Экологические игры для дошкольников 6 – 7 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Бахмач Светлана Анатольевна

 

                        «ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»

 

   Цель.

 Учить правильно определять, что можно есть в сыром виде, а что в вареном.

  Материал.

 Можно использовать натуральные овощи, картинки с нарисованными овощами, муляжи.

  Ход.

 Взрослый показывает поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.

Взрослый показывает: огурец, морковь, свеклу, картофель, кабачок, баклажан, лук, репу, патиссон, томат, редис, капусту, петрушку.

 

 

                                   «ЧТО РАСТЕТ В САДУ, ОГОРОДЕ?»

 

  Цель.

 Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.

  Материал.

Карты с разными пейзажами для взрос­лого. Маленькие карточки для детей.

  Ход.

 По сигналу взрослого дети отбирают малень­кие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее за­крыл все пустые клетки и правильно назвал расте­ния.

Маленькие карточки просматриваются детьми за­ранее.

 

                                                         «УГАДАЙ-КА».

  Цель.

Научиться различать ягоды от фруктов; лесные ягоды от садовых; фрукты нашей полосы от фруктов тропиков, субтропиков; запомнить на­звания.

  Материал.

Картинки с изображением ягод (малины, голубики, брусники, земляники, вишни, кры­жовника, клубники, сливы, черешни (желтой), ши­повника», терновника, клюквы, ежевики). Картинки с изображением фруктов (персика, абрикоса, банана, ананаса, яблока, груши, лимона, граната,, мандарина, апельсина).

  Ход.

 Вариант 1.

 Все картинки раздать играющим, предложить положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, ягодами — в другую.

Вариант 2.

Раздать картинки с нарисованными ягодами. Предложить играющим картинки с лесны­ми ягодами положить в одну сторону, а с садовыми в другую.

Вариант 3.                                                                                                                                           Раздать картинки с нарисованными фруктами. Предложить играющим картинки с фрук­тами нашей полосы положить в одну сторону, суб­тропиков и тропиков — в другую.

 

                                     « Созрело — не созрело».

 

  Дидактическая задача.

  Определить спелость овощей н фруктов по внешним признакам.

  Игровое действие.

Поиск пары.

  Правило.

Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

  Оборудование.

 Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы к др. При повторении игры можно предлагать фрукты (ово­щи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

  Ход игры.

 Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые ово- щи и фрукты, а остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е, товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

 В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не­спелых овощей и фруктов.

 

 

                                     «Детки на ветке».

 

  Дидактическая задача.

Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

  Игровые   действия.

Поиск своей пары.

  Правило.

 Искать пару можно только после сигнала.

  Ход игры.

 Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой —овощи («деток»). По сигналу: «Дет­ки», найдите свои «ветки»!» — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпа­дали по принадлежности к одному и тому же растению.

 Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закры­ваются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.

 При повторении игры дети меняются листьями и пло­дами.

 

                                 «Съедобное — несъедобное».

 

  Цель.

Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У од­них в пищу идет надземная часть - вершки, у других - подземная - корешки.

  Предварительная работа.

Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание; мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

  Дидактическая задача.

 Выбрать растения, ис­пользуемые в питании.

  Правила.

Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедоб­ная часть.

  Оборудование.

На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька. лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, поми­доры, горох, огурцы и др.).

  Ход игры.

 Воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой - медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю - ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».

При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.

 

                                  Магазин «Овощи фрукты».

 

  Первый вариант.

  Цель.

 Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашеную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища. Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты, из чего их приготовили, как переработали.

  Дидактическая задача.

 Сгруппировать пред­меты по категориям. Описать и найти растения по харак­терным признакам.

  Правила.

Описывать покупку, не называя ее.

  Оборудование.

 Подготовить вывески «Овощи», «Фрукты» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины н прилавки.

  Ход игры.

Воспитатель предлагает детям испол­нить роли директора, продавцов, покупателей.

Директор магазина должен подготовить все к работе: распределить товары по отделам, рассортировать соленые овощи, переработанные фрукты.

Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел, где продается нужный им продукт; говорят, из чего и как он приготовлен. Продавец называет покупку и выдает ее покупателю.

 Второй вариант.

 Провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и все, что из них приго­тавливают, покупают в магазине. Туда их привозят из овощехранилища и с консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различ­ных блюд. Рассказать, какие овощи и фрукты нужны для борща, супа, винегрета, компота н др. Напомнить внешние признаки овощей и  фруктов   и  их  названия.

  Дидактическая задача.

 Перечислить призна­ки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппи­ровать   овощи   и   фрукты   по   способам   использования.

  Правила.

Директор должен сказать, откуда привезли продукты, и развести их по отделам.  Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место про­израстания, а также отобрать все нужное для приго­товления желаемого блюда. Продавец узнает продукт по описанию н говорит, в каком отделе его можно купить.

  Оборудование.

 Вывески двух отделов: «Овощи», «Фрукты. Витрины, продукты.

  Ход игры.

Называют детей на роли шоферов, директора магазина, покупателей, продавцов.

 Шоферы привозят а магазин продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезенные продукты по отде­лам: овощному, фруктовому; называет место переработки плодов. Покупатели описывают покупку: говорит, что хо­тят купить, и называют места произрастания того, что выбрали; подбирают и описывают все продукты, необ­ходимые для приготовления какого-нибудь блюда: борща, супа и т. п. Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдает покупку.

 

                                         «Овощехранилище».

 

 Цель.

Напомнить детям о том, что фермеры выращивают овощи на огороде, а фрук­ты — в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготав­ливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие - солят (огурцы). Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (напри­мер, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежи­ми, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

 Дидактическая задача.

 Отобрать и сгруппи­ровать предметы по способам использования их в быту.

 Правило.

 Распределять овощи и фрукты для хране­ния так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

 Оборудование.

 В ряд расставляют три стола: на одном - овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» — овощи, хранящиеся свежими, -картофель, свекла, мор­ковь и др.), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

 Ход игры.                                                                                                                                     Воспитатель говорит: «Фермеры вы­растили большой урожай для всех нас. Его надо сохра­нить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кла­дут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть ребят будет приемщиками, остальные - фермерами. «Фермеры» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рас­сказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определённого­ способа хранения.

 

                                     «Что сначала, что потом! »

 

 Дидактическая задача.

Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

 Игровые   действия.

Поиск своей группы.

 Правило.

Искать свое место среди товарищей мож­но только по сигналу.

 Оборудование.

 Овощи и фрукты (4—5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть — бурый и красный.

 Ход игры.

Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правиль­ной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

 

                                       «Консервный завод».

 

 Цели.

Рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатыва­ют для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовле­ния разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

 Дидактическая задача.

Определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотно­сти), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

 Правила.

 Разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

 Оборудование.

На трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые про­дукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

 Ход игры.

 Дети исполняют роли заведующего и ра­бочих.

Заведующий складом выдаёт продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные —на компоты, остальные — сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабо­чие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь нa вывеску. Остальные наблю­дают и проверяют правиль­ность выполнения заданий, оценивают работу.

 

                                                        «Магазин «Семена».

 

  Цель.

 Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (мор­ковь, огурец, помидор, капуста и др.). Напомнить до­школьникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку»); Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы — цветоводы.

 Дидактическая задача.

 Группировать расте­ния по месту произрастания и использованию а быту. Описать предметы и найти их по описанию.

 Правила.

 Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

 Оборудование.

 Вывеска с рисунками и надпися­ми: «Семена овощей». Семема в спичечных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

 Ход игры.

 Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, рас­кладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них — цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю.

Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.

 

                                              «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ».

 

 Дидактическая задача.

 Закреплять знания о том, что в ово­щах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у не­которых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила.

 Искать свой вершок или корешок мож­но только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

 Игровые действия.

 Поиск пары; составление целого растения.

 Ход игры.

Вариант 1.

 После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у неко­торых растений съедобны к вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки».

У нас на столе лежат вершки и корешки растений —овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши} вы все разбе­житесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

 Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

 Вариант 2.

