Технологическая карта занятия «Воздух везде».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Технологическая карта занятия «Воздух везде» с детьми среднего дошкольного возраста (опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ).

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире

 что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

                                     возвратиться к тому, что он узнал»                               

Сухомлинский В. А.

 

Основная часть

Тема: «Воздух везде».

Форма организации: групповая.

Образовательная область: познавательно - исследовательская

Возраст детей: группа среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Цель:

Познакомить и расширить представления детей о воздухе, его свойствах и способах обнаружения, доказать, что воздух вокруг нас.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей представление о воздухе, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивающие:

- развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе экспериментирования;

- развивать у детей представление об основных свойствах воздуха;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- обогащать словарь детей словами: бесцветный, невидимый.

- развивать интерес к рисованию воздушных шаров карандашами;

- развивать коммуникативные навыки, наблюдательность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к расширению своего кругозора;

Предварительная работа:

- Подвижные игры «Метание» (Кто дальше метнет воздушный шарик.), «Ветродуй» (Игра командная. Воздушный шарик кладется на пол. Игрок опускается на корточки, дует на шарик, чтобы он долетел до отметки. Затем шарик берет в руки и обратно бежит); наблюдение за опытно-экспериментальной деятельностью в группе; индивидуальные занятия.

Индивидуальная работа:

- воспитывать аккуратность в своих действиях при проведении опытов.

Оборудование:

- коробка;

- «Пузырек воздуха» – воздушный шарик с лицом;

- Эксперимент № 1: пустая бутылка и стакан, тазик с водой, банка с водой;

- Эксперимент № 2: апельсин, кожура апельсина, тазик с водой;

- Эксперимент № 3: прозрачные два пакета и кубики;

- Эксперимент № 4: воздушные шарики по числу детей;

Раздаточный материал:

- цветные карандаши и бумага;

- надутые шарики.

Методические приёмы: наглядный, практический, игровой, словесный.

Физическое развитие: Малоподвижная игра «Реактивный шарик».

Словарная работа: бесцветный, невидимый.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этап

Содержание

Комментарии

Время реализации

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный момент

Воспитатель:

- Ребята, давайте наше занятие начнём с весёлой игры.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

- Ребята, нам сегодня в группу почтальон принес необычную коробку, она все время шевелится, и из нее доносятся какие-то звуки. Давайте откроем и посмотрим, что там.

Пузырек воздуха:

- Здравствуйте ребята, я Пузырек воздуха! Вы меня совсем не знаете, но я постараюсь, чтобы мы познакомились ближе, ведь без воздуха не может жить никто на Земле!

Воспитатель:

- Да, ребята, Пузырек говорит правду – люди и животные не могут жить без воздуха. И растения без воздуха завянут! Ребята, скажите, тогда кому нужен воздух?

Воспитатель:

- Правильно! Воздух нужен всем! Пузырек, но где же нам найти воздух?

Пузырек воздуха:

- А я пришел не с пустыми руками, а принес много предметов, которые нам помогут узнать, где находится воздух.

Дети выполняют движения по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель открывает коробку и достает из нее Пузырек воздуха (воздушный шарик с личиком).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

-Людям, животным, растениям.

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

Практический

Эксперимент № 1:

Воспитатель:

- Пузырек, это же пустая бутылка и пустой стакан.

Пузырек воздуха:

- Совсем они не пустые!

 

 

 

Воспитатель:

- Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?

Пузырек воздуха:

- Это воздух!

Воспитатель:

- Почему вода не попадает в стакан?

Пузырек воздуха:

- Потому что там воздух!

Воспитатель:

- Ребята, эти стакан и бутылка пустые. Что в них?

Воспитатель:

- Значит, воздух есть везде, только он бесцветный, невидимый!

 

 

Эксперимент № 2:

Пузырек воздуха:

- Ребята, а Вы знаете, что апельсин не тонет в воде и? Я Вам сейчас покажу. Смотрите, апельсин плавает в воде. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся.

