Образовательный проект "Лето красное-прекрасное
проект по окружающему миру (старшая группа)

Трунина Анна Александровна

Лето — очень хороший сезон для общения детей с природой, это различные игры, наблюдение на свежем воздухе, это значительные возможности для познания детьми с окружающего мира, обогащение их знаний и понятий, закрепление правил безопасного поведения, гуманного и бережного взаимодействия с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_leto.doc583.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

"Детский сад №174"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Лето красное-прекрасное»

Автор проекта:

Трунина Анна Александровна

воспитатель высшей категории

МДОАУ №174 г. Оренбурга

Оренбург, 2022 учебный год

Пояснительная записка

Лето — очень хороший сезон для общения детей с природой, это различные игры, наблюдение на свежем воздухе, это значительные возможности для познания детьми с окружающего мира, обогащение их знаний и понятий, закрепление правил безопасного поведения, гуманного и бережного взаимодействия с природой.

Проблема: недостаточный уровень осведомленности детей об окружающем мире, незнание норм безопасного поведения на природе, неумение корректно, гуманно и бережно взаимодействовать с живой природой.

Цель проекта: Создание максимально благоприятных условий для укрепления гармоничного психологического и физического развития ребёнка летом, формирование потребности в здоровом образе жизни, расширение и обогащение представлений детей о разнообразии природы летом.

Задачи проекта:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды.

2. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь, охранять природу.

3. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

4. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

 5. Воспитывать привычку в повседневной физической активности.

 6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

В основе работы с детьми по проекту, лежат  принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.

2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

Пути решения проекта:

 - обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

 -разработать систему реализации идей на основе реальной  практики и возможностей конкретного ДОУ;

 -оценить риски реализации проекта.

Предполагаемый результат проекта: 

  • Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
  • Привитие детям экологической культуры.
  • Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, конструирование из природных материалов, лепка).
  • Осознано относятся к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой , интегративный, краткосрочный.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 2 месяца: с 01.06.2022 г. по 29.07.2022г.

  • Подготовительно-проектировочный этап
  •  Практический этап
  • Обобщающе-результативный этап

1.Подготовительный - проектировочный этап

 (с 01.06.2022г. – 15.06.2022г.)

Введение в тему:

- Что дети знают о лете, о безопасности в летнее время?

- что хотят узнать об этом?

- где можно найти материал по теме?

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

2.Практический этап (с 16.06.2022г. – 26.07.2022г.)

Познавательное развитие

Беседы с детьми:

1. «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?».

2. «Удивительные насекомые;

«Правила поведения в природе»;

«Опасности в природе»;

«Ядовитые грибы и растения».

Дидактические игры: 

 «Где живут витамины»;

 «Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»;

«Что живет и растет у нас под ногами»;

 «Путешествие в мир насекомых»;

 «Опасности вокруг нас»;

 «Лекарственные растения»;

 «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя».

Наблюдения: за растениями цветника; за насекомыми; за птицами; за ветром, дождем, небом, облаками;   за красотой окружающей природы, за солнцем

Детское экспериментирование:

1. Опыты: «Что мы вдыхаем?  «Мыльные пузыри»; опыты на выявление свойств воды.

2. Конкурс «Песочные фантазии» (постройки из песка), «Мозаика из камней» (предложить из камней выложить узор или рисунок)

3. Беседа «Что у нас под ногами?» (рассмотреть через лупу из чего состоит почва)

4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Когда вода теплее» (нагревание окружающих предметов днём и вечером).

5. Проведение исследования «Изучаем строение растения», «Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?», «Есть ли запах у растений?».

Речевое развитие

Чтение стихотворений про лето.

Чтение загадок про лето.

Чтение пословиц и поговорок про лето.

Сказки: Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья коровка»; «Маленькие путешественницы»; «Дождевой червяк»; Селихова Л.: «Машенькина прогулка», «День рождения ёлочки», «Сказка о крылатках».

Экологические сказки: «Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка».

Словесно-дидактические игры:

 «Назови цветок по описанию»;

 «Скажи наоборот»;

 «Летает -  не летает»;

 «Бывает - не бывает»;

 «Хорошо - плохо»;

  «Угадай, чей голосок»;

«Найди по описанию»;

«День-ночь»

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с детьми:

«Вода – друг - враг»;

 «Как вести себя в жару?»;

«Болезни грязных рук»;

 «Вредные и полезные привычки»;

«Какие витамины растут на ветках и на грядках».

Цель: Создание условий для развитие у детей  представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Рассматривание сюжетных картин, беседы на тему: «Как мы отдыхаем летом».

Художественно-эстетическое развитие

Просмотр мультфильмов про лето.
Слушание песен про солнышко: «Солнышко лучистое» из м/ф «Львенок и черепаха»; «Светит солнышко для всех»; «Выглянуло солнышко»; «В траве сидел кузнечик».
Рисование мелками на асфальте.

Изготовление книжек-малышек.

Изготовление поделок из бросового материала.

Физическое   развитие

Беседы: «Полезные и вредные привычки»; «Чистота – залог здоровья»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

Пальчиковые гимнастики: «Лето наступает», «Я рисую лето», «Речка», «Лето».

Подвижные игры: «Удочка , «Золотые ворота» (планеты),«Коснись тени «,«Берег-река», «Игровая», «Туннель», «Невод», «Мячик в руке» ,«Море волнуется», «Съедобное – несъедобное», «Я знаю пять имен», «Колечко»,  «Светофорчики», «Чехарда», «Дедушка Водяной», «Третий лишний», «Плетень», «Лови-бросай».

Трудовое воспитание

1. Работа в цветнике.

2. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.

3. Сбор природного материала.

4. Наведение порядка на участке.

5. Рыхление и полив песка в песочнице.

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями.

3. Заключительный  этап (с 27. 05. 2019г. по 29.07. 2022г.)

 -  анализ результатов проекта;

 - создание лэпбука «Летняя пора».

 Ресурсное обеспечение программы

 Нормативно-правовые ресурсы

 • Закон РФ «Об образовании»

 • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

 • УСТАВ ДОУ

 • СанПиНы 2.4.1.2660-10

 • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

 • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

 • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 Кадровые ресурсы

 В реализации программы принимали участие: Трунина Анна Александровна, воспитатель старшей группы МДОАУ № 174 и воспитатели возрастных групп МДОАУ № 174.

Учебно-методические ресурсы:

 Фонд методического кабинета:

 • библиотека;

 • игротека;

 • аудиотека;

 • фонотека

Критерии оценивания проекта

 1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

 2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

 3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

 4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.

 5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Список использованной литературы

1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2005.

2. Артемова Л.В.. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

4 Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

5. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6–8 лет– 48 с.: ил. – Обл. М.: Просвещение2015.

6. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. Занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.Л., Щетинина В.В. Неизвестное рядом. – М.: Издательство «Сфера», 2010.

8. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Издательство «Совершенство», 2001.

9.  Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007.

10. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7лет. – М.: ОНИКС, 2007.

11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981.

12. Т. А. Шорыгина Т.А.  «Какие месяцы в году?». М.: Мозаика – синтез, 2013г.

 13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М.: Просвещение, 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                        

                                                                         

Приложение 1

Дошкольникам про лето

Летом в лесу, на лугу

В начале занятия попросите детей вспомнить информацию, полученную ими в прошлом году.

Задачи занятия: познакомить детей с изменениями, происходящими в жизни растений и насекомых с наступлением лета, установить связь между наступлением теплого периода, появлением насекомых (питание) и прилетом птиц. Важно сформировать знания у детей о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе.

Деревья и кустарники летом

В парках, скверах и лесах трава, кусты и деревья стоят зеленые. Рассмотрите с детьми, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Попросите детей подумать, почему иву называют плакучей, а березку - белоствольной. Сравните ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. На кончиках темных лап елей появляются светло-зеленые пучки мягоньких иголок - так растут ели. Дуб-великан оброс вырезными листьями, расправил во все стороны могучие ветви и греется под солнышком. Скоро на нем созреют желуди, и к корням дуба станет осторожно наведываться кабан, прилетать сойка, чтобы отведать вкусного угощения. Напомните о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.

Подчеркните необходимость бережного отношения к деревьям. Леса - зеленые легкие Земли, без них не будет воздуха. Поэтому, вырубая деревья, люди сажают новые.

Как красиво каждое дерево! И чем-нибудь полезно - одно листвой или хвоей, другое цветами, третье ростом и осанкой, четвертое цветом коры. Березовые почки любят лесные птицы. Не только птицам, но и людям они полезны. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из бересты получаются замечательные туеса, корзинки, шкатулки, резные картинки. Из сосновой древесины делают прекрасно звучащие музыкальные инструменты: гитары, скрипки. Из сосновых бревен строят дома, а из хвои и почек получают лекарства. Из осины делают срубы для колодцев и для погребов, ушаты, бочки и корыта. А горькой-прегорькой осиновой корой с удовольствием лакомятся зимой лоси и зайцы, козы и мыши, все, кто способен обглодать кору, потому что она содержит полезные и даже целебные вещества.

