Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности на тему "Такие разные ткани".
опыты и эксперименты (старшая группа)

Тищенко Виктория Викторовна

Занятие развивает познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_tkani.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с различными видами тканей;

- формировать представления о свойствах различных тканей;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать умение грамотно строить высказывания;

- развивать умение делать выводы, обобщения;

- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

сундучок, образцы тканей (ситец, шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань, органза, драпп),  лупы, 2 пластиковые баночки с горячей водой, ножницы, ёмкости для воды, одноразовые стаканчики,  пяльца,  лейки,  ватные диски на ниточках,  клубок.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,

К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья».

Словарная работа: Шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей!

 «Приветствие»

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось,

Свои лучики раскрыло,

Всем улыбки подарило.

Оглядело всё вокруг.

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте!

Здравствуйте! (дети здороваются с гостями)

1. Создание мотивации к занятию.

Раздается стук в двери.

- Вам просили передать.

- Что это? (сундучок)

- Вы хотите посмотреть, что в нем находится?

- Ребята, вы знаете что это? (Ткани)

- Сегодня мы поговорим о свойствах тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.

– Я приглашаю вас занять свои места за экспериментальным столом. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ситца и шерсти)

- Ребята, ткани из нашего сундучка разные? (ответы детей) Но раз их называют одним именем, ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? И сейчас мы об этом узнаем.

-Как вы думаете, из чего состоит ткань?

- Давайте проверим это. Рассмотрим ткань под лупой.

- Возьмите в руки тонкий лоскуток ткани и лупу. Видите, сколько, много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее чудо.

- Кто же их переплел? Ткацкий станок – вот кто! 

Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?

- Возьмите кусочек шерсти, смочите свои пальчики в воде и скручивайте её,

 а при этом немножко растягивайте.

- Что получилось? (Ответы детей)

- Нить! Не очень ровная, но настоящая шерстяная нить. Шерсть - очень теплая ткань.  Волоконца у шерсти ворсистые, и когда мы их сжимаем пальцами, да еще и скрутили, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить.

-Как вы думаете, для какой одежды подойдет шерстяная ткань?(Ответы детей)

Правильно, для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

 

Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Поэтому из нее изготавливают теплые вещи.  Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Шерстяная.)

-Сейчас мы проверим, так ли это на самом деле? (Дети переходят к следующему столу для опыта)

Опыт № 1:

На столе 2 стеклянные баночки с горячей водой. Одна из них находится в мешочке из ситцевой ткани, а другая – в мешочке из шерстяной ткани.

 Какая же  ткань держит тепло, а какая нет? Выльем воду в специально подготовленные ёмкости. Сначала опустите пальчики в ёмкость, где налита вода из баночки, которая находилась в ситцевом мешочке. Теперь -  в ёмкость, где вода из баночки, которая находилась в шерстяном мешочке.

Вывод: шерстяная ткань сохраняет тепло, а ситцевая нет. 

А теперь отгадайте мою загадку:

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю — (Дождь)


- Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю и весеннюю одежду, чтобы не промокнуть под дождем? (Ответы детей.)

Чтобы узнать об этом перейдем к следующему экспериментальному столу.

Опыт № 2:

- Сейчас проведём эксперимент и узнаем, какая ткань не пропускает воду.

На столе у вас находятся два стаканчика,  первый стаканчик накрыт ситцем, второй стаканчик  накрыт болоньевой тканью. Рядом леечка с водой.

 - Вам нужно налить воду сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. (Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду)

 Вывод : ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья – водонепроницаемая.

- Значит, в дождливую осеннюю и весеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.

- Послушайте следующую загадку:

В чистом небе, солнце светит ярко

Можно искупаться, стало очень жарко…

Как люблю я время года это…

Угадали? Ну конечно, это ... (Лето)

- Ребята, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)

- Правильно, чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух.

- Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.

Для этого перейдем к следующему экспериментальному столу.

Опыт № 3:

- Я приготовила 2 вида ткани (хлопковую и синтетическую ткань)  и ватные диски на ниточках.

Для проведения опыта поделимся на три пары. Один из вас дует через ткань на пяльцах, другой  наблюдает, что происходит с ватным диском, который держит за ниточку перед тканью.

 Сейчас, по очереди  будем продувать оба вида ткани, а вы понаблюдайте за ватными дисками.

- Скажите, что происходит с ватными дисками ?( В случае с хлопковой тканью ватный диск улетает, а в случае с синтетической тканью остаётся на месте)  Какой вывод вы сделаете?

Вывод: хлопковая ткань пропускает воздух, а синтетическая нет.

( Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, ткани, которые пропускают воздух, лучше подходят для пошива летней одежды).

-Ребята, предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,  (показ удивления)

Мы ее не берегли:   (пожимание плечами)

Обращались с ней небрежно,  (показ удивления)

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти (пожимание плечами)

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем, (имитация наливания воды)

Порошок мы насыпаем, (имитация насыпания порошка)

Всю одежду замочили,    (имитация замачивания белья)

Пятна тщательно потрём, (имитация трения белья)

Постираем, прополощем,  (имитация трения, полоскания белья)

Отожмём её, встряхнём.   (имитация отжимания и встряхивания белья)

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках. (имитация развешивания белья)

- Ребята, вы аккуратно носите свою одежду?

- Как вы думаете, может ли ткань на одежде порваться, или порезаться?

Давайте перейдем к следующему экспериментальному столу.

Опыт № 4:

У нас есть лоскутки ткани разные по толщине.

Рассмотрите их.

Давайте сначала попробуем разрезать самую тонкую ткань. Получилось легко? Теперь возьмем ткань поплотнее и попробуем разрезать. Получилось?

Теперь возьмите самую плотную ткань и попробуем разрезать.

Вывод: чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем ещё отличаются наши ткани? (Цветом и рисунком).

- Посмотрите на этих бумажных  кукол. (Воспитатель показывает бумажные фигурки девочки и мальчика). Чего не хватает в их одежде? ( Цвета и рисунка).

- Сначала все ткани были белые. Но их раскрасили дизайнеры, художники по ткани.

- Я приглашаю вас попробовать себя в роли таких художников и украсить наряд наших кукол. (Дети при помощи фломастеров придумывают цвет и рисунок на одежде кукол).

6. Рефлексия и итог занятия.

- Ребята, сегодня, мы с вами узнали много нового о свойствах тканей. Давайте расскажем, что вам запомнилось или понравилось на сегодняшнем занятии.

Дети садятся в круг, перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось и понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух.Вода"

Данный материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Игры с Капитошкой»

Цель:  Учить детей понимать цель эксперимента, представляющего взрослым в игровой форме.Задачи:- развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности;- активизировать и обогащать сл...

Конспект Открытого занятия Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе. Тема: «Домашний лимонад»

Конспект Открытого занятияОпытно - экспериментальная деятельность в средней группе.Тема: «Домашний лимонад»Выполнила: воспитатель Инешина В.В.Цель: Совершенствовать знания детей о зна...