Пузырек воздуха:

- А теперь апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Это потому, что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

Воспитатель:

- Значит, апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух, и он удерживает его на поверхности воды».

 

Эксперимент № 3:

Пузырек воздуха:

- У меня еще есть что-то в моей волшебной коробке.

Воспитатель:

- Но зачем нам пустые пакеты?

Пузырек воздуха:

- Нет, вы в один пакет сложите кубики и завяжите его, а второй просто завяжите.

Воспитатель:

- Получился полный пакет воздуха! Значит, в первом пакете были не только кубики, но еще и воздух. А во втором пакете только воздух.

 

 

 

 

Эксперимент № 4:

Пузырек воздуха:

- А я еще принес вам шарики!

Воспитатель:

- Но они же не надутые.

Пузырек воздуха:

- Ребята, чем мы надуваем шарики?

Воспитатель:

- Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушный шарик. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Потому что воздух весь не поместится.

Малоподвижная игра «Реактивный шарик».

Воспитатель:

- Ребята, это воздух очень быстро выходит из него и движет шариком, шарик будет летать до тех пор, пока весь не выйдет.

 

 

 

 

 

 

 

Пузырек воздуха:

- Ребята, я улетаю, но оставляю вам много разноцветных карандашей. Эти карандаши не простые, вы ими нарисуете шарики, и они превратятся в настоящие!»

Пузырек достает пустую бутылку и стакан.

Пузырек воздуха и воспитатель приглашают детей к столу, на котором стоит таз с водой и банка с водой.

Воспитатель опускает прозрачную, пустую бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку.

 

 

 

 

Ответы детей:

- Воздух.

 

Воспитатель предлагает детям повторить эксперимент с бутылкой.

 

Пузырек воздуха кладет апельсин в миску с водой. Он плавает.

 

 

 

 

Пузырек воздуха положил кожуру от целого апельсина в воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сами кладут в воду апельсин и кожуру.

 

 

 

Пузырек воздуха достает два пустых пакета.

 

 

 

Дети кладут кубики в один пакет. Воспитатель наполняет пакет воздухом и завязывает оба пакета.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно набрать воздух в пакеты.

 

Дети подходят к столу с шариками.

 

 

Ответы детей:

- Воздухом.

 

Воспитатель надувает шарик.

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает детям надуть шары и поиграть в Малоподвижную игру: Дети выстраиваются на одной линии. Их задача — надуть шарики и по команде отпустить их. Выигрывает тот, чей шарик улетит дальше.

Дети прощаются с Пузырьком воздуха.

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

Заключительный «Рефлексия»

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем!

Воспитатель:

- Сколько нового нам рассказал Пузырек воздуха! Вы молодцы! Скажите, ребята, кому нужен воздух?

Где можно его найти?

Какого цвета воздух?

Как вы, считаете ребята, у нас все получилось?!

Что Вам больше всего понравилось?

Воспитатель загадывает загадку детям.

Ответы детей:

- Без воздуха.

Ответы детей:

- Животным, растениям, людям. Везде. Бесцветный, прозрачный.

Да, всё получилось.

Надувать и играть с шариками.

1 мин

Вторая половина дня

Рисование «Воздушные шарики».

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра «Гонки».

Воспитатель предлагает детям нарисовать воздушные шарики. Потом с детьми оформляет выставку.

Дети делятся на 2 команды. По сигналу команды начинают гнать воздушные шарики по полу, огибая кегли, расставленные змейкой.

 

 

 

 

 

Список источников

 

  1. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. Нищева Н.В.» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. Нищева Н.В.» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  3.  «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Нищева Н.В.» – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020, - 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пространство детской реализации. Проектная деятельность.  М.: «Мозаика-Синтез», 2022 г.
  5. Хозиев В.Б. «Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников». Учебное пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_vezde_-_na_sayt.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

«Воздух везде».

