Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Волшебные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воробьева Наталья Викторовна

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста,  с применением  исследовательской деятельности и игровой технологии.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей со свойствами магнита. Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства. Познакомить со способами использования магнита в практической и игровой деятельности.

Развивающие:  Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, Развивать любознательность, познавательную активность.

Воспитательные:  Воспитывать самостоятельность. Коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_s_eksperimentirovaniem.docx463.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»

Конспект

образовательной деятельности  

по познавательному  развитию

Тема:  «Волшебные свойства магнита»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Воробьева Наталья Викторовна.

Северск, 2021г.

Пояснительная записка.

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста,  с применением  исследовательской деятельности и игровой технологии.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, взаимодействовать с группой сверстников, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своем занятии.

Методы и приемы работы:  Опыты, словесные  игры, игровые упражнения, фиксация результатов, обучение в сотрудничестве (работа в группе),

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей со свойствами магнита. Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства. Познакомить со способами использования магнита в практической и игровой деятельности.

Развивающие:  Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, Развивать любознательность, познавательную активность.

Воспитательные:  Воспитывать самостоятельность. Коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.

Оборудование: рукавица из ткани;   тарелка с фасолью и металлическими предметами; тарелка с различными предметами (бумага, лоскутки ткани, мех, предметы из резины и пластмассы, металлические предметы);  Таблица для заполнения; магниты по числу детей; стакан с водой и металлической скрепкой;  игра «Рыбалка»

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые, и конечно же, очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

- Доброе утро!

- Доброе утро, солнцу и птицам!

- Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.

2. Игра “Волшебная рукавица”

Воспитатель: Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а я вам приготовила сюрприз (достать рукавицу, в которой спрятан магнит, надеть рукавицу  на руку).

У меня есть рукавица,

С ней я просто мастерица.

Повнимательней смотрите,

За рукой моей следите

(Демонстрация  тарелки с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей “волшебной рукавицы” я быстро переберу фасоль (накрыть рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Показать магнит детям, дать потрогать.  

Воспитатель: Какой магнит на ощупь

Дети: Гладкий, холодный, твердый,

Дать детям определить вес магнита.

Дети: тяжелый — легкий.

 Воспитатель: И так мы с вами определили, что магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, сам он тяжелый и твердый.

Воспитатель:  Говорят, что магнит – это необычный камень, и он обладает специальными свойствами.  Вы хотите это увидеть и проверить так ли это на самом деле?

Дети: Да.

3. Исследовательская лаборатория        

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам стать маленькими исследователями.

А кто такие исследователи?  (Ответы детей: это человек, который что-то изучает).

Воспитатель: Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать, и изучать свойства магнитов.

Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы.

Пригласить детей  сесть за столы.

Задания:

1. Рассмотреть  предметы, лежащие на  столах, и определить  из каких материалов они сделаны.

1. кусочек ткани

2.воздушный шарик

3. деревянный карандаш

4. пластмассовая ложка

5. стеклянные шарики

6. бумага

7. разные металлические предметы

2. Выбрать предметы, на которые действует магнит и положить в контейнер со знаком «+», предметы, которые не притягиваются магнитом  со знаком « - ».

Содержание опыта.

Поочередно магнит подносим к каждому из предметов. В одну сторону убираем предметы, которые магнит притягивает, а в другую сторону предметы, которые не притягивает. Дети делают вывод, исходя из того, что одни предметы магнит притянул, другие остались лежать на своих местах, перечисляют предметы.

Воспитатель: Вы определили, из какого материала сделаны эти предметы? (Ответы детей)

А теперь вспомните, из каких еще материалов встречались предметы в вашем исследовании?

Воспитатель: Из первого опыта мы узнали, что магнит притягивает только металлические предметы. А для того, чтобы мы запомнили и другим могли рассказать, давайте запишем наши результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-».

Приложение №1.

Притягивается ли магнитом?

  • Резина
  • Дерево
  • Железо
  • Пластмасса
  • Бумага
  • Ткань
  • Стекло

Свойство магнита притягивать, примагничивать к себе предметы называется магнетизм.

 Игра: «Притягивает – не притягивает» с мячом  (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Опыт со скрепкой.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова в нашу лабораторию.

Нам предстоит выполнить  необычное задание: на столе стоит стакан с водой и на дне скрепка.

Задание: Достать скрепку не выливая воду и не замочив рук (дети проводят опыт.)

Информация для педагога: магнит подносится к внешней стороне стакана, и скрепка поднимается с его помощью вверх

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (Ответы детей - Магнитная сила действует сквозь воду и стекло).  Если дети затрудняются ответить, с помощью наводящих вопросов, подвести их к этому ответу).

Игра «Рыбалка»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (Ответы детей: с удочками). А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

-А вот и наш водоём, но что мы там видим? ( Ответы детей: рыбки, гвозди, гайки).

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоём от мусора.

Воспитатель: Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». 

У вас у всех лежат карточки с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетка) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель:  Что происходит с монеткой?

Дети: Монетка двигается

Воспитатель: Почему так происходит? (Ответы детей)

Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через картон.

 Опыт 5. «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Подвесить к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну скрепку, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Предложить детям попробовать сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Воспитатель: Посмотрите на свои рабочие места. У всех на столе порядок? А сейчас мы дружно встанем и подобно скрепкам «примагнитимся друг к другу»

Воспитатель: В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети берутся за руки, проходят на ковер.

III часть. Заключительная.

Воспитатель: Вы были настоящими исследователями. Хорошо потрудились, много узнали о магните. Давайте же вспомним, какими свойствами обладает магнит? (Ответы детей)

Итог.

1. Магниты притягивают металлические предметы.

2. Магнит действует сквозь бумагу.

3. Магнит действует через воду и стекло.

4. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами.

Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе и дома, где видим его волшебные свойства?

Дети: Игры «Магнитная мозайка», «Магнитная азбука», «Рыболов», «Магнитная кукла». Магниты на холодильниках, крепления картин к доске.

Воспитатель: Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедим.

Приложение №1

C:\Users\dns\Desktop\моя работа\img20_24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Удивительные свойства магнита

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Свойства магнита

Экспериментирование  всегда интересно и познавательно для детей....

НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....