Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Такой разный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Безгацкая Наталья Васильевна

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему:

 «Такой разный песок»

Подготовительная  группа №4(ЗПР)

Цель:  Создать условия для развития и закрепления знаний о песке у детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_opytno_eksp_gr4.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему:

 «Такой разный песок»

Подготовительная  группа №4(ЗПР)

 МАДОУ «Детский сад №207»,г.Барнаул

Цель:  Создать условия для развития и закрепления знаний о песке у детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

Развивающие:

-развивать представление о песке как об объекте неживой

природы, его свойствах и роли в окружающем мире;

- развивать у детей стремление к самостоятельному познанию и

размышлению.

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

-  развить мелкую моторику рук;

- развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать;

- развивать фантазию, воображение, инициативность и самостоятельность

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в обращении с песком;

- воспитывать дружеские взаимоотношения;

Материалы: песок речной, лупы, сито, пластиковая одноразовая посуда, стаканы с песком, стаканы с водой и сахаром, формочки, ложечки, магниты.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть: (дети играют в группе, неожиданно заходит Симка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел?

Симка: Ребята, я Симка, вы же узнали меня!

Все вместе встанем рядышком по кругу,

Скажем: «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Доброе утро! (дети здороваются)

Дети: Доброе утро , Симка!

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Здороваются с гостями)

Симка: ребята, потрогайте, что лежит в моем мешочке (протягивает по очереди всем детям мешок с песком, дети трогают и пытаются угадать, что в нем лежит). В помощь загадывает загадку.  

В нем дети любят все играть,

Любят строить и копать,

Любят сыпать, зарывать,

И из лейки поливать.

(Ответы детей)

 Ребята, правильно, это песок. И я пришла к вам за помощью, меня попросил Нолик показать ему опыты с песком, а я не умею. Вы сможете меня научить?

Ответы детей.

Восп: Да конечно Симка, наши дети очень умные и сообразительные. Мы сможем тебе помочь. Но сначала давайте посмотрим, что же такое песок и какой он бывает.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ!

Воспитатель: Ну вот теперь мы можем приступить к нашим опытам. Ребята скажите, где нужно проводить опыты? (ответы детей)- В лаборатории

Воспитатель: Верно! А сейчас предлагаю вам надеть рабочую

форму и пройти в нашу научную лабораторию, где мы путём опытов и

исследований узнаем об интересных свойствах песка.

Воспитатель: Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе в лаборатории

1 Внимательно слушать инструкции

2 Четко выполнять указания

3 Аккуратно работать с веществами и оборудованием

4 Быть наблюдательными

5 По наблюдениям сделать выводы

И еще: Так как мы будем работать с песком НЕЛЬЗЯ бросаться

песком, брать песок в рот, руками нельзя трогать глаза.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы внимательно рассмотрим из

чего состоит песок.

Опыт №1

Воспитатель: возьмите сито в левую руку, в правую руку возьмите ложку, наберите немного песка, насыпайте его в сито и легкими движениями просеиваете песок на тарелку.

Посмотрите как он сыпется, как в песочных часах (показать песочные часы).

Что мы можем сказать про песок?

Он какой? Ответы детей – сыпучий

Теперь возьмите лупу и посмотрите, что осталось в ситечке?

Ответы детей (камушки)

А что на тарелке?

Ответы детей (песчинки)

Правильно! Значит, делаем вывод, что песок сыпучий, состоит из песчинок и камней.

Ну что Симка, понравился тебе первый опыт? Ты поняла какой бывает песок?

Тогда продолжим…

Опыт №2

Воспитатель:  А теперь возьмите песок в руку и

обследуйте его на ощупь. Что можно сказать, какой он?

Дети: Песок сухой и шершавый.

Воспитатель: А давайте опустим в песок магнит. Что мы заметили?

Дети: На магнит приклеились мелкие частички.

Воспитатель: Ребята, это – частички металла, которые присутствуют в песке. Какой можно сделать вывод из этого опыта

(Ответы детей).

Вывод: Подводим итог нашего второго опыта : песок состоит из

мелких

песчинок, в нём есть камешки и частички металла. На ощупь песок

шершавый.

Симка: Ребята, что-то я устала, давайте немного отвлечемся от наших опытов и пойдем немного потанцуем!

Вот немного отдохнули, можно и продолжить!

 Опыт№3.

Воспитатель: А как вы думаете, растворяется ли песок в воде или

нет? У вас на столах стоит стакан с сахаром, добавим туда воды, и размешаем. Что мы видим?

Дети: Сахар растворился.

Воспитатель: А сейчас ребята возьмём стакан с водой и насыпем

туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?

Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно

увидеть песочную пыль.

Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем. Ну что,

растворился?

Давайте сравним. Сахар растворился в воде, не изменив её цвет.

А песок не растворился и изменил цвет воды.

Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Песок не растворяется.

Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке

обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в

воде. Песок окрашивает воду.

Опыт №4

Симка: Ребята вы мне показали столько интересных опытов, а теперь я вам покажу, что я умею. Я сейчас слеплю фигуру из песка. Вот в формочку насыпаю песок, переворачиваю и ….., ничего не получилось. Странно, почему?

Воспитатель: Симка не расстраивайся, просто ты немного не правильно сделала. Ребята как вы думаете, почему у Симки не получилась фигура из песка?

Дети:  Потому что надо было песок смешать с водой

Воспитатель: Правильно, вот Симка ребята тебе и подсказали. Давайте теперь покажем Симке, как правильно нужно сделать. Возьмите  стакан с водой и песок все смешайте на тарелке.

Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети: Песок стал мокрым.

Воспитатель: Куда исчезла вода?

Дети: Вода впиталась в песок.

Воспитатель: Песок впитывает воду.

Вывод: песок впитывает воду, он водопроницаемый.

Воспитатель: А теперь возьмите мокрый песок и засыпьте его в формочки, затем переверните на пустые тарелки..

Воспитатель: Получается?

Дети: Да

Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?

Дети: ответы.

Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок

исчезает,

мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Что

произойдет с

поделками из песка после высыхания?

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод:  Песок пропускает воду, может изменить свои свойства

Под воздействием воды.

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем еще отличается

Мокрый песок от сухого?

Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной

лаборатории,

где изучили удивительные свойства обычного песка. Давайте

вспомним их.

- Прежде всего, скажите мне, что же такое песок? (Песок – это

Природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную

форму,окраску, размер. Песок может содержать частички металла).

- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый,

рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под

воздействием

воды.)

- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления

бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд,

для игр, песком можно рисовать.).

Наше исследование подошло к концу. Вы были все внимательны и

активны.

Сейчас я предлагаю пройти помыть руки после работы с песком.

После того как дети помыли руки и вернулись в группу.

Симка: Ребята вы такие умницы, у вас все получилось сегодня, вы многому меня научили. Теперь я смогу Нолику показать все опыты с песком. Ну а вам предлагаю прийти сегодня домой и показать своим родителям, какие опыты сегодня вы проводили. Ну а я хочу вам подарить угощения за ваш труд и умение!!!

Угощения для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Песок"

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Конспект занятия по опытно - эксперементальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности на тему "Такие разные ткани".

Занятие развивает познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани....