Картотека опытов
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Филипенко Елена Петровна

Картотека опытов  для детей дошкольного возрастаКартотека опытов для детей подготовительной группы

                                             ( Живая и неживая природа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_peskom.docx965 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №8

« Сказка» комбинированного вида г. Карасук Карасукского района Новосибирской области.

                          Картотека опытов для детей подготовительной группы

                                             ( Живая и неживая природа)

 Составил воспитатель:                  

Филипенко Е.П.

                                                                                           

                                                           Карасук 2022

                            Опыты с водой.

Опыт№ 1.Вода течёт, меняет форму.

Цель: Понять, что вода меняет форму того сосуда, в который её наливают.

Вода свободно растекается по ровной поверхности ( т.е. не имеет формы), при наклоне- течёт вниз по наклонной  плоскости.

Материал: вода, емкости, перчатки, пакет, таз.

Описание:

Дети наливают воду в ёмкости разной формы. Наливают воду на доску, наклоняя её. Вместе с детьми делаем выводы, что вода меняет форму.

Опыт № 2.«Вкус воды»

 Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Оборудование. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

 Ход. Спросить  перед  опытом,  какого  вкуса  вода.  После  этого  дать  детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой  сахар,  размешайте  и  дайте  попробовать  детям.  Какой  вкус  теперь приобрела вода?

 Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.  Опыт №  

Опыт № 3.«Запах воды»

 Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

 Оборудование. Стакан  воды  с  сахаром,  стакан  воды  с  солью,  пахучий раствор.

Ход. Спросите  детей,  чем  пахнет  вода?  После  ответов  попросите  их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из  стаканов  (но  так,  чтобы  дети  не  видели)  пахучий  раствор.  А  теперь  чем пахнет вода? Вывод. Вода  не  имеет  запаха,  она  пахнет  тем  веществом,  которое  в  нее добавлено.

Опыт № 4. «Цвет воды»

 Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

 Оборудование. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

 Ход. Попросите  детей  положить  кристаллики  разных  цветов  в  стаканы  с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод. Вода  бесцветная,   принимает  цвет  того  вещества,  которое  в  нее добавлен

 Опыт №5. «Живая вода»

 Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

 Оборудование. Свежесрезанные  веточки  быстро  распускающихся  деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода»

Ход. Возьмите  сосуд,  наклейте  на  него  этикетку  «Живая  вода».  Вместе  с детьми  рассмотрите  веточки.  После  этого  поставьте  ветки  в  воду,  а  сосуд сними   на  видное  место.  Пройдет  время,  и  они  оживут.  Если  это  ветки тополя, они пустят корни.

 Вывод. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

 Опыт №6. «Испарение»

 Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Оборудование. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Ход. Вскипятите  воду,  накройте  сосуд  крышкой  и  покажите,  как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

 Вывод. При  нагревании  вода  из  жидкого  состояния  переходит  в газообразное, а при остывании из газообразного обратно в жидкое.

  Опыт № 7. «Агрегатные состояния воды»

 Цель: Доказать,  что  состояние  воды  зависит  от  температуры  воздуха  и находится  в  трех  состояниях:  жидком  –  вода;  твердом  –  снег,  лед; газообразном – пар

Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице  минусовая  температура,  то  вода  переходит  из  жидкого  в  твердое состояние  (лед  в  лужах,  вместо  дождя  идет  снег).

2)  Если  налить  воду  на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.  

Опыт №8. «Вода при замерзании расширяется»

 Цель:  Выяснить,  как  снег  сохраняет  тепло.  Защитные  свойства  снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход:  Вынести  на  прогулку  две  бутылки  (банки)  с  водой  одинаковой температуры.  Одну  закопать  в  снег,  другую  оставить  на  поверхности.  Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

 Вывод: В  снегу  вода  не  замерзает,  потому  что  снег  сохраняет  тепло,  на поверхности  превратилась  в  лед.  Если  банка  или  бутылка,  где  вода превратилась  в  лед  ,  лопнет,  то  сделать  вывод,  что  вода  при  замерзании расширяется.

 

       

                              Вашему вниманию предлагается книжка с заданиями для дошкольников.

