Экологические игры для дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Земскова Екатерина Витальевна

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry_dlya_doshkolnikov.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры для дошкольников

Данная тема посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании в 1 младшей группе. Я раскрываю задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено видам дидактических игр, подробно описаны способы их применения. Я прихожу к выводу, что дидактическая игра – одна из основных видов деятельности для экологического воспитания в 1 младшей группе

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В своей работе на занятиях мной используются всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры); создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаю занимательные и творческие задания и др., в учебном помещении созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работаем, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает наше внимание в данном типе игр.
В занятиях с детьми использую систему дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений

Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел дополнительной образовательной программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.
В своей работе на занятиях, в совместной деятельности Я использую всё многообразие средств экологического воспитания: подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создаем положительный эмоциональный настрой и даем хороший результат в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:

1. Формирование экологических представлений о мире животных

2. Формирование экологических представлений о морском мире

3. Формирование экологических представлений о среде питания

4. Формирование экологических представлений о среде обитания

Приведу примеры дидактических игр на каждую образовательную задачу: Формирование экологических представлений о мире животных

«Прятки» в кинетическом песке

Цель: 1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи;

2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания;

3) формирование нестандартного творческого мышления.

Задачи: Образовательные:

1. стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.

2. активизировать словарный запас.

3. формировать представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. развивать память, внимание.

2. развивать мелкую моторику.

3. развивать фантазию.

Воспитательные:

1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. создать положительный психоэмоциональный настрой.

3. воспитывать умение общаться друг с другом.

Оборудование: влажные салфетки, фигурки животных, макеты фермы и леса, лоток с кинетическим песком.

Ход игры. Дети очень любят искать спрятанные предметы. Для этой игры воспитатель прячет

в кинетическом песке фигурки животных. Ребенок должен найти игрушку.

Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти диких и домашних животных и поместить их в свою среду обитания. Ребенок с интересом играет и находит животных. Игра закончена когда ребенок находит всех животных.

Формирование экологических представлений о морском мире «Большие и маленькие».

Цель: 1) Активизация мыслительной деятельности.

2) Развитие волевых качеств личности (терпение, усидчивость).

Задачи: 1) развитие зрительного восприятия, внимания;

2) освоение умений анализировать предметы по двум признакам (цвет и форма);

3) отработка быстроты реакции.

Оборудование: комплект рыбок, гидрогелевые шарики, аквариум, полотенце.
Ход игры. В большую коробку с гидрогелевыми шариками помещаются рыбки разных размеров. Для первой игры просим детей найти рыбки больших размеров на ощупь. Ребенок должен найти определенную рыбку и поместить ее в аквариум. Для второй игры другую рыбку поместить в аквариум. Также можно представить разнообразные игры с разными животными с гидрогелевыми шариками. Ребенок с интересом играет с гидрогелем. Игры с гидрогелем могут быть различными, но все они различны и

привлекательны для маленьких исследователей.

Формирование экологических представлений о среде питания «Накорми своих друзей животных»


Цель: развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о животных.


Задачи: Познавательная: формировать представления детей о диких и домашних животных.

Развивающая:развивать внимание, память.

Воспитывающая: воспитать бережное отношение к животным.

Оборудование: баночки с изображением животных, различный корм .

Ход игры. Вариант 1 Баночки с изображением животных расставьте так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложите различный, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго определенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.
Вариант 2. Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разложен корм. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто правильно подберет корм.

Формирование экологических представлений о среде обитания «Любимое место обитания»
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Задачи:

Образовательные: 

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравейник муравья). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.


Развивающие:

 Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти.

Воспитательные: Формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным.


Оборудование: 

животные домашние, дикие и хищные, макеты леса, фермы,саванны.

Ход игры: В игре принимают участие двое и более детей. Перед детьми разные животные и макеты их жилья. Дети берут животное и ставят на определенный макет с изображением. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.

Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.

В данной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать

дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

Считаю, что представленные в работе дидактические игры можно применять на практике и использовать её возможности как эффективное средство формирования экологической культуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...

Экологические игры для дошкольников

Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....

Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.

  «ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»  Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...