воспитании старших дошкольников».

                                                                                       

Подготовила:

                                                                                              воспитатель

   Воропаева В.В

2021 г.

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в до-школьной педагогике, которое в последнее время стало одним из приори-тетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

 Чтобы достичь поставленной цели, в  своей работе с детьми старшего возраста, по экологическому воспитанию, мы широко применяем  инновационные формы и методы. Одним из средств запоминания, работы на уровне ассоциаций по познавательному развитию, обобщения материала является  использование интеллект-карт и метод работы с маркерами игрового пространства.

    Данные методы позволяют интегрировать образовательные области наиболее полно и решать задачи экологического воспитания:

-Развивать познавательный интерес к изучению экологии.

-Расширять пассивный словарь в области экологических знаний.

-Выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в формировании эко-культуры ребёнка.

-Развивать интересы детей, любознательность  и познавательную мотивацию.

- Развивать общение и взаимодействие  ребенка  с взрослыми и сверстниками.

-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции  собственных  действий.

-Развивать социальный и эмоциональный  интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность  к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать воображение и творческую активность.

-Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.

Разберём каждый метод.

1.Метод использования интеллект -карт. Уникальность ее в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структуировать информацию, которую предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы.

 Достоинство использования интеллект - карт:

-экономичность и доступность;

-широкие диагностические возможности;

-возможность самостоятельной работы с интеллект- картой;

-широкий диапазон тем по экологическому воспитанию;

-возможность групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с интеллект- картой .

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность (обозначенная проблема оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом), привлекательность (ее рассматривать не только интересно, но и приятно), и запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается).

Интеллект карты по экологическому воспитанию разделены нами на 2 вида:

1 вид: модельная карта, когда под руководством педагога, происходит этап создания интеллект карты по той или иной теме.

2 вид : творческая карта , когда происходит самостоятельная деятельность детей по закреплению , пройденных тем.

  В процессе работы с интеллект картами используются символы и иллюстрации, которые позволяю ребёнку легче запомнить материал, развивать мышление и воображение, дети начинают размышлять – и это плюс, это развивает логику. По результатам работы с интеллект-картами по экологическому воспитанию уже можно сделать первоначальные выводы:

уже в своём возрасте становятся знатоками природы и стараются в силу своего возраста беречь и любить её.

  Использование интеллект- карт строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших, таких как «Собери овощи», «Соотнеси цветы с корзинкой», «Покорми зимующих птиц» и т.д., затем переходим к интеллект –картам, которые предполагают право выбора «Собери овощи в корзинку, а ягоды в банку», «Что растёт на грядках, а что в саду», «Правила поведения в лесу», и т.д. а позже переходим к интеллект-картам , которые помимо главной идеи, расположенной в центре, имеют ключевые моменты. Например интеллект-карта «Зима».

В центре идея «Зима», от которой отходят ключевые моменты, в виде иллюстраций «Изменения в природе» ,«Птицы» .Из предложенных внизу интеллект-карты вариантов, ребёнку необходимо выбрать правильный и соединить с ключевым моментом. Ключевых моментов идеи может быть  несколько. Использование метода интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста даёт хорошие результаты и является средством развития познавательной активности детей  то, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию даёт огромные положительные результаты. Метод интеллект-карт является универсальным способом познания окружающего мира. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.

В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

   Следующий метод, который используется нами в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: метод использования маркеров или макетная технология игрового пространства.

Использование наглядных маркеров - действенный метод, который позволяет формировать экологические представления дошкольников играючи, основываясь на основные принципы работы, (активного обучения, доступности, систематичности, индивидуальности, результативности). Использование наглядных макетов в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними. Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами.  

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных.

На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

С развитием игры макет оживает: он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.

Все представленные макеты используются и для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей.  С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.    

Таким образом, создание экологических макетов  рассматривается, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов  формируется  у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

      В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами инновационные методы применения интеллект –карт и маркеров игрового пространства, являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....

«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Способы применения маркера игрового пространства в музыкальной деятельности дошкольников

Авторский маркер игрового пространства, представляющий собой кубики, каждая торона которых несет определенный игровой функционал и предназначена для решения определенных задач....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....

Семинар «Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»

Семинар«Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»...