 Вершки (или корешки) стоят на месте. По площад­ке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!»

 Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

 Правильность выполнения задания могут проверить «вол­шебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В стар­шей группе следует для этой игры брать овощи с малозамет­ными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки ук­ропа несъедобные, значит, остался без пары.

 

                                      «Загадай, мы отгадаем».

 

  Дидактическая задача.

 Описать предметы и найти по описанию.

  Игровые действия.

 Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.

  Правила.

 Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.

  Ход игры.

 На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их фор­мы, неравномерность окраски.

Первый вариант.

 Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все остав­шиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма ее детали,

окраска, поверхность, вкус.

Второй вариант.

 Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на пред­мет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

                        «ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»

 

   Цель.

 Учить правильно определять, что можно есть в сыром виде, а что в вареном.

  Материал.

 Можно использовать натуральные овощи, картинки с нарисованными овощами, муляжи.

  Ход.

 Взрослый показывает поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.

Взрослый показывает: огурец, морковь, свеклу, картофель, кабачок, баклажан, лук,репу, патиссон, томат, редис, капусту, петрушку.

                                   «ЧТО РАСТЕТ В САДУ, ОГОРОДЕ?»

  Цель.

 Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.

  Материал.

Карты с разными пейзажами для взрослого. Маленькие карточки для детей.

  Ход.

 По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

                                                         «УГАДАЙ-КА».

  Цель.

Научиться различать ягоды от фруктов; лесные ягоды от садовых; фрукты нашей полосы от фруктов тропиков, субтропиков; запомнить названия.

  Материал.

Картинки с изображением ягод (малины, голубики, брусники, земляники, вишни, крыжовника, клубники, сливы, черешни (желтой), шиповника», терновника, клюквы, ежевики). Картинки с изображением фруктов (персика, абрикоса, банана, ананаса, яблока, груши, лимона, граната,, мандарина, апельсина).

  Ход.

 Вариант 1.

 Все картинки раздать играющим, предложить положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, ягодами — в другую.

Вариант 2.

Раздать картинки с нарисованными ягодами. Предложить играющим картинки с лесными ягодами положить в одну сторону, а с садовыми в другую.

Вариант 3.                                                                                                                                           Раздать картинки с нарисованными фруктами. Предложить играющим картинки с фруктами нашей полосы положить в одну сторону, субтропиков и тропиков — в другую.

                                     « Созрело — не созрело».

  Дидактическая задача.

  Определить спелость овощей н фруктов по внешним признакам.

  Игровое действие.

Поиск пары.

  Правило.

Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

  Оборудование.

 Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы к др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

  Ход игры.

 Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые ово щи и фрукты, а остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е, товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

 В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.

                                     «Детки на ветке».

  Дидактическая задача.

Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

  Игровые   действия.

Поиск своей пары.

  Правило.

 Искать пару можно только после сигнала.

  Ход игры.

 Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой —овощи («деток»). По сигналу: «Детки», найдите свои «ветки»!» — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

 Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.

 При повторении игры дети меняются листьями и плодами.

                                 «Съедобное — несъедобное».

  Цель.

Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других - подземная - корешки.

  Предварительная работа.

Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание; мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

  Дидактическая задача.

 Выбрать растения, используемые в питании.

  Правила.

Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.

  Оборудование.

На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька. лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).

  Ход игры.

 Воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой - медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю - ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».

При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.

                                  Магазин «Овощи — фрукты».

  Первый вариант.

  Цель.

 Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашеную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища. Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты, из чего их приготовили, как переработали.

  Дидактическая задача.

 Сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам.

  Правила.

Описывать покупку, не называя ее.

  Оборудование.

 Подготовить вывески «Овощи», «Фрукты» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины н прилавки.

  Ход игры.

Воспитатель предлагает детям исполнить роли директора, продавцов, покупателей.

Директор магазина должен подготовить все к работе: распределить товары по отделам, рассортировать соленые овощи, переработанные фрукты.

Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел, где продается нужный им продукт;  говорят, из чего и как он приготовлен. Продавец называет покупку и выдает ее покупателю.

 Второй вариант.

 Провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и все, что из них приготавливают, покупают в магазине. Туда их привозят из овощехранилища и с консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различных блюд. Рассказать, какие овощи и фрукты нужны для борща, супа, винегрета, компота н др. Напомнить внешние признаки овощей и  фруктов   и  их  названия.

  Дидактическая задача.

 Перечислить признаки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппировать   овощи   и   фрукты   по   способам   использования.

  Правила.

Директор должен сказать, откуда привезли продукты, и развести их по отделам.  Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место произрастания, а также отобрать все нужное для приготовления желаемого блюда. Продавец узнает продукт по описанию н говорит, в каком отделе его можно купить.

  Оборудование.

 Вывески двух отделов: «Овощи», «Фрукты. Витрины, продукты.

  Ход игры.

Называют детей на роли шоферов, директора магазина, покупателей, продавцов.

 Шоферы привозят а магазин продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезенные продукты по отделам: овощному, фруктовому; называет место переработки плодов. Покупатели описывают покупку: говорит, что хотят купить, и называют места произрастания того, что выбрали; подбирают и описывают все продукты, необходимые для приготовления какого-нибудь блюда: борща, супа и т. п. Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдает покупку.

                                         «Овощехранилище».

 Цель.

Напомнить детям о том, что фермеры выращивают овощи на огороде, а фрукты — в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие - солят (огурцы). Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (например, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

 Дидактическая задача.

 Отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.

 Правило.

 Распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

 Оборудование.

 В ряд расставляют три стола: на одном - овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» — овощи, хранящиеся свежими, -картофель, свекла, морковь и др.), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

 Ход игры.                                                                                                                                     Воспитатель говорит: «Фермеры вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть ребят будет приемщиками, остальные - фермерами. «Фермеры» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определённого способа хранения.

                                     «Что сначала, что потом! »

 Дидактическая задача.

Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

 Игровые   действия.

Поиск своей группы.

 Правило.

Искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

 Оборудование.

 Овощи и фрукты (4—5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть — бурый и красный.

 Ход игры.

Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

                                       «Консервный завод».

 Цели. 

Рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

 Дидактическая задача.

Определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

 Правила.

 Разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

 Оборудование.

На трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

 Ход игры.

 Дети исполняют роли заведующего и рабочих.

Заведующий складом выдаёт продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные —на компоты, остальные — сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь нa вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

                                                        «Магазин «Семена».

  Цель.

 Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.). Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку»); Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы — цветоводы.

 Дидактическая задача.

 Группировать растения по месту произрастания и использованию а быту. Описать предметы и найти их по описанию.

 Правила.

 Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

 Оборудование.

 Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей». Семема в спичечных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

 Ход игры.

 Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них — цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю.

Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.

                                              «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ».

 Дидактическая задача.

 Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила.

 Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

 Игровые действия.

 Поиск пары; составление целого растения.

 Ход игры.

Вариант 1.

 После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны к вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки».

У нас на столе лежат вершки и корешки растений —овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши} вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

 Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

 Вариант 2.

 Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!»

 Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

 Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, значит, остался без пары.

                                      «Загадай, мы отгадаем».

  Дидактическая задача.

 Описать предметы и найти по описанию.

  Игровые действия.

 Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.

  Правила.

 Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.

  Ход игры.

 На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски.

Первый вариант.

 Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма ее детали,

окраска, поверхность, вкус.

Второй вариант.

 Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные дидактические речевые игры, направленные на автоматизацию звука Р по темам «Овощи» и «Фрукты».

Материал представляет собой аннотацию  и  непосредственно дидактический материал по данной теме, распечатав и разрезав который, Вы получите  дидактические речевые игры, которые мо...

Экологические игры для дошкольников младшего возраста при ознакомлении с птицами

Представленную подборку игрового материала можно использовать как картотеку при ознакомлении с птицами. Каждая игра имеет дидактическую задачу, игровое правило и игровые действия направленные на разви...

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"...

Экологические игры для дошкольников при ознакомлении с овощами и фруктами

Экологические игры для дошкольников при ознакомлении с овощами и фруктами...