занятие по петербурговедению "Храмы Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Изотова Марианна Геннадьевна

Я стремилась дать сведения о разнообразии храмов и религий в Санкт-Петербурге, уделяя основное внимание историческим достопримечательностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_17.docx877.58 КБ
Файл 17_hramy.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 17

Рабочий лист



Предварительный просмотр:

Конспект № 17

«Храмы Санкт-Петербурга

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города – Санкт-Петербург.

 Задачи:

Социально-коммуникативные: развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста любви к своему родному городу; формировать интерес к «малой Родине»; воспитывать  уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города.

Познавательные: расширять представления детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем; рассказать детям о достопримечательностях Санкт-Петербурга, познакомить с архитектурными особенностями храмов города.

Речевые: приобщать к словесному искусству, обогащать активный и пассивный словарь детей словами: купол, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас на крови.

Художественно-эстетические: развивать художественное восприятие.

Материалы и оборудование: видеофильм «Храмы Санкт-Петербурга», запись песни А. Третьякова «Петербург», рабочие листы на каждого ребенка.

Ход мероприятия:

Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель под музыку А. Третьякова «Петербург» (музыка слегка приглушена) начинает говорить:

С момента основания города судьба храмов была неразрывно связана с судьбой и историей города. Храмы играли основную роль в формировании художественного облика города.  Их устремленные в небо шпили и купола на протяжении двух веков  придавали неповторимое очарование Невским берегам.

Прежде чем отправиться в путешествие по храмам нашего города, давайте подумаем что такое храм, собор. (слово собор происходит от слова собираться) Как вы думаете, а кто в них собирался? (ответы детей)

 Какие вы знаете храмы?

Ответы детей. (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что у Санкт – Петербурга много названий, его называют музеем под открытым небом, Северной Пальмирой и Северной Венецией, городом белых ночей. Наш город три столетия «сочиняли» гении, выдающиеся мастера, прославляли наш город в камне и на холсте, в стихах и музыке, в научных открытиях и изобретениях. Архитекторы и инженеры, художники и скульпторы, мостостроители и поэты продолжали творчество друг друга через века. Вот почему у многих шедевров часто бывает несколько авторов. Гуляя по  Санкт-Петербургу, в узких переулках можно увидеть гигантский шлем. (слайд 2) Если подойти поближе, становится видно, что шлем растет, растет и вдруг превращается в огромное здание. (слайд 3) Мы ранее с вами вспоминали Петропавловский собор. А теперь давайте сравним его с Исаакиевским. (показ двух макетов) Они похожи?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы верно подметили. У Петропавловского собора – шпиль, а у Исаакиевского – купол. Эти купола еще называют луковками.Давайте в рабочих листах попробуем разукрасить предметы, похожие на шпиль , желтым карандашом, а предметы, похожие на купол-луковку – красным.

- Вернемся к Исаакиевскому собору. История создания этого собора начинается в петровские времена. Сначала здесь была построена маленькая деревянная церковь. (слайд 4) Царь Петр очень уважал святого Исаакия Долматского. День памяти святого совпадал с днем рождения Петра 1. Когда был воздвигнут Медный всадник, церковь показалась на его фоне очень маленькой. Ее решили перестроить. Но строили очень долго. Помешала Отечественная война 1812 года. Из Парижа был вызван архитектор Огюст Монферран. (слайд 5) В итоге вот такой шедевральный собор был построен под его руководством. (слайд 6) А теперь давайте немного разомнемся:

                       Физминутка «Петербуржцы»

В Петербурге мы живем,

«петербуржцы» всех зовем.

Хлопают ритмично в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можем все пересчитать.

Пересчитывают пальцем

Сколько в городе мостов?

Соединяют руки вверху округло

Сколько парков и садов?

 плавное покачивание рук вверху

Сколько Ангелов, крестов?

Сколько статуй и  дворцов?

Руки  вверх

Руки поочередно в стороны

Больше дети не считают,

Пальцев наших не хватает.

Прыгают на месте, руки на поясе.

