"Я и моя семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Шилина Наталья Николаевна

Конспект ООД по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей разновозрастной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сещинская средняя общеобразовательная школа им. К. Я. Поварова»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие».

На тему: «Я и моя семья»

для детей младшей разновозрастной группы.

                                                   Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

                                                                         Н. Н. Шилина

2022г.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в

младшей разновозрастной группе

 «Я и моя семья».

Цель: формировать предпосылки нравственно - патриотического воспитания детей через знакомство с семьёй  (общ.)

        Задачи:  

Обучающие:

-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом (общ.);

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе (общ.);

-учить называть членов своей семьи (мл.гр.);

-продолжать учить называть членов своей семьи и  понимать роль взрослых и детей в семье (ср.гр.);

-закрепить понятия: «имя» и «фамилия»(общ.);

-закрепить умение детей подбирать предметы по форме и величине (мл.гр.);

-закрепить умение детей аккуратно работать с клеем (ср.гр.).

 Развивающие:

-развивать диалогическую форму речи, память, мышления (общ);

-продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе

обогащения представлений о ближайшем окружении (общ);

- развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) (общ).

Воспитательные :

-воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое

отношение к членам своей семьи(общ);

-воспитывать у дошкольников доброе, уважительное отношение к товарищам(общ).

Методы и приемы:

Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.

Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово. 

Наглядный: ИКТ, карточки для игры.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Материал:

Демонстрационный материал: домик, сундучок, мольберт для газеты, компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: Сердечки из картона, домики, карточки для игры «Найди свой домик», модули, домики с окошками, клей, дощечки, салфетки, листы и домики для аппликации.

Организация деятельности детей: подгрупповая. 

Предварительная работа:

Беседы на тему«Я и моя семья»«Я и мой дом»«Если бы у меня была волшебная палочка»«Как мы отдыхали всей семьей».

Рассматривание: картинок с изображением членов семьи; газета «Начинается семья с папы, мамы и меня».

Чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Д. Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек.

Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка»«Как мы с папой маме помогали»

Дидактические игры «Чей малыш» «Назови ласково», «Мамины

помощники», «Здравствуйте, ребята!».

Сюжетно-ролевые игры«Дочки-матери»«Семейные хлопоты».

Подвижные игры: «Курочка-хохлатка».

Пальчиковые игры: «Ладушки»«Моя семья»«Дом».


Ход занятия:

Вос-ль: Утром встали малыши,

              В детский садик свой пришли.

              Гости здесь у нас с утра,

               Поздоровайтесь, друзья!
Вос-ль: - Здравствуйте гости, здравствуйте дети!
«
Собрались сегодня с Вами,
Чтобы всем нам стать друзьями.
Поиграть, повеселиться
И чему-то научиться!»
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
     ………..(слышатся плач)

Вос-ль: - Ребята, мне кажется, что кто-то плачет. Давайте посмотрим, наверное у кого- то беда случилась. (появляется зайчик).

Вос-ль: - Зайка, что с тобой? Почему ты плачешь?

Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная! Пришла весна-красна, у лисы избушка ледяная растаяла, а у меня стоит по-старому. Попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Лето пролетело, осень наступила, скоро зима, а мне жить негде,

Вос-ль:- Ребята, как вы думает, лисичка хорошо поступила, выгнав зайчика из его дома  (Дети отвечают, что лиса плохо поступила)

Вос-ль: -Лиса плохо поступила, ведь у каждого должно быть своё жилище. Не плачь, зайчик, мы тебе поможем! Правда, ребята?

Вос-ль: - А как мы можем помочь зайчику? (отв.)

Вос-ль: - Ребята, чтобы помочь зайчику, мы должны попасть в его сказку. Сейчас мы отправимся туда. Закройте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в волшебном лесу.

«Мы покружимся,

Мы повертимся,

И со сказкой

Скоро встретимся».

Вос-ль: - Дом какой-то стоит. А ни зайка ли здесь живёт?

Заяц: -Да.

Лиса: - Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Я здесь живу. Нет здесь ни какого зайки.  Это мой дом! (Уходит обратно в дом.)

 Вос-ль: - Ребята, как же нам помочь зайчику?

Дети: …..

Вос-ль: - А давайте поможем и зайчику и лисичке. Лиса, выходи, мы тебе построим другой дом, а зайка пусть остаётся в своём.

(Лиса выходит и говорит) :- Хорошо, если вы мне построите новый дом, я согласна.

 Лиса:  - Чужие домики занимать не буду больше не буду! Простите, меня!

Вос-ль: - Простим её ребята? (Да)

Заяц: - Друзья мои. Большое вам спасибо за помочь.

Лиса: - И так, мне нужна такая избушка, чтобы не растаяла.

 Вос-ль: - Мы с ребятами тебе поможем. Мы построим тебе новый дом! Правда, ребята? (Да)

Вос-ль: - Ребята, давайте успокоим нашу лисичку и поиграем с ней.

(Воспитатель  приглашает ребят стать в круг выполнить физминутку.)

Физминутка «Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана").

Лиса: - А где же дом? Он что невидимый?

Вос-ль: - Ребята, а как вы думаете, какой мы дом построили? Настоящий или воображаемый? Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе. Это дом нашей мечты.

Вос-ль: - Ребята, а какие дома бывают?  (большие и маленькие).

Вос-ль: - Ой, но мы же не можем показать лисичке какие дома бывают. Лисичка, чтобы ты увидела, какие дома бывают, нам нужно возвратится в детский сад.

Вос-ль: - «Снова мы глаза закроем,

                  И подсматривать не будем,

                  В детский садик мы вернёмся

                  Мир волшебный не забудем».

Вос-ль: - Ну вот, ребята, мы и дома. А где же, наши малыши? (появляются дети, в руках картинки).