         

 Опыт № 1 «Свойства воздуха»

 Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Ход. Возьмите  ароматизированные  салфетки,  корки  апельсин  и  т.д.  и предложите  детям  последовательно  почувствовать  запахи, распространяющиеся в помещении

. Вывод. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех  направлениях  и  не  имеет  собственного  запаха.  

Опыт № 2 «Как обнаружить воздух»

Цель: Установить,  окружает  ли  нас  воздух  и  как  его  обнаружить. Определить  поток  воздуха  в  помещении.

Оборудование. 2 полиэтиленовых мешочка, свеча.

Ход: 1)  Предложить  заполнить  полиэтиленовые  мешочки:  один  мелкими предметами,  другой  воздухом.  Сравнить  мешочки. Вывод. Мешочек  с  предметами  тяжелее,  предметы  ощущаются  на  ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.  Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой

. Вывод. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не  опускается  вниз,  так  как  ее  поднимает  теплый  воздух.  

3)  Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее  – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе

   Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значи...

 Опыт № 1 «Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Оборудование. Чистый песок, лоток, лупа.

Ход. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу  рассмотрите  форму  песчинок.  Она  может  быть  разной;  расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Вывод. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

 Опыт № 2 «Песчаный конус»

 Цель. Установить свойства песка.

Оборудование. Сухой песок.

Ход. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в  высоту  и  занимающий  все  большую  площадь  у  основания.  Если  долго сыпать  песок,  то  в  одном  месте,  то  в  другом  возникают  сплывы;  движение песка похоже на течение.

 Вывод. Песок может двигаться.

 Опыт № 3 «Рассеянный песок»

Цель. Установить свойство рассеянного песка

Оборудование. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток

Ход. Разровняйте  площадку  из  сухого  песка.  Равномерно  по  всей поверхности  сыпьте  песок  через  сито.  Погрузите  без  надавливания  в  песок карандаш.  Положите  на  поверхность  песка  какой-нибудь  тяжелый  предмет (например,  ключ).  Обратите  внимание  на  глубину  следа,  оставшегося  от предмета  на  песке.  А  теперь  встряхните  лоток.  Проделайте  с  ключом  и карандашом  аналогичные  действия.  В  набросанный  песок  карандаш погрузится  примерно  вдвое  глубже,  чем  в  рассеянный.  Отпечаток  тяжелого предмета  будет  заметно  более  отчетливым  на  набросанном  песке,  чем  на рассеянном

 Вывод. Рассеянный  песок  заметно  плотнее.  Это  свойство  хорошо  известно строителям.

Опыт № 4 «Мокрый песок»

 Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Оборудование. Мокрый песок, формочки для песка.

 Ход. Мокрый  песок  взять  в  ладонь  и  попробовать   сыпать  струйкой,  но  он будет  падать  с  ладони  кусками.   Формочки  для  песка  заполнить  мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

 Вывод. Мокрый  песок  нельзя  сыпать  струйкой  из  ладони,  затон  может принимать  любую  нужную  не  форму,  пока  не  высохнет.  Когда  песок намокает,  воздух  между  гранями  песчинок  исчезает,  мокрые  грани слипаются друг с другом.

 Опыт № 5 «Из чего состоят песок и глина?»

Цель:  Рассматривание  песчинок  и  глины  с  помощью  увеличительного стекла.

 Ход: - Из  чего  состоит песок?  /Песок  состоит  из  очень  мелких зернышек  – песчинок. - Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/. - Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В  песке  каждая  песчинка  лежит  отдельно,  она  не  прилипает  к  своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок. Вывод: песок  состоит  из  песчинок,  которые  не  прилипают  друг  к  другу,  а глина  –  из  мелких  частичек,  которые  как  будто  крепко  взялись  за  руки  и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

 Опыт №1 Солнечные зайчики.

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков(отражать свет зеркалом)

Материал: зеркало

Описание: Помогаем детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике.  Когда он получается? ( при свете, от предметов, отражающих свет). Затем показываем, как с помощью зеркала появляются солнечный зайчик. ( Зеркало отражает луч света и само становиться источником света.) предлагаем детям пускать солнечные зайчики ( для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их ( прикрыв ладошкой)

Вывод: играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...