Предложите детям сравнить окраску, величину, форму листьев с одного дерева, с разных деревьев. Соберите с ребенком плоды и семена некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).

Цветы и насекомые летом

Рассмотрите травянистые растения, спросите, какого они цвета, формы. Отличать одно растение от другого ребенок может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Учите детей беречь цветы, не рвать и не мять их.

Познакомьте детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомьте с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые. Иван- чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. Иван-да- марья - лесной цветок, он обильно выделяет нектар и вполне заслуженно считается хорошим медоносом. Прислушайтесь к этому слову - «медонос», о чем оно говорит? А где медоносы, там и пчелы. Понаблюдайте, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Расскажите о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.

Летом можно увидеть много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров, пчел, шмелей. Понаблюдайте за ними с детьми. Рассмотрите, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Покажите божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотрите бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Предложите понаблюдать за блестящей на солнце паутинкой. Кто же здесь живет? Чуть тронешь паутинку стебельком - сразу же выбегает паучок. Это он сделал паутинку-сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек.

В лесу рассмотрите муравейник. Куда ползут мураши? Что несут? Веточки, кора, комочки почвы - все это притащили они в свой дом. Маленькие дырочки - это ходы. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге и никого не обижают. За это их все уважают - и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать - пусть трудятся.

Ягодка за ягодкой

Привольное лето разгорается все краше и ярче. По вырубкам и полянам рдеет земляника. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет - всяк поклон подает» - говорится об этой ягоде в загадке.

Охотники говорят, что тем, кто идет в лес по землянику, нельзя брать с собой собаку. Почему? (На земле у многих птиц устроены гнезда. В то время, когда поспевает земляника, в них выводятся птенчики. Птиц в это время нельзя беспокоить. Маленькие зайчата и лисята тоже напугаются.)

Попозже лесной земляники нальется дикая клубника, ее ягоды покрупней да и кустик повыше. Созревает и черника, а там и костянике, малине, черемухе срок подойдет. У черемухи мякоть черных плодов набралась сахару, налилась с избытком вяжущего сока. В садах зреет вишня, смородина, крыжовник. В конце лета созревают ягоды ежевики, брусники, клюквы, плоды шиповника, дают нам знать о приближении осени.

Обратите внимание детей на то, что ягоды могут созревать на кустах - малина, смородина, на низких кустиках - черника, голубика, брусника, а могут быть травянистыми растениями, как земляника. Напомните, что нужно помнить при сборе ягод? Как их собирать? (Аккуратно, не повредив листочки.) Где растут ягоды? (В лесу, в огороде, в саду.)

Какого цвета бывают ягоды? Догадайтесь по названию: черника, малина, голубика. А где растет клюква? Растет она на болоте, во мху. В клюкве много витаминов, и тем, кто заболеет, особенно полезен клюквенный морс. Черника - тоже замечательная ягода. Она улучшает зрение, из нее варят варенье, а из листьев готовят отвар. Ароматная малина очень полезна при простуде, из малиновых листьев заваривают чай.

Но в лесу надо быть осторожными. Там растет растение, похожее на чернику, - называется оно вороний глаз. Ягода тоже черная, но крупнее черники и растет по одной. Если съесть эту ягоду, то можно отравиться и даже умереть. Надо быть осторожными с растениями, не пробовать все подряд.

В царстве птиц и зверей

Угомонились, примолкли птахи, хлопоты не дают распевать. «Трудовой день» птиц - от зари до зари, с рассвета до заката. В начале лета еще можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Рябчики, глухари, тетерева защищают своих птенцов, кормят их и водят за собой до тех пор, пока они не станут самостоятельными. Утята, гусята, цыплята сразу же после появления на свет могут плавать, бегать и питаться сами.

Расскажите о том, что птицы выкармливают своих птенцов насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обратите внимание детей на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Покажите гнездо ласточек, отметьте, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов.

Июнь называют еще месяцем тишины. В это время дикие животные выводят детенышей. Но называют его не потому, что тишина стоит в лесу, в поле или в долине реки. А потому, что человеку необходимо соблюдать тишину: не беспокоить животных, не мешать им заботиться о своих малышах.

