Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель:

Систематизировать представления детей о признаках весны.

Задачи:

-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных  деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.

-Закрепить знания о зимующих и перелётных птицах.

-Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.

-Развивать умение классифицировать объекты живой природы в игре «Ты-моя частичка»( ТРИЗ).

-Упражнять в умении считать предметы и соотносить полученный результат с нужной цифрой.

-Выделять общие и различные признаки путём сравнения, тренируя аналитическое мышление, развивать творческое воображение в игре «Теремок» (ТРИЗ).

-Развивать внимание, память. мышление, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.

-Воспитывать желание познавать природу, бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе

 «Путешествие в весенний лес»

Цель:

Систематизировать представления детей о признаках весны.

Задачи:

-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных  деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.

-Закрепить знания о зимующих и перелётных птицах.

-Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.

-Развивать умение классифицировать объекты живой природы в игре «Ты-моя частичка»( ТРИЗ).

-Упражнять в умении считать предметы и соотносить полученный результат с нужной цифрой.

-Выделять общие и различные признаки путём сравнения, тренируя аналитическое мышление, развивать творческое воображение в игре «Теремок» (ТРИЗ).

-Развивать внимание, память. мышление, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.

-Воспитывать желание познавать природу, бережное отношение к ней.

Оборудование:

Цифры разных цветов(номера билетов на поезд) ,соответствующие цифрам на стульчиках, картина леса, изображение различных деревьев, мяч, вырезанные цветы (мать-и-мачеха, ветреница, печёночница, ландыш) и цифры для обозначения их количества, схема описательного рассказа  о сезоне весна, мольберт, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, предметные картинки(лимон, чайник, огурец, самолёт, веточка, вертолёт, экскаватор, карандаши, скакалка, уголь, одуванчик, мороженое, зеркало, фен, кран, мяч, мёд, рюкзак). Ширма для теремка, угощение.

Ход занятия

Приветствие:

Быстро встали мы в кружок, становись и ты, дружок.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

-Ну вот, ребята, настроение у нас хорошее, а с хорошим настроением и хорошими друзьями так и  хочется отправиться в путешествие. Ребята, а на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей) И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в весенний лес .

Тем более, что сказочный поезд нас уже давно ждёт.

- Вы согласны? Тогда покупайте билеты и рассаживайтесь на свои места.

(Дети берут билетики с цифрами и ищут на стульчиках такие же цифры такого же цвета )

-Ну что, поехали?

Звучит  песня « Рельсы-рельсы»

-Вот мы и приехали. Ой, посмотрите, кто это?

Входит  Лесовичок.

Л. –Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники  разоряете, цветы топчете ,зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!

В. –Лесовичок, наши дети любят природу, и не обижают животных.

Л. –Правда? Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием. В лес пущу только тех, кто расскажет мне о правилах поведения в природе.

В.-Ну конечно же, ребята знают ,как вести себя в природе.

Лесовичок даёт детям карточки и дети объясняют их.

Правило 1. Нельзя  разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)

Правило 2. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)

Правило 3. Не забирайте из леса домой животных . (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова  вернуть их в лес.)

Правило 4. Не разжигайте костры без взрослых. (Уходя, костёр нужно затушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. )

Правило 5. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу!  (Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)

        Правило  6 . Не шумите в лесу.  (Шум распугивает жителей леса, нарушает        их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство. У леса музыка своя. Что мы можем услышать в лесу?)

Л. –Запомните, ребята ,эти правила, старайтесь их выполнять Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения.

-Ребята, выходите на полянку, посмотрите вокруг. Как тут красиво! Скажите, а что есть в лесу?(В лесу много деревьев, птиц, цветов, кустов, ягод, грибов, трав, насекомых, животных.)

-В лесу растут деревья одного вида или разные? Назовите мне их.(Показ деревьев на  картинках: клён, берёза, дуб, ель, каштан, сосна, липа, рябина).

-А сейчас я предлагаю поиграть со мной в игру с мячом  «Скажи правильно».

( встают  в круг)

-В лесу растёт не одна осина, а много …(осин).

-В парке растёт не один клён, а много …(клёнов).

-В роще растёт не одна берёза, а много…(берёз).

