Познавательное развитие"Гончарное ремесло казаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к культурному наследию.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающим людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.

В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: гончарное ремесло.

Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется  через познавательно-исследовательскую деятельность.

В процессе занятия, дошкольники  знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества ,как гончарное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remeslokazakov_konspekt_m.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

города Сорочинска Оренбургской области

Сценарий занятия

совместной специально организованной образовательной деятельности

педагога с детьми

Тема: «ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО КАЗАКОВ»

Образовательная область:

познавательное развитие.

Старшая группа

Составила: Тамулина  Ольга Геннадьевна

  Воспитатель :

 МАДОУ «Детский сад  №1»

Сорочинск  2022

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

12

III.

Список литературы

13

Пояснительная записка

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к культурному наследию.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающим людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.

В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: гончарное ремесло.

Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется  через познавательно-исследовательскую деятельность.

В процессе занятия, дошкольники  знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества ,как гончарное дело.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Гончарное ремесло казаков»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Музыкальная деятельность  (прослушивание фонограммы песни «гончарные круги!»)

 Восприятие научной литературы (получение новой информации «Гончарное ремесло»)

Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Гончарная мастерская»),

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с глиной, моделирование посуды казаков)

Двигательная деятельность (физкультминутка «Гончары»)

Изобразительная деятельность (лепка из глины - посуда казаков «глэчек»)

Самообслуживание

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Беседа о казаках (обращение к раннее изученному материалу).

Создание проблемной ситуации,  появление объекта (письмо, сундук)

Рассказ воспитателя о видах ремесел казака.

Практический метод: рассматривание объекта (глэчек, макитра, кувшин,)  совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Наглядность (просмотр презентации «Гончарное ремесло), показ посуды казаков из сундука ( глэчик, макитра, кувшин), рассматривание глины,  сопровождаемые  объяснением взрослого, показ способов действий на гончарном круге.

метод оценки и самооценки:   тест «выбор кувшина».

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. Просмотр презентации с целью вызвать интерес к видам ремесел казаков.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы)

Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины)

Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание фонограммы песни «гончарные круки»,)

Физическое развитие(проведение физ. минутки «Гончары»)

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков через познавательно-исследовательскую деятельность.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формировать представления о гончарном ремесле казаков, интерес к гончарному искусству.

Знают гончарное ремесвыло  казаков, проявляет интерес к гончарному искусству.

6.2

Развивать навыки в работе с гончарным кругом, изготавливать посуду из глины

Умеет работать с гончарным кругом и изготавливать посуду из глины.

6.3

Воспитывать уважение к казачьим обычаям и традициям.

Уважительно относится к казачьим обычаям и традициям.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Затруднение в работе с гончарным кругом и лепки из глины посуды казака

Показ, разъяснение

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

Изобразительный ряд: презентация «Гончарное ремесло

Музыкальный ряд: фонограмма песни «гончарные круги !»

Материалы и оборудование: сундук, кувшин, глэчек, макитра,  глина, вода, гончарный круг, салфетки, фартуки, ёмкость для мусора.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

1.Рассматривание иллюстраций о казачьем быте, изготовление и режиссёрские игры с макетом «Казачий курень»;

2.Беседы о народном прикладном искусстве;

3.Лепка посуды из пластилина;

4.Чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях казаков от древности до наших дней.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Актуализация ранее приобретенных знаний

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята посмотрите  внимательно, что вы увидели необычного в группе?

(Дети смотрят и находят сундучок)

Воспитатель: Как вы думаете, что может быть в сундучке?

Ответы детей: игрушки, книги, игры

Присаживайтесь на стульчике 

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь мешочек с глиной, какая- то старинная посуда! На ней надпись есть! Интересно, для чего она нужна?

(выкладываю на стол : мешочек с глиной, глэчек, макитра, кувшин)

Воспитатель: Смотрите ребята, а здесь лежит письмо!

Воспитатель: А давайте, я вам прочитаю письмо, может быть, потом мы узнаем, кто, же нам прислал сундучок

1.2

Мотивация деятельности детей

 «Здравствуйте, ребята! Пишет вам,  Атаман.  Я хочу вам рассказать, об одном из старейших промыслов казаков. Гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Казаки  в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда  люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой.                                                               Сегодн , я предлагаю вам познакомится с посудой»

Воспитатель: А-а! Значит вот от кого эти горшки. Это изделие гончаров. Давайте рассмотрим  посуду,  которую  изготовляли казаки.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Познакомится с ремеслами казаков.

II.

Основная часть:

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: Особенное место среди глиняной посуды казаков занимал кувшин. Он был почти в каждой семье.

Воспитатель: Как вы думаете? Что в него наливали казаки?

Ответы детей: напитки

Воспитатель:  Да, в кувшин наливали напитки. Даже в самую сильную жару напитки в кувшине оставались прохладными

Воспитатель: Демид повтори, пожалуйста, как этот глиняный горшок назывался?

Ответы детей:  Кувшин

Воспитатель: Вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в него наливали казаки? Как вы думаете?

