Проект по познавательному развитию предметная область: естествознание (живая природа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 266»
(МБДОУ№266)
Проект
по познавательному развитию
предметная область: естествознание (живая природа)
тема: «Удивительный мир насекомых»
Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории Пашаева Гужрет Вагидовна |
г.Ростова-на-Дону
2022год
Заголовок: | «Исследовательский проект по познавательному развитию» |
Предметная область: | Естествознание (живая природа) |
Тема: | «Удивительный мир насекомых» |
Возрастная группа: | 6-7 лет |
Тип проекта: | Исследовательский практико-ориентированный |
Руководитель проекта (ФИО, должность) | Пашаева Гужрет Вагидовна |
Исполнитель проекта: | Социум. Дети старшей группы. |
Форма организации: | групповая |
Участники проекта: | Обучающийся, воспитатель, родители |
Методы и приемы | Экспериментирование, наблюдение, изучение литературы, практическая деятельность, консультации, защита исследовательской работы |
Сроки проведения | Краткосрочный |
Гипотеза: | Можно предположить, что божья коровка является одним из самых удивительных насекомых, приносящих несомненную пользу для человека. |
Цель проекта: | Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. |
Задачи: Образовательные задачи: | Расширить знания детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. |
Развивающие задачи: Воспитывающие задачи: | Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности. Развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, экологическое мировоззрение |
Словарь новых слов: | панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет). |
Материалы и оборудование: | Художественная литература, подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; тематические картины, и иллюстраций о насекомых. Технические средства для исследования насекомых, фотоаппарат. |
Этапы проведения проекта: | I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
II. Практический
III. Обобщающий (итоговый)
|
Рефлексия: | Чувство радости при получении нового опыта в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. У детей возникло чувство удовлетворения и желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним, самостоятельно заниматься творческой деятельностью. |
Планируемые результаты: | - дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ; -будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые; -узнают о пользе, которую приносят людям и растениям; - сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним; - развивается умения рассуждать, наблюдать; -развивается речь у детей, активного слов - сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.аря; |
Актуальность: | Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. |
.
Ход исследования
Практическая значимость:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, стрекоза и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
План работы по проекту:
1 этап - предварительный:
Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
- Дополнить картотеку дидактических игр.
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
- Составление плана основного этапа проекта.
II этап основной.
План мероприятий по реализации Проекта
Виды детской деятельности | Мероприятия, проводимые в ходе реализации Проекта |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых. Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха». |
Познавательно-исследовательская |
7.Рассматривание насекомых под цифровым микроскопом |
Художественно - эстетическое развитие | Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами). |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Музыкальная | Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых. |
Физическое развитие |
|
Работа с родителями:
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
- Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
- Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
III этап заключительный.
- Выставка работ в группе.
- Презентация проекта.
Результаты реализации проекта
- Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
- Обобщение и распространение опыта.
- Организация в детском саду выставки рисунков: «На солнечной полянке»
- Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?)
- Расширился кругозор детей о божьих коровках (о внешнем виде, о пользе насекомого)
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о насекомом.
Заключение.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
Список литературы:
- «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 266»
(МБДОУ№266)
Проект
по познавательному развитию
предметная область: естествознание (живая природа)
тема: «Удивительный мир насекомых»
Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории Пашаева Гужрет Вагидовна |
г.Ростова-на-Дону
2022год
Заголовок: | «Исследовательский проект по познавательному развитию» |
Предметная область: | Естествознание (живая природа) |
Тема: | «Удивительный мир насекомых» |
Возрастная группа: | 6-7 лет |
Тип проекта: | Исследовательский практико-ориентированный |
Руководитель проекта (ФИО, должность) | Пашаева Гужрет Вагидовна |
Исполнитель проекта: | Социум. Дети старшей группы. |
Форма организации: | групповая |
Участники проекта: | Обучающийся, воспитатель, родители |
Методы и приемы | Экспериментирование, наблюдение, изучение литературы, практическая деятельность, консультации, защита исследовательской работы |
Сроки проведения | Краткосрочный |
Гипотеза: | Можно предположить, что божья коровка является одним из самых удивительных насекомых, приносящих несомненную пользу для человека. |
Цель проекта: | Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. |
Задачи: Образовательные задачи: | Расширить знания детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. |
Развивающие задачи: Воспитывающие задачи: | Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности. Развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, экологическое мировоззрение |
Словарь новых слов: | панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет). |
Материалы и оборудование: | Художественная литература, подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; тематические картины, и иллюстраций о насекомых. Технические средства для исследования насекомых, фотоаппарат. |
Этапы проведения проекта: | I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
II. Практический
III. Обобщающий (итоговый)
|
Рефлексия: | Чувство радости при получении нового опыта в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. У детей возникло чувство удовлетворения и желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним, самостоятельно заниматься творческой деятельностью. |
Планируемые результаты: | - дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ; -будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые; -узнают о пользе, которую приносят людям и растениям; - сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним; - развивается умения рассуждать, наблюдать; -развивается речь у детей, активного слов - сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.аря; |
Актуальность: | Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. |
.
Ход исследования
Практическая значимость:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, стрекоза и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
План работы по проекту:
1 этап - предварительный:
Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
- Дополнить картотеку дидактических игр.
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
- Составление плана основного этапа проекта.
II этап основной.
План мероприятий по реализации Проекта
Виды детской деятельности | Мероприятия, проводимые в ходе реализации Проекта |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых. Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха». |
Познавательно-исследовательская |
7.Рассматривание насекомых под цифровым микроскопом |
Художественно - эстетическое развитие | Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами). |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Музыкальная | Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых. |
Физическое развитие |
|
Работа с родителями:
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
- Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
- Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
III этап заключительный.
- Выставка работ в группе.
- Презентация проекта.
Результаты реализации проекта
- Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
- Обобщение и распространение опыта.
- Организация в детском саду выставки рисунков: «На солнечной полянке»
- Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?)
- Расширился кругозор детей о божьих коровках (о внешнем виде, о пользе насекомого)
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о насекомом.
Заключение.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
Список литературы:
- «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию «Учим любить и беречь природу»
Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...
Исследовательская работа ПОЛЬЗА ЛУКА. Секция «Естествознание (живая природа)»
Исследовательская работа ПОЛЬЗА ЛУКА. Секция «Естествознание (живая природа)»...
Конспект исследовательской работы, предоставляемый на всероссийский конкурс «Я – исследователь, 2021г.» муниципального этапа на тему: «Этот удивительный и загадочный мир бабочек» в номинации: естествознание (живая природа)
Бабочки всегда привлекали внимание человека. Поэтому мы решили посвятить им свою исследовательскую работу....
Проект по познавательному развитию на тему: "Насекомые в природе"для детей старшего возраста.
Данная проектная деятельность, направлена на ознакомление детей с многообразием насекомых в живой природе....
Творческий проект экологической направленности «Я – исследователь» «Естествознание: живая природа» «Наш друг и помощник – супер подорожник!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: индивидуальный, групповой. Проблема проекта: недостаточные знания о таком лекарственном растении, как подорожник, о его ...
Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м
Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...