"Народные традиции семейного воспитания"
статья

Смирнова Тамара Дмитриевна

На современном этапе реформирования системы образования использование педагогического потенциала народных традиций воспитания представляется чрезвычайно актуальным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народные традиции семейного воспитания»

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/8/c/6/8c696dea8958c7c6898d8f551d6609b4.jpg

Программа взаимодействия с родителями

Подготовила:                                    воспитатель ГБДОУ детский сад № 108

Фрунзенского района Санкт-Петербурга        

                         Смирнова Тамара Дмитриевна

На современном этапе реформирования системы образования использование педагогического потенциала народных традиций воспитания представляется чрезвычайно актуальным.

         Согласно новым ФГОС, образование должно помочь растущей личности выработать нравственные критерии через соприкосновение с традициями культуры, несущими в себе высокий нравственный потенциал. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определено приоритетное значение ценностного воспитания во всей структуре организации образовательного процесса в школе, представлены национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности, носителями которых являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития и воспитания должна осуществляться через интеграцию личности в культуры составляющих российское общество и мировую культуру, приобщение обучающихся к освоению ключевых культурных традиций России.

Источники нравственных ценностей («источники нравственности и человечности» – Концепция) – это те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Среди традиций многонационального народа России важное место занимают этнокультурные традиции, которые являются совокупностью исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом.

        Народные традиции воспитания, существующие в каждом этносе, являются сокровищницей духовных ценностей, выработанных и выверенных на практике многими поколениями. Г.Н.Волков считает, что истины народной педагогики вечны так же, как библейские заповеди, нарушение которых может привести к катастрофическим последствиям.  По мнению ученого, существующий тысячелетний фундамент народного воспитания – традиционная культура воспитания обладает мощнейшим потенциалом, который не в достаточной мере используется и в современном образовании, и в современной семье. Народные традиции воспитания основываются на семи фундаментальных аксиомах-критериях: естественности, раннем начале воспитания, его иерархизации, природосообразности, полноте педагогического цикла – трехпоколенной семье, где «каждый рождается внуком, а умирает дедом», комплексности подхода к воспитанию, инвентаризируемости опыта и идей народной педагогики. Это семь опор, на которых держится вся конструкция народного воспитании, и ни одна из них не может быть устранена, отброшена, ибо разрушится будущее строение как единое целое.

 В заключении хотелось отметить непотерявшие своей актуальности педагогические идеи о народности воспитания К.Д.Ушинского. Он утверждает, что нельзя игнорировать наличие у каждого народа своей системы воспитания, от близости к которой зависит эффективность всего того, что мы делаем. Об этом же в своих трудах писали Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский и др. Три заповеди, декларированные К.Д.Ушинским, можно отнести к категориям вечных ценностей:  «каждый народ имеет свою характеристическую систему воспитания», «в душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих»,  «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Народные традиции семейного воспитания являются составной и неотъемлемой частью духовной культуры любого народа и содержат в себе уникальный педагогический потенциал, который может быть реализован посредством системы образования для решения выдвинутой сегодня на государственном уровне на первый план проблемы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Специфика воспитательной работы в образовательных организациях, согласно ФГОС, предполагает выстраивание взаимодействия с семьей, формирование семейной культуры на основе совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

 Представленная программа отвечает современным требованиям нового закона об образовании, федеральным государственным образовательным стандартам, концепции семейной политики РФ и направлена на повышение уровня родительской культуры и более эффективное и тесное сотрудничество семьи и школы.

Целью программы «Народные традиции семейного воспитания» является формирование родительской культуры и объединение усилий образовательных организаций и семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а также просвещение родителей в сфере семейного воспитания через обращение к отечественным этнопедагогическим традициям.

Предлагаемая программа рассчитана на шесть встреч с родителями (продолжительность каждой встречи -  50-60 минут). Встречи с родителями могут проводиться не только в стандартной форме бесед, но в форме дискуссий, педагогических мастерских, семинаров, практических конференций для родителей. В конце каждой встречи (темы просветительской программы предлагаются ниже в виде учебного и учебно-тематического плана) педагоги, организующие цикл встреч, проводят рефлексию – обсуждают возникающие вопросы, учитывают запросы и предложения родителей при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьями учащихся.  На основе анализа полученных в ходе встреч данных определяются актуальные проблемы и темы для дальнейшей организации сотрудничества семьи и образовательной организации.  

Учебный план

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

  1. В том числе

Формы контроля

Лекции

Практи-ческие

1.

Этнопедагогические традиции воспитания в семье

1

1

-

2.

«Становление человеческого в человеке» - вехи жизни.

1

-

1

3.

 Создание общности в каждодневном семейном общении.

1

1

-

4.

Праздничная культура вчера и сегодня.

1

1

-

5.

Педагогическая мастерская «Наши семейные традиции»

1

-

1

6.

Подведение итогов. Обмен мнениями

1

-

1

   Учебно- тематический план

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

  1. В том числе

Формы контроля

Лекции

Практи-ческие.

1.

Этнопедагогические традиции воспитания в семье.

1.1. Принципы традиционного воспитания в семье. Воспитательные средства – сказка, игра, забава, слово.

1

1

-

2.

«Становление человеческого в человеке» - вехи жизни.

2.1. Поэзия пестования, практическое освоение игр и забав для детей.

2.2.Историческая память семьи. Домашние реликвии.

1

-

1

3.

Создание общности в каждодневном семейном общении.

3.1.Семья как духовная межпоколенческая общность.

Семейные предания, семейные реликвии.

1

1

-

4.

Праздничная культура вчера и сегодня.

4.1.Философия традиционного праздника. Отличительные черты будней и праздников. Праздничная трапеза.

1

1

-

5.

Педагогическая мастерская «Наши семейные традиции»

1

-

1

6.

Подведение итогов. Обмен мнениями.

1

-

1

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. 1. Волков Г.Н. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения /Г.Н.Волков // Педагогика.– 1999.–  №3.– С.7.
  2. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика – педагогика национального спасения /Г.Н.Волков//Этнопедагогика – педагогика жизни. – Элиста, 2001.
  3. 3. Еремина Н.В., Якубовская Е.И. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие. Ч.1. - Спб.: СПбАППО, 2008.
  4. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. - Спб, 2006.
  5. 4. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. - 2010. - №1. - С.11-22.
  6. 5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр.пед.соч.: В 2 т. /  К.Д.Ушинский. – М., 1974. – Т. 1.      
  7. 6. Шангина И.И. Русские дети и их игры.  - Спб, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

ДОКЛАД Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс (из опыта работы) Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственност...

"Содействие воспитателя возрождению лучших традиций семейного воспитания" . Консультация для родителей.

Совместное проведение досуга - одна из самых важных основ построения счастливой жизни. Семейные развлечения - это очень большая подпитка и для больших и для маленьких участников игры. Предлагаю рассмо...

Статья "Традиции семейного воспитания".

Сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение и возрождения семейных традиций....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013г.-2014г. Тема: Традиции семейного воспитания

В начале учебного года  был  разработан индивидуальный план работы по самообразованию. Тему которую я выбрала называется "Традиции семейного воспитания"  В мире нет ни одного народа, ко...

Традиции семейного воспитания.

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО воспитания Собрание можно провести за круглым столом, с чаем и сладостями. Это сблизит родителей и позволит раскрепоститься.Воспитатель рассказывает о влиянии семейных традиций...

«Народные традиции семейного воспитания»

На современном этапе реформирования системы образования использование педагогического потенциала народных традиций воспитания представляется чрезвычайно актуальным...