Природные материалы как средство хранения информации.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 План-конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.
                                     Воспитатель В.Н.Рыжакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat._deyatelnost.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                                      «Тюкалинский детский сад №5»

                                                   План-конспект
                     непрерывной образовательной деятельности
    по познавательному развитию для детей старшего дошкольного                        
                                                         возраста.
                                    Воспитатель В.Н.Рыжакова.

Тема: «Природные материалы, как средство хранения информации »
Цель: Дать детям представление о природных материалах, как средствах хранения информации .
Задачи:
Обучающие :
- Познакомить детей с природными материалами позволяющими сохранить информацию: глиной, тканью, берестой, их свойствами.
-Вспомнить современные технические средства хранения информации, познакомить с видеописьмом.
Развивающие
- развивать навыки эффективного опознания предметов, умение узнавать предметы по существенным признакам.
-Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
-Активизировать  экспериментальную деятельность путём исследования свойств материалов.
-Содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря.                -Закреплять умение работать самостоятельно и в команде.
Воспитывающие:
- Воспитывать патриотические знания о прошлом своей страны и далее современности, инициативу, сотрудничество в детском коллективе.
-Воспитывать познавательный интерес.

Предварительная работа: исследование  природных материалов , их свойств; чтение сказок Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как появился первый алфавит», С.Я Маршак «Вчера и сегодня»; беседа : «Всегда ли люди хранили информацию?»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, творческая.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие +интеграция социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, слайды с фотографиями Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Руси, запись музыки Древнего Египта, Китая, Руси, распечатанные на формате А4 китайские иероглифы, гуашь, кисти, салфетки, вода, песок, глина,  береста, ткань, пяльцы, новогодняя гирлянда, кассеты, диски, флешкарты, видеозапись.

Структура НОД: вводная часть-3 мин
                              основная-15 мин
                             заключительная-2 мин

Этапы деятельности

 Действия воспитателя  (методы, приёмы)

Материалы и оборудование

Мотивация

Постановка цели

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная детская деятельность.