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире

 что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

                                возвратиться к тому, что он узнал»                               Сухомлинский В. А.

Основная часть

Тема: «Воздух везде».

Форма организации: групповая.

Образовательная область: познавательно - исследовательская

Возраст детей: группа среднего дошкольного возраста 4-5 лет 

Цель:

Познакомить и расширить представления детей о воздухе, его свойствах и способах обнаружения, доказать, что воздух вокруг нас.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей представление о воздухе, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивающие:

- развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе экспериментирования;

- развивать у детей представление об основных свойствах воздуха;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- обогащать словарь детей словами: бесцветный, невидимый.

- развивать интерес к рисованию воздушных шаров карандашами;

- развивать коммуникативные навыки, наблюдательность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к расширению своего кругозора;

Предварительная работа:

- Подвижные игры «Метание» (Кто дальше метнет воздушный шарик.), «Ветродуй» (Игра командная. Воздушный шарик кладется на пол. Игрок опускается на корточки, дует на шарик, чтобы он долетел до отметки. Затем шарик берет в руки и обратно бежит); наблюдение за опытно-экспериментальной деятельностью в группе; индивидуальные занятия.

Индивидуальная работа:

- воспитывать аккуратность в своих действиях при проведении опытов.

Оборудование:

- коробка;

- «Пузырек воздуха» – воздушный шарик с лицом;

- Эксперимент № 1: пустая бутылка и стакан, тазик с водой, банка с водой;

- Эксперимент № 2: апельсин, кожура апельсина, тазик с водой;

- Эксперимент № 3: прозрачные два пакета и кубики;

- Эксперимент № 4: воздушные шарики по числу детей;

Раздаточный материал: 

- цветные карандаши и бумага;

- надутые шарики.

Методические приёмы: наглядный, практический, игровой, словесный.

Физическое развитие: Малоподвижная игра «Реактивный шарик».

Словарная работа: бесцветный, невидимый.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этап

Содержание

Комментарии

Время реализации

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Мотивационный момент

Воспитатель:

- Ребята, давайте наше занятие начнём с весёлой игры.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

- Ребята, нам сегодня в группу почтальон принес необычную коробку, она все время шевелится, и из нее доносятся какие-то звуки. Давайте откроем и посмотрим, что там.

Пузырек воздуха:

- Здравствуйте ребята, я Пузырек воздуха! Вы меня совсем не знаете, но я постараюсь, чтобы мы познакомились ближе, ведь без воздуха не может жить никто на Земле!

Воспитатель:

- Да, ребята, Пузырек говорит правду – люди и животные не могут жить без воздуха. И растения без воздуха завянут! Ребята, скажите, тогда кому нужен воздух?

Воспитатель:

- Правильно! Воздух нужен всем! Пузырек, но где же нам найти воздух?

Пузырек воздуха:

- А я пришел не с пустыми руками, а принес много предметов, которые нам помогут узнать, где находится воздух.

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель открывает коробку и достает из нее Пузырек воздуха (воздушный шарик с личиком).

Ответы детей:

-Людям, животным, растениям.

1 мин

2 мин

Практический

Эксперимент № 1:

Воспитатель:

- Пузырек, это же пустая бутылка и пустой стакан.

Пузырек воздуха:

- Совсем они не пустые!

Воспитатель:

- Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?

Пузырек воздуха:

- Это воздух!

Воспитатель: 

- Почему вода не попадает в стакан?

Пузырек воздуха:

- Потому что там воздух!

Воспитатель:

- Ребята, эти стакан и бутылка пустые. Что в них?

Воспитатель: 

- Значит, воздух есть везде, только он бесцветный, невидимый!

Эксперимент № 2:

Пузырек воздуха:

- Ребята, а Вы знаете, что апельсин не тонет в воде и? Я Вам сейчас покажу. Смотрите, апельсин плавает в воде. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся.

Пузырек воздуха:

- А теперь апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Это потому, что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

Воспитатель:

- Значит, апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух, и он удерживает его на поверхности воды».