-В городе растёт не один каштан, а много …(каштанов).

-В бору растёт не одна сосна, а много…(сосен).

-В дубраве растёт не один дуб, а много…(дубов).

-В сквере растёт не одна рябина, а много …(рябин).

-А сейчас я предлагаю вам присесть на полянку и поиграть со мной в игру.

Игра «Ты- моя частичка»

Воспитатель задаёт каждому ребёнку вопрос.

Я-лес, ты –моя частичка. Кто ты?(Я-дерево, я-травинка, я-белочка, я-муравей, я-сучок, я-дятел, я-берёза и т.д.)

-Ребята, а какое сейчас время года?(Весна.)

-Весной на  лесной полянке на проталинках стали появляться первые весенние цветочки. Какие, давайте вспомним их? (Ветреница, печёночница, мать-и-мачеха, ландыш).Я предлагаю вам сейчас собрать их в красивые букеты и сосчитать.

Игра «Сосчитай цветочки»

(На ковре разбрасываются разные цветы, дети собирают их, считают и обозначают цифрой).

-Ребята, а  у меня для вас есть вот такая схема-загадка. О чём она?(О весне).Верно, по этой схеме мы с вами будем описывать весну. Кто из вас хочет  рассказать о весне?(Рассказы детей).

Наступила тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.

-А сейчас я хочу посмотреть, знаете ли вы птиц, которые улетают в тёплые края, а  какие с нами остаются зимовать?

Предлагаю поиграть в игру «Улетают-не улетают».

Я буду называть  птиц. Если эти птицы перелётные, то вы машете руками, как крылышками, если зимующие-приседаете.(Показ птиц на карточках: аист, сова, воробей, грач, кукушка, ворона, скворец, синица, ласточка, дятел).

Дети садятся на стульчики.

-А сейчас я предлагаю вам игру «Что сначала, что потом». Внимательно слушайте высказывания о весне. Если я буду говорить правильно, вы будете говорить: «Да, это так». Если я допущу ошибку, вы будете говорить: «Нет, это не так».

-Сначала была весна, а  потом наступила зима.

-Сначала растаял снег, а потом побежали ручьи.

-Сначала выросли листочки, а потом набухли почки.

-Сначала птицы прилетели, а потом стали вить гнёзда.

-Сначала дети повесили на дерево скворечник, а потом его сделали.

-Сначала появились лужи, а потом пошёл дождь.

-Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю взять вам предметные картинки (лимон, чайник, огурец, самолёт, веточка, вертолёт, экскаватор, карандаши, скакалка, уголь, одуванчик, мороженое, зеркало, фен, кран, мяч, мёд, рюкзак) и войти с ними в теремок.

Игра «Теремок»

-Я - «Весна» и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем мы с ним похожи.

-Ну что же, вот мы и попали в гости к Весне в теремок. Посмотрите, а Весна оставила для вас какой-то сюрприз в корзинке. Мы потом его возьмём, а пока давайте сядем с вами в кружок.

Рефлексия.

Я буду по очереди бросать вам мяч и задавать вопросы .

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-У меня получилось…

-Мне запомнилось…

-Теперь я умею…

-Тебе понравилось наше путешествие?...

-Ребята , какие вы все молодцы! Мне тоже понравилось наше путешествие и я надеюсь, что оно было не последним. А теперь пора и возвращаться.

Детям раздаётся угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Петушок и его семья"

Данное занятие можно использовать с детьми от года до трёх лет. Наглядность является основополагающим фактором для детей раннего возраста. Поэтому все занятия необходимо сопровождать ярким, ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Осенняя прогулка в лес".

Цель: Систематизировать представления детей о признаках осени.Формировать обобщающее понятие "лес",закрепить знания о различных деревьях.Учить етей составлять описательный рассказ с опорой н...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Экскурсия на кухню детского сада"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Экскурсия на кухню детскогосада"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР в средней группе "Путешествие по сказкам В.Г. Сутеева"

Формирование связной речи и речевого общени на основе использования метода наглядного моделирования....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе "Путешествие в сказку"

Цель: Развитие связной речи у детей через театральную деятельность; Задачи:Развивать познавательный интерес, желание участвовать в театрализованных постановках.Продолжать развивать зрительное и с...