В овсах, по кустарникам подрастают зайчатки первого приплода. А к концу месяца зайчиха принесет еще около дюжины крошечных заек. Всего полторы недели нуждаются новорожденные в помощи, затем сами добывают пропитание. Летняя их одежда не так красива, как зимняя, зато в ней легче спрятаться. Лисичка-сестричка тоже наряжается летом поскромнее, чем зимой, в этом наряде в догонялки бегать не так жарко. У лисы подрастают лисята, играют возле норы и понемногу учатся охотиться.

Тем же заняты все чаще покидающие свое логово волчата. Ушел от своей коряги, где была зимой берлога, медведь, бродит в лесной чаще. Медвежий мех день ото дня становится все более блестящим и красивым, да и сам мишка, весной такой худой после зимней спячки, постепенно нагуливает жирок. У каждого в лесу своя жизнь, свои дела.

БЕСЕДА О ЛЕТЕ 1.

Цель. Расширять и закреплять знания о явлениях природы, которые можно наблюдать летом. Развивать любознательность, наглядно-образное мышление. Воспитывать любовь к природе.

Лето, лето красное,

Солнечное, ясное,

С ягодами, травами,

Речками, дубравами,

Дождиком весёлым,

Радугой над долом –

Лето, лето, не спеши

Уходить за камыши!

Автор: Волознев И.

Воспитатель: ребятки, а какие изменения в природе можно наблюдать летом?

Дети: ярко светит солнце, поют птицы, деревья покрыты зелёной листвой, на клумбах растут цветы.

Воспитатель: Какие летние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Июнь называют хлеборост, потому что в июне растёт и созревает хлеб. А также светозар, потому что в июне самые короткие ночи и самые долгие дни. Ещё июнь называют разно цветом, потому что именно в этом месяце самое буйное цветение различных растений.

Июль- страдник (пора косить травы, начинается страда сенокоса, липник (цветёт липа, воздух наполняется ароматом мёда, грозовик (частые грозы, жарник (самые жаркие дни лета, сладкоежка (поспевают ягоды в лесу и в саду)

Август- хлебосол, припасиха.

Упражнение релаксация «Необычная радуга»

Лягте удобно, расслабитесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет- голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий - жёлтый цвет. Жёлтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыплёнка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зелёный- цвет мягкой лужайки, листьев и тёплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зелёный цвет поможет чувствовать себя лучше.

Воспитатель. Ребятки, а какие явления природы мы можем наблюдать летом?

Воспитатель читает стихотворение.

Дождик, дождик веселей

Капай, капай, не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще,

Станет травка гуще.

Воспитатель. Дожди летом бывают тёплые, ливневые, льёт, как из ведра.

Воспитатель предлагает отгадать загадку: сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск (молния, гром, дождь)

Летом бывают грозы (красивые, но опасные явления природы). Грозы проиходят от того что, встречается тёплый и холодный воздух и собирается в грозовую тучу. В грозовой туче возникает электрический разряд- молния.

Воспитатель. Ребятки, отгадайте загадку.

Дует грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

Деревца колышет, гнет,

Воет, иногда поет!

н сильнее всех на свете.

Догадайтесь, это… (Ветер)

Воспитатель. Летом бывает ветер тёплый, ласковый, свежий, порывистый.

Загадка.

Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга).

Летом бывает радуга, семицветный мост, возникающий на небе после дождя, когда последние капли ещё не упали на землю, а уже выглянуло солнце. В радуге 7 цветов. И они всегда расположены в строгом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Летом бывает роса, капельки влаги на траве вечером и утром, несмотря на сухую погоду. Летом бывает туман обычно в безветренную погоду, всё вокруг покрывается белой пеленой, всё скрывает от глаз эта пелена.

БЕСЕДА О ЛЕТЕ 2.

Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных.

Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Развивающая среда: иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.

Содержание.

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы,

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето,

Значит, кончилась Весна.

Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

Вопросы:

  1. Какой же месяц приходит на смену июню?
  2. Что вы знаете об июле? 3. Как светит солнце в это время года? 4. Какая вода в реке?
  1. Какие осадки выпадают летом?
  2. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
  3. Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом?

(Тепло – солнце ярко светит , влага – теплые летние дожди, воздух.)

После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

Приложение 2

Детские стихи про лето

Почему лето короткое

— Почему для всех ребят

Лета не хватает?

