Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе («Юнный эколог» С.Н. Николаева)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Загребина Ирина Владимировна

Месяц

Тема

сентябрь

  1. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» (стр. 7)
  2. Наблюдение «Все цветы разные» (стр. 7)
  3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» (стр.13)
  4. «Как ухаживать за букетом? (стр. 14)

октябрь

  1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи» (стр. 22)
  2. Образовательнаяситуация: «Вершки и корешки» (стр. 26)
  3. Образовательнаяситуация: «Что растѐт в лесу?» (стр. 29)
  4. Чтение стихов, рассказов про лес (стр. 57)

ноябрь

  1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?» (стр. 32)
  2. Образовательная ситуация:  «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой, свиньей) (стр. 39)
  3. Чтение стихов про домашних животных (стр. 42)
  4. Образовательная ситуация:  «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) (стр. 46)

декабрь

  1. Наблюдение «Как узнать ель?» (стр. 49)
  2. Образовательная ситуация:  «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) (стр. 51)
  3. Коллективное изготовление альбома «Елочка» (стр. 54)
  4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку (стр. 57, 58)
 

 

январь

  1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду» (стр. 61-62)
  2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?» (Стр. 63) / Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)» (стр. 64)
  3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы кормятся на кормушке?» (стр. 65 - 66)
  4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду» (стр. 69) / Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» (стр. 70)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл junyj_ehkolog_4-5_let.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Солнышко»

Перспективное планирование

по экологическому воспитанию

в средней группе

(«Юнный эколог» С.Н. Николаева)

Подготовила

Воспитатель:

Загребина И.В.

г. Навашино

2021г.

Месяц

Тема

сентябрь

  1. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» (стр. 7)
  2. Наблюдение «Все цветы разные» (стр. 7)
  3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» (стр.13)
  4. «Как ухаживать за букетом? (стр. 14)

октябрь

  1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи» (стр. 22)
  2. Образовательнаяситуация: «Вершки и корешки» (стр. 26)
  3. Образовательнаяситуация: «Что растѐт в лесу?» (стр. 29)
  4. Чтение стихов, рассказов про лес (стр. 57)

ноябрь

  1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?» (стр. 32)
  2. Образовательная ситуация:  «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой, свиньей) (стр. 39)
  3. Чтение стихов про домашних животных (стр. 42)
  4. Образовательная ситуация:  «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) (стр. 46)

декабрь

  1. Наблюдение «Как узнать ель?» (стр. 49)
  2. Образовательная ситуация:  «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) (стр. 51)
  3. Коллективное изготовление альбома «Елочка» (стр. 54)
  4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку (стр. 57, 58)

январь

  1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду» (стр. 61-62)
  2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?» (Стр. 63) / Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)» (стр. 64)
  3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы кормятся на кормушке?» (стр. 65 - 66)
  4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду» (стр. 69) / Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» (стр. 70)

февраль

  1. Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу» (стр. 74)
  2. Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» (стр. 78)
  3. Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) (стр. 85)
  4. Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран»

март

  1. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» (стр. 89)
  2. Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» (стр. 91)
  3. Беседа: «Март – первый месяц весны» (стр. 92-94)
  4. Образовательная ситуация «Советы Айболита» (стр. 96)

апрель

  1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать - - мачеха – что это за цветы?» (стр.  100)
  2. Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» (стр. 103)
  3. Досуг «День Земли» (стр. 107)
  4. Образовательная ситуация «Весна в лесу» (стр. 110)

май

  1. Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина» (стр.  114)
  2. Тематическая прогулка к реке «Юганская Обь» (с привлечением родителей) (стр. 117)


Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по экологическому воспитанию

Месяц

Неделя

Тема. Вид деятельности

Программное содержание

Источник

(пособие, стр.)

СЕНТЯБРЬ

1

Наблюдение

«Растут ли цветы на нашем участке?»

Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7.

2

Наблюдение

«Все цветы разные»

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно

пахнут.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7.

3

Наблюдение

«Красивые цветы можно поставить в вазу»

Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система

работы в средней группе детского сада», стр. 13.

4

Наблюдение

«Как ухаживать за букетом»

Воспитывать        у        детей        желание        и        умение        продлевать        красоту срезанных цветов.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе

детского сада», стр. 14.

ОКТЯБРЬ

1

Образовательная ситуация

«Фрукты и овощи»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по

сходному признаку.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 22.

2

Образовательная ситуация

«Вершки и корешки»

Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых

форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 26.

ОКТЯБРЬ

3

Образовательная ситуация

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и

репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 29.

4

Чтение стихов, рассказов про лес.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе

детского сада», стр. 57.

НОЯБРЬ

1

Образовательная ситуация

«Кто живет в лесу?»

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 33.

2

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой,

козой и свиньей)

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать

воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 39.

3

Чтение стихов про домашних животных

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система

работы в средней группе детского сада», стр. 42.

4

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью

и овцой)

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой,

лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 46.

ДЕКАБРЬ

1

Наблюдение

«Как узнать ель?»

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными

иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее).

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 49.

2

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой

и собакой)

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 51.

3

Коллективное изготовление альбома

«Елочка»Наблюдение

«Поможем нашей елочке»

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может

сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 54. 57

ЯНВАРЬ

1

Наблюдение

«Делаем цветные льдинки»

«Как лед превращается в воду»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается.

Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 61.62

2

Наблюдение

«Что находится в шишках ели»

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим

двором)

Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена.

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 63- 64.

ФЕВРАЛЬ

1

Образовательная ситуация

«Путешествие в зимнем лесу»

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 74.

2

Образовательная ситуация

«Айболит в гостях у детей»

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им

фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 78.

3

Образовательная ситуация

«Посещение зоопарка» (знакомство с животными

тропических и южных стран)

Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося

ролевые слова).

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 85.

4

Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран»

МАРТ

1

Образовательная ситуация

«Рисуем подарок к 8 Марта»

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета,

закрашивать красками методом тычка.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 89.

2

Образовательная ситуация

«Где обедал воробей?»

Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе

детского сада», стр. 91.

3

Беседа

«Март – первый месяц весны»

Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 92-

94.

признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка.

Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны.

4

Образовательная ситуация

«Советы Айболита»

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло;

во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени»)

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 96.

АПРЕЛЬ

1

Наблюдение

«Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?»

Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет.

Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 100.

2

Наблюдение

«Кто прилетает и садится на цветы?»

Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые.

Во время   наблюдения   воспитатель   поясняет:   весенние цветы

нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 103.

3

Досуг «День Земли»

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 107.

4

Образовательная

ситуация

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период

(становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая

Юный эколог» С.Н. Николаева «Система

«Весна в лесу»

впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и

кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха)

работы в средней группе детского сада»,

АПРЕЛЬ

4

Образовательная ситуация

«Весна в лесу»

формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в

весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 110.

МАЙ

1

Тематическая прогулка

к реке «Юганская Обь» (с привлечением

родителей)

Познакомить детей с рекой и ее обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя

шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, , близко подходить к воде).

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи ...

Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"

Программа экологического кружка в средней группе детского сада "Незабудка"...

Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"

Программа экологического кружка в средней группе "Юные экологи родного края"...

Экологический проект в средней группе «Юные экологи»

Организация трудовой деятельности, имеющей экологически -ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений и формирования гуманного отношения к при...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...