Ответы детей: молоко, воду, кефир

Воспитатель: В таких глэчеках молоко долго хранит прохладу и не портится. Воспитатель:  Илья повтори, как этот глиняный горшок назывался?

Ответы детей:  «глэчек».

Воспитатель: А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд.

А вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)

Воспитатель: В них казачки хранили соленья, варенье.

Воспитатель:  Мирослава повтори, как этот глиняный горшок назывался?

Ответы детей:  «макитра»

Воспитатель: Вот какую разную глиняную посуду изготавливали казаки на гончарном круге.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как же гончары изготовляли посуду.

Просмотр видио ролика гончарное ремесло с гончарным кругом)

Воспитатель: Как называется человека-мастера по изготовлению глиняной посуды?

 Ответы детей: гончар

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: А вы бы хотели, тоже побыть сегодня  в роли гончаров?

Воспитатель: Тогда давайте, организуем свою  гончарную мастерскую.

 Гончары работали на настоящих старинных кругах, потом появились электрические, а мы с вами будем работать на детских гончарных кругах.

Проходите за столы.

( проходят за столы)

Воспитатель: Одеваем  фартуки. (фартуки висят на стульчиках)

Воспитатель: Пред работой, давайте разогреем руки.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, и слова такие скажем:

Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите

Воспитатель Занимайте свои рабочие места, работать будем в паре. Договаривайте, между собой, кто из вас будет начинать лепить, а кто будет помогать. А затем поменяетесь.

 (Дети подходят к столам, на которых в чашечках лежит глина.)

Дети под отрывок фонограммы песни выполняют работу «гончарный круг»

Воспитатель: Вот из этих комочков глины, мы сделаем с вами горшочек, я буду лепить глэчек. Выберите, самостоятельно, какай из горшочков, вы будите лепить. Вначале придадим комочку глины округлую форму и прижмём его к центру круга. Смачиваем ладошки водой. Запустим запускаем круг, и ладонями придерживаем комочек глины. Затем большим пальцем немного давим на середину, а ладошки так же придерживают комочек. Видите, как ваш кусок глины меняется?  Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами

Воспитатель: в ходе самостоятельной  работы, вспомним русские пословицы.

Дети: Ксюша «Поспешишь- людей насмешишь»,

Настя «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда»,

Тихон «Дело мастера боится»,

Воспитатель Как называется ваш глиняный горшок?

Воспитатель:  Молодцы!

(Самостоятельная работа детей, контроль, показ воспитателя, помощь при снятии изделия с круга)

Воспитатель: Давайте покажем  и расскажем, друг другу, что у нас получилось.(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Теперь нашу посуду, необходимо высушить.  Когда ваша посуда высохнет, вы её  сможете расписать, чтобы она стала ещё красивее. Мы обязательно сделаем с вами выставку глиняной посуды.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: С каким ремеслам казаков мы с вами сегодня познакомились?

Ответ детей: гончарным ремеслом

Воспитатель: Какое ремесло мы сегодня попробовали с вами освоить?

Ответ детей: гончарное

Воспитатель: Что мы лепили, как называется наша посуда?

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. а теперь оцените себя.

 - Если вы возьмете синий  кувшин, значит, вы все запомнили, у вас все получилось,  вам все понравилось.

- Если вы возьмете желтый кувшин, значит, вам все понравилось, удавалась , но вы испытывали затруднение.

- Если, вы взяли красный кувшин вам вообще ничего не понравилось

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной литературы;

Б.Алмазов «Казачьи сказки»,П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривает альбомы «Ремесла казаков», «Быт и традиции казачества», «Одежда казаков», рассматривание макета «Казачья курень»

Список литературы

1.Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

2.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Войнавский Б.П. «Оренбургский казак» Харбат- 1937.

5. БондарьН.И, С.А Жиганова «Фольклор и традиции Оренбургских казаков». – Краснодар 2009

6. Бухарин Н.К. «Очерки прилинейской жизни Оренбургских казаков» Хивинка- 1892.

7.Гаранина Т.П. «Традиции казачества». - Мн., 1983.

8. Ганин А, Левченко А, Семенов В «История 1-го Оренбургского казачьего полка» Харьков- 2007.  

9. Енборисов Г.В. «От Урала до Харбины»  Оренбургского казачье войско. Оренбург – 2014г

10.Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.

11.Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13.Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

15. Куприна Л.С.Знакомство детей с бытом казаков СПб: Детство – Пресс, 2003.

16.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

17. «Наш дом –Урал»:  программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

18. Мякутин А.И. «Песни Оренбургских казаков I. Песни исторические» Оренбург – 1904.

19.Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

20. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

21. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.

22. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани

. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления посуды  из глины....

Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани

Занятие позволит дать представление детям о гончарном ремесле на Кубани....

Презентация проекта “Гончарное ремесло на Кубани”.

Формирование интереса к культуре и традициям казачества у детей дошкольного возраста через знакомство с гончарным ремеслом на Кубани....