— Лето, словно шоколад,

Очень быстро тает!

Автор: В. Орлов

Летняя песенка

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

Автор: Т. Белозеров

С утра на лужайку

С утра на лужайку

Бегу я с мячом,

Бегу, распеваю

Не знаю, о чем...

 А мячик, как солнце,

Горит надо мной,

Потом повернется

Другой стороной

И станет зеленым,

Как травка весной.

Автор: А. Барто

Утро

Застегнут луг на все росинки.

Неслышно к ним пробрался луч,

Собрал росинки в паутинку

И спрятал где-то между туч.

Автор: Г. Новицкая

Туман

Побелил туман        Березки

И ромашки побелил.

Утром

Лег на берег плоский,

Видно выбился из сил.

За ночь отдохнул      

От дел      И куда-то улетел!

Автор: Г. Новицкая

Смелый ручей

Он по равнине мчался...

И вдруг...  Обрыв...

Сорвался...

Но он звенит, поет:  — Я рад,

что превратился в

во-      до-       пад!

Автор: В. Ланцетти

Хороший день

До чего хорош денек:

Веет легкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

И не надо

Ни рубахи,

Ни чулок,

Ни тужурки,

Ни калош...

До чего денек хорош!

Автор: А. Шибаев

Лето

По тропиночке идет

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

Автор: Н. Зидоров 

Жара

Среди двора стоит Жара,

Стоит и жарится с утра.

Залезешь в глубину двора —

И в глубине стоит Жара.

Жаре давно уйти пора,

Но всем назло стоит Жара.

Сегодня, завтра и вчера

Везде Жара, Жара, Жара...

Ну неужели ей не лень

Стоять на солнце целый день?

Автор: Э. Бицоева

Улитки

— Где вы прячетесь, улитки?

— В мокрых травах у калитки.

Утром пьем росу из флоксов,

В полдень дремлем у колодца,

 Вечером, когда не жарко,

Расползаемся по парку.

 

Под березами без спешки

Объедаем сыроежки.

Автор: Т. Шорыгина

* * *

Пчелка золотая сладенький медок

Собрала, летая, в глиняный горшок.

Собрала, летая по полям, лугам,

Устали не зная, дар бесценный нам.

Собрала, не скрою, летнее тепло,

Чтоб оно зимою нас согреть могло.

Автор: Т. Маршалова

Август

Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзинки собирает

Золотистые плоды.

 

Груши, яблоки, малину,

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.

Автор: Т. Шорыгина


Приложение 3

Загадки на тему «Лето»

Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Ответ: (Солнце)

***
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(лето)

***

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Ответ: (Дождь)

***
Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
Ответ: (Солнце)

Посадили зернышко — вырастили солнышко.
Ответ: (подсолнух)

***

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.
Ответ: (Ромашка)

***
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
Ответ: (Солнце)

***
На улице рубашка,
В избе рукава.
Ответ: (Луч солнца)

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Ответ: (Одуванчик)

***
Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это — …
Ответ: (Град)

***
Летом — снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает?
Ответ: (Пух с тополей)

***
Солнце вечером заходит,
В небе кисточкой проводит.
Уходить не хочет зря.
Остается след — …
Ответ: (Заря)

***
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?…
Ответ: (Облака)

Приложение 4

Лето наступает
Вот и лето наступает
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
Всех на отдых приглашает
(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать.
(делаем из ладошек «домик»)

Я рисую лето
Я рисую лето:
(рисуют пальчиком по столу)
Красной краской — солнце, 
(рисуют в воздухе «солнце»)
На газонах розы, 
(сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо 
(рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучий. 
(на столе рисуют пальцем «ручей»)

Солнышко

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

Лето
Вот за что люблю я лето?
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
(трем ладонями лицо)
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
(делаем плавательные движения)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
(выбрасываем одновременно обе руки вперед)
Одной, другой – это кроль.
(выбрасываем руки вперед поочередно)
Все как один плывём,
Как дельфин.
(руки в замок и осуществляем движение «волну»)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(стряхнули руки)

Приложение 5

Наблюдение: Лето (живая природа, насекомые)

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Наблюдение: «Бабочка»

Цель: познакомить с бабочкой, их образом жизни, необходимыми условиями для жизни. Развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: летом появилось много насекомых, в том числе и бабочек. У бабочек очень красивый узор на крылышках- один из самых красивых, созданных природой. Брать бабочек за крылышки нельзя, они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть и она не сможет больше летать. Рассказать детям как бабочка появляется на свет.

