Мастер-класс «Использование дидактических игр на метеостанции для развития познавательного интереса
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Герасимова Ольга Алексеевна

Дидактические игры на метеостанции помогают дошколятам легче усваивать материал о природных явлениях и смене погоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_didigra.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование дидактических игр на метеостанции для развития познавательного интереса»

Воспитатель: Ольга Герасимова

Приветствую вас, дорогие коллеги!

Заинтересовавшись работой метеослужбы, совместно с детьми и родителями решили построить нашу метеостанцию в детском саду и наблюдать за изменениями температуры воздуха, направлением ветра и осадками.

Была подготовлена площадка – место для метеостанции. Родители изготовили метеобудку, экран для фиксации состояния погоды, дождемер, ветродув, флюгер, солнечные часы. Были приобретены компас и термометр.

Ребята с сентября ведут наблюдения за явлениями неживой природы, на специально организованном участке – метеостанции. Обобщают результаты своих наблюдений заполняют календарь природы и составляют прогноз погоды каждый день, используют при этом карточки – значки, собственного изготовления.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с подготовленным материалом для старших дошкольников, которые позволят успешно организовать познавательную деятельности на метеостанции.

Подобрана картотека дидактических игр, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности. Ориентированы на формирование умственных способностей: наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Подготовленные прогулки за явлениями в неживой природе. Позволят максимально полезно и интересно провести прогулку, необычно вести наблюдение. Прогулки отобраны и дополнены интересными играми, способствующими развитию любознательности. Формирующие основы экологических представлений у дошкольников, соответствующих возрасту. Направленные на воспитание бережного и заботливого отношения к природе.

Отобраны игры эксперименты в неживой природе, развивающие познавательный интерес. Данные игры позволят интересно и увлекательно проводить исследования на метеостанции.

Были подготовлены авторские загадки про явления неживой природы. Планируем создать сборник авторских загадок про погоду для детей.

Так же для закрепления знаний у дошкольников, разрабатываем дневник «Любознайка – Синоптик». Тетрадь будет хорошо проиллюстрирована, задания будут представлены в виде схем и подробного алгоритма к выполнению, будут содержать приложения. Подобранные задания в игровой форме позволят развивать интерес к дальнейшему изучению явлений неживой природы.

Дидактические игры для метеостанции

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

Игра «Расскажи без слов»

Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

Игра «Закончи предложение»

Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

Игра «Угадайте».

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы. Оборудование:

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.

Правила игры:

За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Игра «Что лишнее»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

Игра: «Что за чем?»

Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

Игра «Синоптики»

Цели: формировать представления о погодных изменениях в природе; учить детей обозначать знаками разные состояния погоды.

Ход игры:

I вариант: педагог предлагает ребятам карточки с изображением природных явлений (дождь, ветер, снег, солнце и т. д.). Задача детей подобрать картинку и верно ее расположить. За корректно выполненное задание ребята получают фишку. Тот, кто обладает большим количеством фишек становится главным синоптиком и составляет прогноз на день.

II вариант:

Педагог предлагает детям разбиться на подгруппы «Наблюдающие за ветром, «Наблюдающие за небом», «Наблюдающие за температурой воздуха», и т. п. Задача схематично изобразить наблюдаемое явление в неживой природе в данный момент времени. Далее картинки с наблюдениями вывешиваются на доске метеостанции. Путем жеребьевки определяется главный синоптик, объявляющий всем прогноз погоды.

Игра «Ведущий прогноза погоды»

Цель: учить детей определять текущую погоду, грамотно объявлять прогноз погоды, развивать связную речь.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: развивать логическое мышление, память, сообразительность, внимательность.

Ход игры:

Педагог подготавливает большие картины с различными явлениями природы. Изготавливает из этих картин паззлы.

Ребята делятся на две команды «Синоптики» и «Метеорологи». Задача детей пока не истекло время в песочных часах собрать одинаковые картинки. Побеждает команда, собравшая первой.

Педагог вывешивает на стену карту населенного пункта, рядом располагает картинки с изображением погоды на магнитах.

Путем жеребьевки определяется ведущий прогноза погоды. Он определяет текущую погоду в данном населенном пункте и отбирает подходящую карточку, прикрепляя к карте населенного пункта.

Педагог включает мобильный телефон и снимает короткий ролик, на котором ребенок объявляет прогноз погоды на этот день. Данный видео материал отправляется в группу детского сада с предупреждением об осадках или повышении/понижении температуры.

Игра «Куда указывает флюгер».

Цель: формировать умение составлять рассказ по картинке, развивать связную речь.

Ход игры:

Педагог изготавливает картинки с изображением различных явлений природы и флюгера в центре и вырезает различных персонажей.

Во время игры на основную картину педагог располагает персонажа и предлагает детям придумать историю.

Обладатель самой интересной истории получает звание «Сказочник». Далее сказочник перед тихим часом рассказывает детям историю, рассказ или сказку по желанию.

«Изобрази погоду»

Цель: Закреплять знания о неживой природе, развивать познавательный интерес.

Ход игры:

Ребята делятся на 2 группы. Педагог загадывает явление неживой природы (картинка или загадка). Одна группа детей изображает это явление, а другая отгадывает. Далее группы меняются местами.

Для вызывания большего интереса ребятам предлагается изобразить явления природы с помощью звуков и угадать их.

Загадки про явления природы

Белая вата

Летит куда-то.

Чем эта вата ниже,

Тем мокрый дождик ближе (Облако).

Дождь прошел и в землю врос

Разноцветный супер-мост.

Видно мастер смастерил

Мост огромный без перил (Радуга).

Вдруг настал переполох –

С неба падает горох.

Белый, круглый, но вода,

Если съешь, будет беда (Град).

Дым на город опустился,

Путник сразу заблудился.

А как дыма там не стало,

То дорогу видно стало (Туман).

Что за шум? Что за гром?

Вдруг намок огромный дом.

Ливень, молнии, раскаты,

Все мы прячемся куда-то (Гроза).

Утром бусы засверкали,

А в обед они пропали.

Хотим бусы глянуть днем,

Сколько ищем – не найдем (Роса).

Он спешит куда-то вечно,

Его жизнь вполне беспечна,

Любит в спину потолкать,

Так пытается играть (Ветер).

Он по улице идет,

В дом никак не попадет.

Все сидят и тихо ждут,

Пока тучи убегут (Дождь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство развития познавательного интереса у детей предшкольного возраста

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечени...

Мастер-класс по использованию дидактического пособия «Многофункциональная ширма-трансформер»

Многофункциональная напольная ширма  стала для нас настоящей находкой. Несмотря на свое довольно прозаичное название, ширма является очень интересным, и главное, многофункциональным предметом инт...

Использование макетов в уголке природы для развития познавательных интересов младших дошкольников

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, насколько интересен окружающий его мир, зависит то, какими знаниями он буд...

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников."

Целью мастер-класса является ознакомление с дидактической системой «Дары Фрёбеля» и возможностью его использования в познавательном развитии дошкольников. Знакомство с возможностями игрово...

Мастер-класс для педагогов «Мир в коробке» по использованию дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Ознакомление педагогов с дидактической системой  "Дары Фребеля" и возможностью его использования в познавательном и художественно эстетическом развитии дошкольников. Знакомство с возмож...