Воспитатель: А теперь хочу напомнить вам про Казанский  собор. (слайд 7) Мы с ним уже знакомились, когда гуляли по Невскому проспекту. Вспомнили? Это собор с огромной округлой колоннадой – кстати, недостроенной: точно такая же колоннада предполагалась с другой стороны собора, но денег на ее строительство не хватило. Посвящен собор иконе Богоматери Казанской. (слайд 8) В Петербург ее привез Петр 1, а вот специальный храм для нее построили уже после его смерти.

Воспитатель: А вот еще один храм. (слайд 8) Он называется Храм Воскресения Христова или Спас на Крови. Он хорошо виден с Невского проспекта – от Казанского собора, если повернуться к нему спиной. Этот нарядный собор словно появился из русской сказки. Его яркие красочные купола сверкают на солнце золотом и разноцветной эмалью. В отделки собора много мозаики. А почему его называют Спас на Крови, я вам тоже уже рассказывала. Помните? На этом месте революционеры из организации «Народная воля» кинули бомбу в царя. Царь Александр 2 потерял много крови и потом умер от полученных ранений в Зимнем дворце.

Вначале на месте покушения архитектор Леонтий Бенуа возвёл часовню. А затем было решено, вместо временной часовни построить храм – памятник.

Давайте сравним теперь купола двух соборов: Исаакиевского и Спаса на Крови. Ведь купола у них немного разные. На своих листочках найдите различные купола. Обведите их и купол, похожий на шлем богатыря, разукрасьте желтым карандашом. (слайд 9)

Дети выполняют задание.   

Строили прекрасный храм в русском стиле более двадцати лет. Для того чтобы место ранения императора Александра II находилось в стенах храма, его пришлось строить на самой кромке набережной.

Внутри храма, под куполами находятся картины из мозаики на евангельские сюжеты по рисункам Васнецова. Потолок, стены и столбы внутри собора украшены итальянским мрамором, русскими самоцветами и мозаикой. Мозаика изображает многих святых, а на потолке в центре – Иисус Христос. (Слайд 10 и 11)

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. (слайд 12) Затем много лет шла реставрация замечательного храма – памятника. В настоящее время - это храм – музей, открытый для посещения.

Воспитатель: Мы уже знаем, как много храмов в нашем городе. Храмы Петербурга – это часть нашего города, его сокровищ, его истории. У каждого храма своя история, своё название.

Воспитатель: Храмы нашего города не только православные.

Храмы Северной столицы –

Как духовные светлицы.

В Петербурге испокон

Проживали иноземцы –

Греки, итальянцы, немцы –

Дети всех краев, племён.

Жили дружно, без раздора.

Справа Лавра и соборы,

Есть буддийский храм – дацан,

Есть мечеть для мусульман –

(Слайд 13 и 14)

С голубыми куполами,

Минареты с изразцами.

По другой пойдем дороге,

Попадем мы к синагоге.

(Слайд № 15)

Мусульмане и индусы,

Поляки, немцы, англичане,

Из всех союзов братства узы

Запросам лучше отвечают.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. В конце я хочу у вас спросить – с какими храмами мы сегодня с вами познакомились?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Что нового вы сегодня узнали?

Царь наш город основал:

Вот собор, а вот канал,

Крепость, Стрелка и проспект…

Им уже по триста лет!

(Т. Кудрявцева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме,, Санкт-Петербург,,

Открытое занятие было проведено как выпускное.Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей.Занятие было показано на район.После занятия были высказаны положительные отзывы и ре...

Методическое пособие к проекту занятия«Визитная карточка Санкт-Петербурга»

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе его могут использовать воспитатели  подготовительных общеобразовательных групп детского сада....

Конспект занятия Прогулка по "Санкт-Петербургу".

Знание детей о достопримечательностях города....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие по Санкт-Петербургу".

В конспекте  информация для детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга, о его создании Петром1, викторина для выявления знаний по Санкт-Петербургу, настольно-печатная игра "Сложи картинку". ...

Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района

Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....

Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...