Художественное слово: закличка – Бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки - на березовой ветке. Загадка- Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. «бабочка»

Подвижная игра: «Охотники и зайцы»

Дидактическая игра: «Угадай по описанию»

Цель: учить составлять описательный рассказ, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Трудовая деятельность: собрать мусор на участке.

Лето ( неживая природа )

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Наблюдение: за небом и облаками.

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков. Развивать наблюдательность, внимание, умение отвечать на вопросы грамматически правильными предложениями.

Ход наблюдения: в облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Художественное слово: загадки. Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча) Белые лошадки на синем поле. (облака на небе)

Подвижная игра: « Найди где спрятано»

Дидактическая игра: «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Трудовая деятельность: полив цветника.

Цель: продолжать учить ухаживать за цветами.

Индивидуальная работа по физвоспитанию: спрыгивание с пенька на двух ногах.

Цель: закрепить умение приземляться на согнутые ноги.
Самостоятельная игровая деятельность детей.

Лето (неживая природа )

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Наблюдение: за солнцем

Цель: дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить название сезонной одежды.

Ход наблюдения: отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли смотреть на солнце. Почему нельзя смотреть на солнце? Отметить, что днем солнце стоит высоко- на улице жарко; утром и вечером солнце стоит низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, а ночи короткие, светлые.

Художественное слово: загадка – Горячая яичница висит над головой. Но снять ее, но съесть ее не можем мы с тобой. ( солнце)

Подвижная игра: «Ловишки»

Дидактическая игра: « Составь предложение»

Цель: закрепить умение составлять предложение с заданным словом.

Трудовая деятельность: сбор природного материала.

Цель: формировать трудовые навыки.

Индивидуальная работа по физвоспитанию: подбросить и поймать мяч

Цель: самостоятельная игровая деятельность детей.

Приложение 6

 Пословицы и поговорки о лете

 

Пословицы и поговорки про лето  Август — густарь, страды государь.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август крушит, да после круглит.

Август-ленорост припасет холст.

Бог с рожью, а черт с костром.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

В июле солнце без огня горит.

В июле хоть разденься, а все легче не станет.

В июне день не меркнет.

В июне заря с зарей сходится.

В летнюю пору заря с зарей сходится.

В цвету трава — косить пора.

Дважды лета в году не бывает.

День летний — год кормит.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

До Ильина в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу.

До Ильина дни дождь — в закорм, а после Ильина дни — из закорма.

Дождливое лето хуже осени.

Если гроза — сена будет за глаза..

Знойный июнь — на рыбалку плюнь.

Июль — краса лета, середка цвета.

Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.

Июнь — конец пролетья, начало лета.

Июньские ночи воробьиного носа короче.

Каково лето, таково и сено.

Красное лето — зеленый покос.

Красное лето никому не надокучило.

Летний день год кормит.

Летний день за зимнюю неделю.

Лето бурное — зима с метелями.

Лето дождливое — зима снежная, морозная.

Лето идет вприпрыжку, а зима — вразвалку.

Лето крестьянину — отец и мать.

Лето прошло, а солнце не обожгло.

Лето работает на зиму, а зима — на лето.

Лето родит, а не поле.

Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Летом грозы — зимой морозы.

Летом дома сидеть — зимой хлеба не иметь. .

Приложение 7

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Удочка

Участники встают в круг. Ведущий встает в центр с «удочкой» - скакалкой или веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. Ведущий крутит удочку по кругу, а участники должны подпрыгивать, стараясь ее не задеть.

Золотые ворота (планеты)

Из участников образуются планеты (по 3-4 человека), которые, взявшись за руки, становятся в круг. Остальные образуют змейку, где каждый держится за талию другого. Под музыку или участники-«планеты» все вместе говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!» (в это время опускаются руки «планет»), змейка пробегает под руками «планет». При остановке музыки «планеты» захватывают тех, кто не успел пробежать под руками. «Планеты» растут, и так до последнего участника – самого шустрого.

Коснись тени

Игра для любого количества участников. Проводится на открытом воздухе при солнечной погоде. В основе лежит игра в пятнашки, но в данном случае цель водящего – осалить не самого игрока, а его тень рукой или ногой. Осаленный игрок становится водящим. Единственный способ спасения – спрятаться в тень. В противном случае игрок должен постоянно находиться в движении. Пока два игрока бегают, остальные остаются на месте.