Вос-ль: - А, что это у вас в руках?

Дети: - Когда шли в группу нашли вот эти картинки.

Лиса:- У меня тоже есть картинки с домиками, я у зайчика в избушке нашла,

Вос-ль: - Ребята, это карточки для игры «Найди свой домик».(объяснение правил игры).

Игра «Найди свой домик». 

Вос-ль: - Лисичка, теперь мы можем показать тебе какие бывают дома.

(1 слайд: маленький дом)        

Вос-ль: -Это какой дом? (маленький)

             - Сколько семей могут жить в этом доме? (1);

  (2 слайд: многоэтажный дом)

Вос-ль: -А это какой дом? (большой)

             - Сколько семей могут жить в этом доме? (много).

Вос-ль : - Лисичка, а тебе какой дом больше нравится, большой или маленький?

Лиса: - Мне нравится большой дом.

Вос-ль: - Лисичка, а зачем тебе большой дом, у тебя, наверное большая семья?

Лиса: - Семья, а что это такое?

Дети:  - 1 реб. - Семья – это мама,

2 -папа.  3 - Бабушка. 4 -Дедушка, 5 -  брат и сестра.

Вос-ль: - Но ещё бывают дяди тёти. Если у человека много  родственников – значит у него большая семья.

Ребёнок (Аня) - Если взять любовь и верность

                            К ним добавить чувство, нежность,

                            Всё умножить на года,

                            То получится – Семья!

Вос-ль: - Ребята, давайте покажем Лисичке всю семью на пальчиках.

(Пальчиковая игра «Семья»).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Это пальчик – мама,

Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Пальчики все дружные,

Всем нам очень нужные.

Вос-ль: - Молодцы!

Вос-ль: - Ребята, кто хочет рассказать Лисичке о своей семье? (Лисичка внимательно слушает), (дети по желанию рассказывают о своей семье), (фото семей на слайдах).
Вос-ль:-  Самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья!

Вос-ль: - Ребята, вы очень любите своих родителей?

Дети: - Да

Вос-ль: -Друзья мои, у меня есть волшебный сундучок,  давайте наполним наш сундучок добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою сундучок. Вы говорите, и ваши слова будут наполнять его. А Лисичка запомнит их. И будет своей будущей семье говорить эти ласковые слова.  Итак, начнём!

Вос-ль:- Мама какая?

Дети: (добрая, хорошая, красивая, заботливая).

Вос-ль – А папа какой?

Дети:  (Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый.)

Вос-ль: - Бабушка какая?

Дети: - (добрая, заботливая)

Вос-ль: Дедушка какой?

Дети: -(хороший, весёлый, добрый)…..

Вос-ль: - Молодцы ребята! Вот сколько чудесных слов собрали мы для своей семьи в волшебный сундучок. Сундучок мы закроем. Чтобы ласковые слова не разлетелись.

Вос-ль: - Лисичка, тебе понравилась игра?

Лиса: - Да.

Вос-ль: - Ну вот, Лисичка, теперь ты заешь, что такое семья?

 Лиса: - Да. Ребята, спасибо вам, за интересный рассказ о своей семье.  Теперь, я знаю, что мне нужен пока ещё  домик маленький, а не большой.

Вос-ль: - Ребята, ну что давайте сделаем домик для Лисички. (садятся за столы.)

Дети: -да

Аппликация «Домик для Лисички».(ср.гр.). (Аня, Данила, Милана)

Дид.игра «Закрой окошко»(мл. гр.). (Варя, Карина, Лев)

Конструирование из модулей .(Егор, Тимофей).

Вос-ль: - Лисичка, видишь, сколько  разных домиков сделали для тебя дети.

Выбирай, какой тебе больше нравится.

Лиса: - Мне нравятся все. Мы их поставим в нашем волшебном лесу и я приглашу в них своих друзей.

Вос-ль: - Если ты, Лисичка,  не будешь обижать маленьких и слабых, то у тебя появится много друзей.

Вос-ль: - А сейчас ребята расскажут стихотворение о семье
Дети:

           Семья – это счастье, любовь и удача.
          Семья – это летом поездки на дачу.


          Семья – это праздник, семейные даты,

           Семья – это труд, друг о друге забота.

           Семья – это много домашней работы.


          Семья – это важно! Семья – это сложно!
          Но счастливо жить одному не возможно,

Данила: Очень люблю, когда все собираются.
               Белой скатертью стол накрывается .
              Бабушка с мамой, папа и я,
              Мы называемся вместе – Семья.

Вос-ль:   Всегда будьте вместе, любовь берегите,

                Обиды и ссоры подальше гоните,

                Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

                Какая хорошая ваша семья!

Вос- ль: - Ну вот ребята, у Лисички теперь есть свой дом. Она узнала много добрых и ласковых слов, которые она будет дарить своим близким. Давайте заглянем в наш сундучок. Вот так чудо у нас произошло, все ласковые слова, которые мы говорили о наших родных превратились в сердечки, эти сердечки я раздам вам, а вы вечером подарит их своим родным. А это сердечко мы подарим Лисичке, пусть она помнит о нашей встрече и хранит частичку нашей любви.

Лиса: - Дорогие мои, друзья, большое вам спасибо. Теперь я знаю, что у меня тоже будет семья.

Вос-ль: - И тогда, Лисичка, мы поможем построить тебе большой дом.

Лиса: - А сейчас, мне пора домой.  

           - «Я поверчусь,

             Я покручусь,

              В лесу своём я окажусь».

Вос-ль: - Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то хлопайте в ладоши!

 - Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали?

 - А что вам понравилось делать больше всего?

 - Я очень вам благодарна за вашу работу, это для вас (шоколадка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....