Эксперимент № 3:

Пузырек воздуха:

- У меня еще есть что-то в моей волшебной коробке.

Воспитатель: 

- Но зачем нам пустые пакеты?

Пузырек воздуха:

- Нет, вы в один пакет сложите кубики и завяжите его, а второй просто завяжите.

Воспитатель: 

- Получился полный пакет воздуха! Значит, в первом пакете были не только кубики, но еще и воздух. А во втором пакете только воздух.

Эксперимент № 4:

Пузырек воздуха:

- А я еще принес вам шарики!

Воспитатель:

- Но они же не надутые.

Пузырек воздуха:

- Ребята, чем мы надуваем шарики?

Воспитатель:

- Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушный шарик. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Потому что воздух весь не поместится. 

Малоподвижная игра «Реактивный шарик».

Воспитатель:

- Ребята, это воздух очень быстро выходит из него и движет шариком, шарик будет летать до тех пор, пока весь не выйдет.

Пузырек воздуха:

- Ребята, я улетаю, но оставляю вам много разноцветных карандашей. Эти карандаши не простые, вы ими нарисуете шарики, и они превратятся в настоящие!»

Пузырек достает пустую бутылку и стакан.

Пузырек воздуха и воспитатель приглашают детей к столу, на котором стоит таз с водой и банка с водой.

Воспитатель опускает прозрачную, пустую бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку.

Ответы детей:

- Воздух.

Воспитатель предлагает детям повторить эксперимент с бутылкой.

Пузырек воздуха кладет апельсин в миску с водой. Он плавает. 

Пузырек воздуха положил кожуру от целого апельсина в воду.

Дети сами кладут в воду апельсин и кожуру. 

Пузырек воздуха достает два пустых пакета.

Дети кладут кубики в один пакет. Воспитатель наполняет пакет воздухом и завязывает оба пакета.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно набрать воздух в пакеты.

Дети подходят к столу с шариками.

Ответы детей:

- Воздухом. 

Воспитатель надувает шарик.

Воспитатель предлагает детям надуть шары и поиграть в Малоподвижную игру: Дети выстраиваются на одной линии. Их задача — надуть шарики и по команде отпустить их. Выигрывает тот, чей шарик улетит дальше.

Дети прощаются с Пузырьком воздуха.

4 мин

4 мин

4 мин

4 мин

Заключительный «Рефлексия»

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем!

Воспитатель:

- Сколько нового нам рассказал Пузырек воздуха! Вы молодцы! Скажите, ребята, кому нужен воздух?

Где можно его найти?

Какого цвета воздух?

Как вы, считаете ребята, у нас все получилось?!

Что Вам больше всего понравилось?

Воспитатель загадывает загадку детям.

Ответы детей:

- Без воздуха.

Ответы детей:

- Животным, растениям, людям. Везде. Бесцветный, прозрачный.

Да, всё получилось. 

Надувать и играть с шариками.

1 мин

Вторая половина дня

Рисование «Воздушные шарики».

Подвижная игра «Гонки». 

Воспитатель предлагает детям нарисовать воздушные шарики. Потом с детьми оформляет выставку.

Дети делятся на 2 команды. По сигналу команды начинают гнать воздушные шарики по полу, огибая кегли, расставленные змейкой. 

Список источников

  1. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. Нищева Н.В.» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. Нищева Н.В.» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  3.  «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Нищева Н.В.» – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020, - 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пространство детской реализации. Проектная деятельность.  М.: «Мозаика-Синтез», 2022 г.
  5. Хозиев В.Б. «Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников». Учебное пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Умелый боец везде молодец».

Данное мероприятие построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится активным и полноценным участником в различных видах деятельности, которое ...

технологическая карта по робототехнике тема недели "Везде гуляю - знаки соблюдаю"

технологическая карта по робототехнике тема недели "Везде гуляю - знаки соблюдаю"...