Берег-река

Чертится линия, которая делит поле на две части: берег и реку. Водящий наугад называет: «берег» или «река». Игроки в это время должны прыгать или на берег, или в реку. Если по команде «река» игрок и так стоит в «реке», то он просто подпрыгивает на месте.

Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

 Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

6.Туннель

Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По сигналу ведущего дети, стоящие в колоннах последними, бегут вперед под поднятыми руками играющих и встают впереди своей колонны, подняв руки вверх. Последнее является сигналом для оказавшихся сзади, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает команда, игроки которой первыми закончат пробежку.

7.Невод

Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача - поймать как можно больше «плавающих рыб». Если «рыбку» поймали, то она присоединяется к водящим и становится частью «невода».

8.Мячик в руке

Игроки выстраиваются в шеренгу. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке мячик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.

9.Море волнуется

Выбирается ведущий и участникам говорит следующие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри». Участники должны изобразить любую по желанию фигуру, а ведущий должен угадать фигуры и сказать, какая ему больше понравилась.

Тот человек, чья фигура понравилась, становится ведущим.  

10.Съедобное - несъедобное

Игровое поле расчерчивается в линейку, где каждая линейка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные предметы. Если звучит «съедобное» слово, игрок должен поймать мяч, «несъедобное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте (на след, ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

11.Я знаю пять имен

По земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, Соня - четыре, Ира - пять», «Я знаю 5...» Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку; когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался (как это делается в «классиках»), при этом заранее лучше договориться, в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча.

12.Колечко

Игроки сидят на лавочке и держат ладони сложенными лодочкой перед собой, вода зажимает колечко (можно монетку) в своей «лодочке» и поочередно проходит через всех игроков (можно несколько раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков, незаметно перекладывая одному из них «колечко», затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим, задача остальных - удержать его, если они, конечно, успеют сообразить - кому это колечко досталось.

13.Светофорчики

После того как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

14.Чехарда

Перепрыгивание друг через друга по цепочке.

15.Дедушка Водяной

Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выйди на минуточку! Поиграем в шуточку!» После чего Водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный становится «Водяным».

16.Третий лишний

Игроки встают в круг по двое (один за другим). Водящий бежит за одним из свободных игроков по внешнему кругу, не пересекая его, игрок может встать перед одной из пар, и тогда убегать придется тому, кто оказывается третьим и стоит спиной к границе круга. Осаленный становится водящим.

В эту игру обычно играют девочки. Ключевое слово – «Белка» (можно придумать любую другую). По очереди, ударяя мячом о стену, дети перепрыгивают через отскочивший на землю мяч, если прыжок не удается, игроку присваивают имя по очередному ключевому слову. Как только фраза заканчивается, игрок выбывает из игры.

17.Плетень

В игре участвуют команды по 4-5 человек. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую - с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами:

Раз, два, три, четыре,

Выполнять должны приказ. Нет, конечно, в целом мире

Дружбы лучше, чем у нас!

После этого дети расходятся или разбегаются по веранде. По сигналу взрослого они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действие первой.

18.Лови-бросай

Дети стоят по кругу, взрослый в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть не давай». Текст необходимо произносить не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние между взрослым и детьми постепенно увеличивается до 2 м и более. Детям старшей группы с хорошим навыком ловли можно предложить назвать слова противоположного значения. Например, один ребенок, бросая мяч, говорит «узкий», поймавший, перебрасывая мяч другому, называет слово противоположного значения – «широкий» и т.д.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ах лето красное - прекрасное

Проект на тему: "Ах лето красное- прекрасное"...

Проект "Рябина красная-прекрасная"

Предлагаю вашему вниманию конспект летнего проекта для второй младшей группы детей. Тема: "Рябина красная-прекрасная!"...

"Лето красное, прекрасное!"

Конспект физкультурного праздника ко Дню защиты детей...

"Лето красное прекрасное." календарно-тематический план

Календарно-тематический план работы в старшей группе на июнь....

Развлечение "Лето красное-прекрасное"

Вечер развлечение "Лето красное - прекрасное" (загадки, пословицы, стихи о лете)...

Проект «Лето красное- прекрасное».

Проект «Лето красное- прекрасное»....

Образовательный проект "Лето красное - прекрасное"

Проект, представляет материалы для работы с детьми в летний период....