Программа "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Анна Ивановна

Экспериментирование как специально- организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка  дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgot_gr.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть- Баргузинский детский сад «Солнышко»

Программный проект

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Автор- составитель воспитатель высшей категории Михайлова А.И

Пояснительная записка

    Термин «экспериментирование» понимается нами как способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и другое), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

    Экспериментирование как специально- организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка  дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

    При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному», что и послужило созданию целостного образовательного процесса: «Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями». Эти теоритические положения позволили построить содержание программы  и развивающие технологии  работы с детьми. Данная программа содержит разделы «Волшебные ключики», «Полезные растения»,  «Живая и неживая природа с глазами и ушами», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно- научных представлений».

Актуальность

     Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.

    Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит  через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».  Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

   Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо- синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

   В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

   Поэтому необходимо ребёнка «учить сомневаться», т.е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать  и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

  Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому –то нас не удивляет, что для ребенка это обычно  повинность, тяжелый, напряженный , но, как принято считать, необходимый труд.

   Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение- творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Цель: Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: Знакомить с различными свойствами веществ ( запах, мягкость, вкус, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
  3.  Формировать ус детей элементарные географические представления.
  4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  5. Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

Принципы программы:

  1. Развивающий
  2. «От простого к сложному»
  3. Систематичности
  4. Последовательности
  5. Доступности материала

Методы и приемы организации экспериментально- исследовательской деятельности:

-Эвристические беседы

-постановка и решение вопросов проблемного характера

-наблюдения

-моделирование ( создание моделей об изменениях в неживой  природе)

-опыты

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- подражание голосам и звукам природы

-использование художественного слова

-дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

- трудовые поручения, действия

Ожидаемый результат

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

* Умение видеть проблему

* Умение формулировать и задавать вопросы

* Умение выдвигать гипотезы

* Умение делать выводы и умозаключения

* Умение доказывать и защищать свои идеи

* Умение самостоятельно действовать на этапах исследования

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • Самостоятельность
  • Полнота и логичность ответа
  • Правильность выводов и формулировок.

Работа с родителями

  1. Анкетирование на тему 2 Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
  2. Периодическое пополнение папки «Весёлые игры вместе с семьёй».
  3. Совместное создание передвижных уголков «Ароматерапия» и «Фитотерапия».
  4. Консультация на тему «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
  5. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
  6. Рекомендации «Проведите с детьми дома».

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

  1. Родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно- экспериментальной деятельности»
  2. Практическая часть « Мастер -класс  по проведению опытов в домашних условиях»
  3. Совместная детско- взрослая познавательно- исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены исследования: « Дом, в котором я живу»,  «Портрет весны», «Осень- вкусное время года», « Разноцветное лето», «Красная книга Росси», «Путешествуем вместе», «Микробы и вирусы», «Экспериментируем играя», «Что я знаю о воздухе?». Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности ( чтение, наблюдение, экскурсии).

Литература:

  1. «Детское экспериментирование». Старший дошкольный возраст.
  2. «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ». Бутакова Е.Г.
  3. «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» . Из опыта работы.
  4. «Технология исследовательской деятельности».
  5. «Развитие исследовательский навыков в семье».
  6. «Проектная исследовательская деятельность в ДОУ при реализации ФГТ».
  7. «Неизведанное рядом» Дыбина О.В.
  8. «Организация деятельности детей на прогулке» Кобзева Т.Г.
  9. «Игротренинги с использованием сенсорных модулей» Янчук М.В.
  10.  «Я- исследователь» / «Дошкольное воспитание №6,2013 стр 42.
  11.  Интернет- ресурсы.

Оборудование для исследовательской деятельности

  1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
  2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечко, воронка.
  3. Пипетки, шприцы одноразовые.
  4. Пластиковые , резиновые трубочки.
  5. Деревянные палочки, лопатки.
  6. Пластиковые контейнеры.
  7. Фитомешочки. Набор лекарственных растений.
  8. Аромалампа. Набор эфирных масел.
  9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, микроскоп.
  10. Фартук, щетки, совки.
  11.  Цветные стекла ( очки).
  12. Лупы, зеркала, магниты,
  13. Лопатки, грабли, лейки.
  14. Схемы этапов работы ( алгоритмы), перфокарты.

Материал, подлежащий исследованию

  1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь
  2. Растворимые ароматические вещества ( соль для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
  3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
  4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупа.
  5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, мех, пробка, вата, салфетка, нить, резина.
  6. Гербарии с лекарственными растениями, фитомешочки
  7. Аролампа, ароматические масла.

Этапы работы

1 этап: Диагностика уровня развития и построение воспитательного - образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

2 этап: Научно- исследовательская работа

  • 1 раздел  «Волшебные ключики»
  • 2 раздел  «Полезные растения»
  • 3 раздел  «Живая и неживая природа»
  • 4 раздел  «Итоговый»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Сообщение о использовании метода эксперимента в детском саду, как средство развития позновательной активности дошкольника....