Рефлексия

-Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть!  Посмотрите, в каком необычное месте мы находимся. Что вы здесь видите?(диски, кассеты, флешки). А для чего нужны эти предметы? ( чтобы хранить информацию) .Это технические средства хранения информации.
-Скажите мне ребята,  а на чём ещё чего можно сохранять информацию? (  на бумаге) А как вы думаете всегда ли люди хранили информацию? (предположение детей) А хотите узнать? Что нам для этого можно сделать? (отправится в путешествие). Куда  можем отправиться и на чём? ( в прошлое ,на машине времени) Правильно. Мы с вами поедем на машине времени и  я открою вам секрет, вот она перед вами .
Итак, включаем машину времени, нам не терпится попасть в прошлое, в этом нам поможет палочка-перемещалочка, включите её и передавайте по кругу, она укажет нам путь.
-Итак ,мы попали в древний Египет.  (Рассказ воспитателя о Египте). Египтом правили фараоны , помогали им жрецы. Это были образованные по тем временам люди. Именно они придумали, как лучше сохранить информацию, чтобы было удобно ей пользоваться.
Как они это придумали , хотите узнать? Тогда предлагаю пройти в мини-лабораторию . Посмотрите , что перед вами находится  на столе? (песок, глина, вода, деревянные палочки). Как мы можем назвать эти материалы одним словом? (природные материалы). Вот именно на один из этих материалов жрецы и обратили своё внимание.
-Давайте их рассмотрим, исследуем. Возьмите деревянные палочки, острой стороной вниз, не забывайте правила безопасности.  Напишите или нарисуйте что-нибудь на песке. Скажите ваше изображение видно? А теперь положите палочки и представьте, что вы понесли свою надпись кому-нибудь почитать. Вы несли по дороге  и трясли свои изображения, потрясите тарелочки. Что стало с вашими надписями?( они исчезли). А почему это произошло? (потому что трясли) А почему исчезли? (осыпались).В таком случае назовите мне одно из свойств песка (сыпучий).Тогда ответьте, подходит ли нам песок для сохранения информации? (нет).Вывод: песок  для сохранения информации не подходит потому что он сыпучий. Молодцы!
-А теперь  попробуем нарисовать или написать на воде. Подвиньте к себе ёмкости с водой, вновь возьмите деревянные палочки и попробуйте написать на воде. Что же у вас получилось? (ничего).А почему? ( называют свойства воды :прозрачная, бесцветная, жидкая, текучая, у неё нет формы). Вывод: вода не подходит для написания, потому что то ,что вы изобразили не видно.
-А сейчас вновь обратите внимание на ещё один природный материал .Что это?(глина).Возьмите вновь палочки  и на глиняной пластине нарисуйте что-нибудь. Отложите палочки  и проверим, можно ли эту информацию сохранить? Возьмите подложки с глиной и потрясите её. Подуйте на неё.  Что стало с информацией? (она осталась .  Вывод: глина подходит нам для того чтобы на ней  что-то записывать .
Вытирайте руки салфетками.
-Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы.   давайте с вами посмотрим как они это делали. Подойдите к экрану. Для записи они использовали почти такие же глиняные дощечки, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались
клинки. Повторите, пожалуйста (словарная  работа).  Клинками жрецы надавливая оставляли изображение, как вы сейчас на глину и получалось задуманное ими сохранение информации. Затем пластины обжигали в печи, складывали  друг на друга и получались глиняные книги. Вот такой секрет был в Древнем Египте.
- Но  нам пора отправляться в путь, ведь нас ждёт другая страна и новые открытия.
-Итак ,мы с вами попали в Древний Китай. Китай –родина многих открытий. Выходите из машины времени и обратите внимание на экран. Посмотрите - это Великая китайская стена, она имеет очень большую протяжённость, это дворец императора, а это «Храм в небо». В Китае всё время выращивали чай, рис, а это китайский новый год.
-  Китайцы тоже придумали необычное хранение информации. Они придумали хранить её на шёлковой ткани. Шёлк это такая тонкая ,нежная материя.  Как вы думаете , а откуда у китайцев появился шёлк? (предположительные ответы детей). Нити для изготовления шёлковой ткани прядут насекомые , которые называются  тутовыми шелкопрядами. Люди собирают эти нити и  делают из них ткань, которая и называется шёлк. Скажите мне ребята, а шёлк  мы можем назвать природным материалом? Почему ? ( потому что нити для неё  изготавливают насекомые, которые относятся к природе). Шёлк  изготовленный таким образом является очень дорогой тканью. Писать на ней могли только богатые люди. Шёлковую  ткань нарезали на небольшие кусочки, писали на них. Пройдите на ковёр. Для письма в Китае используются символы, которые называются  
 иероглифы. Повторите.(Словарная работа)  Обратите внимание, на доске изображены иероглифы. Иероглиф обозначает целое слово. Вот этот обозначает горы , этот река, этот рисовое поле, а этот солнце, этот человек, а вот этот трава.
-Предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и нарисовать его на кусках ткани. Перед вами  есть всё необходимое для этого, приступайте к работе. (Дети рисуют, воспитатель интересуется , что они рисуют).
-Какие вы молодцы! Положите кисточки на подставку, вытрите руки. Скажите мне ребята, подходит ткань для хранения информации? Вывод: ткань подходит для хранения информации.  Вот так и решили китайцы. Пройдите к экрану. Посмотрите ребята, китайцы  сшивали куски  шёлковой ткани с изображёнными иероглифами  и у них появлялись вот такие книги для хранения информации.
- А теперь я предлагаю отправиться в другую страну и другое время.
-Ребята, сейчас мы переместились в Древнюю Русь. ( Рассказ воспитателя о древней Руси). Именно на Руси придумали сохранять информацию ещё на одном природном материале. А на каком,  сейчас узнаем. Пройдём за столы . Посмотрите что лежит перед вами? (Береста). А что такое береста? (Это кора берёзы). Предлагаю вам  исследовать её. Что вы можете о ней сказать?  Какая она? Как вы думаете, можем мы оставить на ней информацию? ( Ответы детей). А давайте попробуем? Разделитесь на пары и нацарапайте палочками сообщение друг другу, а затем обменяйтесь ими. Какое сообщение или информацию  вы оставили друг другу?  Как вы думаете, береста подходит для хранения информации?  Вывод: береста  подходит для сохранения информации. Точно так же решили  в Древней Руси. Подойдите к экрану . Вот на таких берестяных заготовках стали выцарапывать  при помощи специальной острой палочки тексты.  Затем  их сворачивали в трубочки ,которые назывались
 свитки  (словарная работа) и посылали друг другу или хранили.  
Пора возвращаться в современный мир, проходите в машину времени. В какой город мы вернулись? Почему мы сюда вернулись?
А ещё ребята у меня для вас есть ещё один способ хранения информации- видиописьмо.
Я хочу задать вам  очень важный вопрос. Так как же  как люди раньше сохраняли информацию? ( при помощи  природных материалов: глины, ткани, бересты), а как же люди сохраняют её в современном мире? Какие современные технические средства вы знаете?  А ещё  при помощи чего люди передают информацию? (При помощи видеозаписи).
-Вы большие молодцы! Интересно ли вам было?
Какие трудности вы испытывали? Понравилось вам путешествовать во времени?  Я думаю , что это путешествие не последнее, ведь машина времени работает круглосуточно! Спасибо большое!

На полу новогодняя гирлянда в форме круга

Звучит космическая музыка, вращающийся земной шар.

Звучит египетская музыка, на экране появляются слайды с   фотографиями Древнего Египта.

Песок, вода, глина, палочки деревянные.

Продолжение слайдов о Египте.

Звучит космическая музыка, на экране изображение вращающегося земного шара.

 Китайская музыка и слайды с фотографиями Китая.

Звучит фоновая китайская музыка

Изображение иероглифов .

Звучит космическая музыка, на экране вращающийся земной шар.

Играет запись игры на балалайке, слайды с изображением Древней Руси.

Слайд с изображением берёзового леса.

Слайд с изображением бересты.

Слайд с изображением берестяного свитка.

Слайды с фотографиями Тюкалинска.

Видеописьмо.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с природным материалом - эффективное средство всестороннего развития и воспитания детей.

Важность работы с природным материалом, для все стороннего развития ребёнка....

Природные материалы как средства развития дошкольника в ДОУ и семье

В век компьютеризации всей жизнт человека природные игры приобретают особую значимость.Цель таких игр - созидательные,развивающие,на радость всем....

Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)

Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....

«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...

презентация Элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом как средство познавательного развития детей

laquo;Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»(С. Л. Рубинштейн)...

Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)

Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....

Игры с природным материалом как средство развития восприятия детей раннего возраста

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...