План-конспект мастер-класса для педагогов ДОУ с использованием социоигровой технологии "Мир профессий"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Мурашова Марина Георгиевна

   Цель: мастер-класса: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.

   Задачи мастер-класса

1. Познакомить участников мастер класса с методами и приемами, применяемыми в социоигровой технологии.

2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022pod.gr_plan-konspekt_master_-klassa_v_mire_professiy.docx96.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 129

Выборгского района Санкт – Петербурга

   

                       

 

План-конспект                                                                             мастер – класса для педагогов ДОУ                                                           с использованием социоигровой технологии                                              « Мир профессий»

                                        Воспитатель: Мурашова М.Г.

 2022 г.

Цель мастер-класса: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.

Задачи мастер-класса:                                                                                                                             1.Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2.Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Актуальность:

           Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

         Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Ход:

I.Вводная                                                                                                                                            Уважаемые коллеги!

Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Что такое профессия? Профессия – это основное   занятие человека, его трудовая деятельность. Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. А знакомство с миром профессий  просто не возможно без общения ребят.

 Наша группа по развитию речи считается комбинированной, т.к. у нас есть нормотипичные дети,  дети с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ) и дети с ТНР.

Дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения детей дошкольного возраста. Они используется во всех видах образовательной деятельности с детьми как индивидуально, так и с группой ребят. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.

Цель дидактических игр: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий.

В работе с детьми нами используются следующие виды дидактических игр:  игры с предметами (например «Кому что надо?), игры с движениями ( например «Угадайте, что я делаю?») , настольно-печатные игры и словесные. Поскольку группа комбинированная по развитию  речи, то особое внимание уделяется  словесным играм.  Поэтому  хочется остановиться на словесных играх.

II.Основная.                                                                                                                                              Словесные игры – это игры, построенные на словах играющих. В таких играх дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными профессиями, самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Одновременно с этим происходит развитие всех структур речевой системы.

        Для примера поиграем в некоторые из них.

  1. Игра «Кто что делает?»

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде  (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…                                                                                                         Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…                                                Повар чистит, моет, жарит, варит,  стряпает, солит, пробует, кормит…                       Парикмахер подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит…

2.Игра «Доскажи словечко»                                                                                                                   Цель: формировать навыки детей по трудовым действиям людей определять их профессию.

Самолетом правит пилот.                                                                                                                     Трактор водит тракторист.                                                                                                         Стены выкрасил маляр,                                                                                                                Доску выстрогал столяр.                                                                                                                        В доме свет провел столяр.                                                                                                              В школе трудится учитель.                                                                                                                    В жаркой кузнице кузнец.                                                                                                                Кто все знает                                                                                                                                  Молодец!

3.Физминутка

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едем мы сейчас!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Возвращаться нам пора.

4. Игра «Для человека, какой профессии ,это нужно?»

Цель: расширить представления о предметах необходимых человеку определенной профессии

Пожарное ведро, каска, огнетушитель…                                                                                                                                Сумка, письмо, почтовый ящик…                                                                                                              Топор, стамеска, пила…                                                                                                                      Ножовка, шлифовальная машина, тиски…

5.Игра «Что лишнее»

Цель: формировать умение соотносить орудия труда с профессией людей и находить лишние предметы.                                                                                                                            Художник - мольберт, кисть, карандаши, обои, валик…                                                                                           Портной – нитки, гаечный ключ, швейная машина, комбинезон, ножницы…                                                              Садовод – садовые инструменты, шланг, телега, фотоаппарат…                                                   Повар – лук, ножницы, чашка, миска, ложка, поварской колпак…                                                                           Парикмахер -  ножницы,  расчески, шпильки, заколки, кисточки для окрашивания волос,  шприц, фен…                                                                                                                              Учитель – карандаши, линейка, учебники, циркуль, лопата, транспортир, тетради…

6. Игра «Исправь ошибку»

 Цель: формировать навыки находить и исправлять ошибки в действиях людей разных профессий

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Космонавт ездит, а шофер летает.

Музыкант строит, а строитель играет.

Клоун учит, а учитель смешит.

Тренер – продает,  а продавец – тренирует.

7. Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных,                                                                                          (соединить  поочередно пальцы правой руки с большим)                                                                                     И полезных и приятных:                                                                                                           (соединить   поочередно пальцы левой руки с большим)                                                                     Повар, врач, маляр, учитель,                                                                                                           Продавец, шахтер, строитель…                                                                                                   (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)                                                                         Сразу всех не называю,                                                                                                          (сжимать и разжимать кулачки)                                                                                                                          Вам продолжить предлагаю.

(вытянуть руки вперед ладонями вверх)

8. Игра « Произнеси правильно»

Цель: формировать правильное произношение звуков, закрепление названий профессий.                                    
Ход игры: заучивание скороговорок, чистоговорок для чистого произношения звуков.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.                                                                         Водовоз вез воду из водопровода.

     Старый сторож Том сторожит дом.

Бублик, баранку и буханку пекарь из теста  испек спозаранку.                                                                    Ткет ткач ткани на платье Тане.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.                                                               Перекрыть крышу пригласили Гришу.  

 9. Игра «Трудные вопросы»

Цель:  формировать умение соотносить трудовые действия  с профессией людей.

-Кто приготовит вкусный завтрак? (ученый, электрик, повар…)

-Кто сделает красивую прическу? (фотограф, парикмахер, сантехник…)

-Кто забьет гол противнику? (почтальон, футболист, фотограф…)

-Кто проводит опыты, исследования, делает открытия ? (ученый, сантехник, военный…)

-Кто ведет уроки в школе? (военный, почтальон, учитель…)

10. Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»                       

Задачи: формировать представление о необходимости труда, расширить знания о трудовых процессах.

Ход игры: показать картинку с изображением предмета и задать вопрос, характеризующий то или иное действие. Ребенок должен обосновать  необходимость действия. 

Младший возраст  

-Почему нужно кормить ? (птица)

-Что нужно мыть? (тарелка)

-Что нужно стирать? (платье)

-Что нужно гладить? (рубашка)

 -Что нужно печь? (пирожки)

Старший возраст

-Зачем засевать  поля? (зерно)

-Зачем cажать ? (картофель)

-Зачем опрыскивать? (яблоня)

-Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

- Зачем ремонтировать сломанную игрушку?

-Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

11. Игра «Назови профессию»

Задачи: формировать  навыки называть профессии по видам машин

Ход игры: воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства.

Дети называю профессии людей, которые ими управляют.

 Трактор – тракторист

Экскаватор – экскаваторщик

Комбайн – комбайнер

Подъемный кран – крановщик

Самолет – летчик

Бульдозер – бульдозерист

Гоночная машина – гонщик

Космический корабль – космонавт

И т.д

12. Игра «Угадай профессию»

Задачи: расширить представление о профессиях

Ход игры: показ предметной картинки. Дети называют профессию, в труде которой этот предмет используется или является результатом труда.

 Кролик – кроликовод.       Поле – полевод.

 Теленок – телятница.         Овца – овцевод.

 Олень – оленевод.              Виноград – виноградарь.

 Чай – чаевод.                      Хлеб – хлебороб.

 Билет – кондуктор.            Рубанок – столяр.

13. Игра «Закончи пословицу»

    Уменье и труд…

    Дело мастера…

    Птицу узнают в полете, а человека в…

    Больше дела – меньше …

    Не откладывай на завтра то, что можно сделать…

    Кончил дело – гуляй...

14. Загадки

            Идет в огонь он смело

            Он с пламенем знаком.

            Ему не надоело

            Работать с огоньком.     (пожарный)

               Он ведет раскопки

                      В поле и на сопке.

                      Он предметы старины  

                                 ищет для музеев,

                      Чтобы ротозеи

                      Заглянули в глубину,

                       Как мы жили в старину.        (археолог)

 Сначала его в центрифуге  

                              крутили,                                                                                                                        А после в тяжелый        

          скафандр нарядили.

Он летает средь галактик        

                             и планет.

Может он – пилот? Нет.      (космонавт )                        

                            Он красит дома и заборы,

                             Мосты, телевышки,

                                               соборы.

                             Случайно чуть-чуть

                                                 тротуар

                             Однажды покрасил…  (маляр)

III. Моделирование

Изготовление шапки МАЛЯРА из бумаги в технике оригами участниками мастер-класса.

     

C:\Users\Михаил\Desktop\Ris.-4-2.jpg

Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать  условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.   В  группе   мы будем продолжать организовывать  работу  в интересной для детей  форме.

Литература:

Справочник старшего воспитателя / авт.-сост. Н.А. Кочетова и др.- Волгоград: Учитель, 2017

 Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».

Прививать интерес родителей к совместным занятиям с ребенком, научить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия у детей....

План-конспект проведения мастер-класса "Путешествие в историю промыслов Тамбовского края"

Данный метариал ориентирован на взрослую аудиторию, участников мастер-класса....

План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».

План конспект проведения мастер-класса для родителей  старшей группы по профилактике плоскостопия  «Прогулка в волшебный лес»....

План-конспект проведение мастер-класса для педагогов и родителей "Дергунчик-забавная игрушка"

Цель: познакомить педагогов и родителей с техникой изготовления игрушки – дергунчика.Задачи:1. Познакомить с пользой создания развивающих игрушек своими руками, показать последовательность дейст...