Экологические игры для дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические игры для дошкольников
Данная тема посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании в 1 младшей группе. Я раскрываю задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено видам дидактических игр, подробно описаны способы их применения. Я прихожу к выводу, что дидактическая игра – одна из основных видов деятельности для экологического воспитания в 1 младшей группе
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В своей работе на занятиях мной используются всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры); создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаю занимательные и творческие задания и др., в учебном помещении созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работаем, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает наше внимание в данном типе игр.
В занятиях с детьми использую систему дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений
Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел дополнительной образовательной программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.
В своей работе на занятиях, в совместной деятельности Я использую всё многообразие средств экологического воспитания: подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создаем положительный эмоциональный настрой и даем хороший результат в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:
1. Формирование экологических представлений о мире животных
2. Формирование экологических представлений о морском мире
3. Формирование экологических представлений о среде питания
4. Формирование экологических представлений о среде обитания
Приведу примеры дидактических игр на каждую образовательную задачу: Формирование экологических представлений о мире животных
«Прятки» в кинетическом песке
Цель: 1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи;
2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания;
3) формирование нестандартного творческого мышления.
Задачи: Образовательные:
1. стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.
2. активизировать словарный запас.
3. формировать представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. развивать память, внимание.
2. развивать мелкую моторику.
3. развивать фантазию.
Воспитательные:
1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. создать положительный психоэмоциональный настрой.
3. воспитывать умение общаться друг с другом.
Оборудование: влажные салфетки, фигурки животных, макеты фермы и леса, лоток с кинетическим песком.
Ход игры. Дети очень любят искать спрятанные предметы. Для этой игры воспитатель прячет
в кинетическом песке фигурки животных. Ребенок должен найти игрушку.
Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти диких и домашних животных и поместить их в свою среду обитания. Ребенок с интересом играет и находит животных. Игра закончена когда ребенок находит всех животных.
Формирование экологических представлений о морском мире «Большие и маленькие».
Цель: 1) Активизация мыслительной деятельности.
2) Развитие волевых качеств личности (терпение, усидчивость).
Задачи: 1) развитие зрительного восприятия, внимания;
2) освоение умений анализировать предметы по двум признакам (цвет и форма);
3) отработка быстроты реакции.
Оборудование: комплект рыбок, гидрогелевые шарики, аквариум, полотенце.
Ход игры. В большую коробку с гидрогелевыми шариками помещаются рыбки разных размеров. Для первой игры просим детей найти рыбки больших размеров на ощупь. Ребенок должен найти определенную рыбку и поместить ее в аквариум. Для второй игры другую рыбку поместить в аквариум. Также можно представить разнообразные игры с разными животными с гидрогелевыми шариками. Ребенок с интересом играет с гидрогелем. Игры с гидрогелем могут быть различными, но все они различны и
привлекательны для маленьких исследователей.
Формирование экологических представлений о среде питания «Накорми своих друзей животных»
Цель: развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о животных.
Задачи: Познавательная: формировать представления детей о диких и домашних животных.
Развивающая:развивать внимание, память.
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к животным.
Оборудование: баночки с изображением животных, различный корм .
Ход игры. Вариант 1 Баночки с изображением животных расставьте так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложите различный, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго определенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.
Вариант 2. Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разложен корм. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто правильно подберет корм.
Формирование экологических представлений о среде обитания «Любимое место обитания»
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравейник муравья). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
Развивающие:
Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти.
Воспитательные: Формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным.
Оборудование:
животные домашние, дикие и хищные, макеты леса, фермы,саванны.
Ход игры: В игре принимают участие двое и более детей. Перед детьми разные животные и макеты их жилья. Дети берут животное и ставят на определенный макет с изображением. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.
В данной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать
дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.
Считаю, что представленные в работе дидактические игры можно применять на практике и использовать её возможности как эффективное средство формирования экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические игры для дошкольников
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...
Экологические игры для дошкольников
Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....
Экологические игры для дошкольников 4 - 5 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.
...
Экологические игры для дошкольников 6 – 7 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.
«ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»...
Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.
«ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!» Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...