Экологический проект "Покормите птиц зимой"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Крюченко Галина Александровна

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность в современном мире. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

Колпинского района Санкт-Петербург

Экологический проект

 «Покормите птиц зимой»

Краткосрочный

Подготовительная группа

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Крюченко Галина Александровна


Санкт-Петербург

Ноябрь 2022г.

Паспорт педагогического проекта

Авторы и участники проекта:

Воспитатели: Крюченко Галина Александровна, Мухотдинова Екатерина Сергеевна

дети подготовительной группы «Семицветик», родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

Практическая значимость проекта:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей. Через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Название проекта

«Покормите птиц зимой»

Тип проекта

Краткосрочный, срок реализации 07.11 - 11.11.2022г.

Возрастная группа

Подготовительная

Цель работы над проектом

Формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека с окружающей средой. Вызвать стремление беречь и помогать зимующим птицам в трудное время. Дать понимание о роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи

Обучающие:

  • формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях;
  • расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;
  • обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах;
  • познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;
  • познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;
  • активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;
  • развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;
  • развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;
  • развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.

Воспитательные:

  • воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
  • воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними.

Для родителей:

  • Расширять взаимодействие с родителями.
  • Познакомить родителей со структурой проекта, с его задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
  • Обогащать детско-родительские отношения в совместной деятельности.
  • Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
  • Привлечь родителей в создании выставки кормушек.

Методы

Рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических заданий, наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, рассматривание созданных поделок, рисунков; беседы с родителями.

Мероприятия

Формы работы с детьми:

Рассматривание иллюстраций и альбомов: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

Чтение художественной литературы, знакомство с литературными произведениями: Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», Л. Толстой «Воробей на часах», просмотр мультфильма «Серая шейка».

Заучивание стихотворения:  Александр Яшин «Покормите птиц».

Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»

НОД : «Жизнь птиц зимой» (ПР),  «Зимующие птицы» (СКР)

РЭМП «Птицы на кормушке» (ПР).

Беседа по проблемным ситуациям: «Почему птиц стало меньше», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему синички и воробьи селятся рядом с человеком», «Чем питаются птицы зимой?»

ФКЦМ «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?».

Речевое развитие: Составление описательных рассказов по картинкам по опорным схемам: «Корм для птиц», «Кто что ест», «Как мы помогаем птицам зимой».

Заучивание и отгадывание загадок о зимующих птицах.

Оформление уголка: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»  с подборкой тематического материала.

Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, исследование различного оперения (лупы), сходства и различия, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

Дидактические игры: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру», «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя».

Настольно-печатные игры: «Парочки», «Зоолото», «Мозаика», «Пазлы».

Продуктивные виды деятельности:

Рисование: «Синички на кормушке», «Зимующие птицы» (рисование по шаблонам, коллективная работа).

Раскраски: зимующие птицы.

Лепка: «Снегири».
Конструирование и ручной труд: «Сидят на ветках птички снегири и синички».

Организация выставок детских работ: рисунков, поделок, раскрасок.

Презентация: «С каждого по зернышку», «Покормите птиц зимой».

Сюжетно – ролевые игры: «Птицы в зимнем лесу», «Юные натуралисты». 

Подвижные  игры: «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Синички и собака», «Найди пару», «Воробышки и автомобиль», «Птички и кот», «Воробышки и кот».

Слушание музыки: Слушание аудиозаписи с голосами птиц.

Прослушивание песен: «Воробей», муз. Ветлина, П. И. Чайковский «Времена года»

Итоговые мероприятия: выставка кормушек, вывешивание кормушек на территории детского сада, кормление птиц.

Формы работы с родителями:

1.Консультации для родителей «Из чего можно сделать кормушку»

2. Папка- передвижка «История возникновения праздника «Синичкин день»

3. Памятка для родителей «Как подкармливать птиц», «Как помочь зимующим птицам», «Чем накормить пернатых гостей», «Правила поведения возле кормушек».

4. Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за птицами в кормушке.

5. Предложить родителям изготовить вместе с детьми кормушку и повесить во дворе дома, покормить птиц вместе.

6. Предложить родителям вместе с детьми изготовить «печенье» для птиц и развесить его на ветках деревьев.

7. Выучить стихотворение А. Барто «Скачет шустрая синичка».

Результаты   проекта:

Педагоги.

  • Распространяют и систематизируют знания о зимующих птицах.
  • Используют различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

Дети.

  • У детей сформированы и систематизированы элементарные представления о зимующих птицах.
  • Развит интерес к наблюдениям за объектами природы, желание помогать птицам в трудный для них период жизни.
  • Сформированы представления о правилах кормления птиц.
  • Совместно со взрослыми дети могут изготовить кормушку из разного материала (из пластиковых бутылок, молочных пакетов, из фанеры, бросового материала).
  • Умеют наблюдать за поведением птиц зимой, анализировать и делать выводы.
  • Знают, каким кормом подкармливать птиц (семечки, хлебные крошки, крупа, несоленое сало).

Родители.

  • У родителей появился интерес к образовательному процессу.
  • Повышен уровень представлений об экологическом воспитании.
  • Проводят совместные наблюдения с детьми в природе.
  • Привлекают детей к подкормке птиц в дикой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"

-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...

Экологический досуг "Птицы зимой"

Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»

Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой.

Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой....

ДОСУГ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего...