Конспект занятия в старшей группе "История жилищ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пандо Алена Васильевна

Тема: «История жилищ человека»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Технология: Познавательно – исследовательская деятельность

Форма: путешествие по «реке времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pando.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  в старшей группе «История жилищ человека»

Пандо Алёна Васильевна

Тема: «История жилищ человека»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Технология: Познавательно – исследовательская деятельность

Форма: путешествие по «реке времени»

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Форма организации:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель:         Развитие любознательности,  познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилищ человека

 Задачи:

Воспитательные: 

-воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

Развивающие:

развивать  мышление (анализ, сравнение, классификация),  активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

Обучающие:

-познакомить детей с историей жилищ человека

Материал:

Наглядные: демонстрационный материал «река времени», картинки с изображением жилищ человека в разные эпохи времени, предметные картинки

мультимедийные: компьютерная презентация

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте  подарим им  свои улыбки и  поздороваемся.

Ребята я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный!

- Правильно, ребята это дом,  молодцы

Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня говорить? Мы сегодня с вами поговорим о жилище человека.

2.Основная часть

 -Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

Перед окнами нашей группы красуются высокие девятиэтажные дома.

Ребята, а вы в каких домах живете?  Сколько этажей в вашем доме? У вас деревянные или кирпичные дома? Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики.

Люди строят самые разнообразные дома: и большие, и маленькие, и высокие, и низкие. (Показ слайдов  с видом современного города).

-Ребята, как вы думаете, всегда ли были такие красивые дома? Хотите узнать какие дома были раньше?

-Я предлагаю вам отправиться в далекое  прошлое  по «реке времени» (показывает демонстрационный материал).

-  Посмотрите, на реке есть острова. Вот на этом острове живем мы сейчас, в современном времени, А вот на этом острове в деревянных избах   жили наши прабабушки и прадедушки. Этот остров называется «Старина». А еще дальше  остров «Древность». В древности  у людей не было домов. Хотите узнать в каких жилищах они жили? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие.

-Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по « реке времени»? (дети перечисляют транспортные средства)

-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. Давайте его построим. (Строят корабль, прикрепляют парус, якорь). А как мы можем назвать наш корабль? Давайте назовем «Мечта». Все на корабль!

-А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет.

В древности мы побываем.

Много нового узнаем»

-Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!  (Дети подходят к столу остров «Древность»)

- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.

- История жилища уходит далеко в прошлое. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах. (Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно). 

 -Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень.

Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было спать в пещере? А почему? Все верно, в пещере было твердо и холодно, какие вы молодцы!

Позже появились шалаши из веток и костей животных. Обратите внимание на изображение.  Строительным материалом служило дерево, земля, камень, а иногда кости диких животных. А сверху на них делали покрытие из соломы и шкур.

-  Прочным ли было такое жилище? А давайте проверим?

У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш?  

Ребята, а если вдруг начнётся сильный дождь, сможет ли такой шалаш уберечь людей от  дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло? Правильно, он полностью  промок и не смог защитить от непогоды.

А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

Молодцы ребята, вы были правы.  

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие.  Повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет.

В старине мы побываем.

Много нового узнаем»

- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.

- Вот ребята, шли года.  Люди догадались, что дома лучше строить из дерева. Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель. Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой бревна. Чтобы дом был теплый, между бревнами закладывали мох. Крыши  сначала делали из соломы. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева.

- Ребята, давайте потрогаем дерево. Какое оно? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

Да эти дома были удобными, в деревнях и по сей день люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными и могли защитить людей от ветра и непогоды.  

-Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?

Все на борт! Отдать швартовый!

 «Путешествие нас ждет, река времени несет.

В современном мире мы побываем.

 Много нового узнаем»

-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

-Вот наша следующая остановка. Мы с вами  вернулись в наше время, здесь нам все знакомо.  Какие дома у нас сейчас? А из чего сейчас построены наши дома?  Как вы думаете,  наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить нас от любой непогоды, они комфортные и уютные.

- Ребята, интересным получилось наше путешествие по «реке времени»? А сейчас,  я предлагаю вам  поиграть в игру «Речка волнуется». (К концу игры воспитатель замечает сундучок).

 -Что за сундук принесла нам волна?  Заглянем в неё? (в сундуке лежат картинки жилищ домов и материалов,  из которых строили дома  в  разный период времени). Это картинки, давайте рассмотрим,  они все перепутаны.

-  Давайте,  все картинки разложим на «реке времени» по островам.    

- Какая  «река времени» у нас получилась!  Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? Почему? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?

- Ребята, мне понравилось с вами путешествовать! Вы были отличными матросами.

 Я  предлагаю вам нарисовать вместе с родителями дом, в котором вы живете, и  в  группе создать выставку рисунков на тему «Мой Дом».

Конспект занятия

по познавательному развитию

в старшей группе

«История жилищ человека»

Подготовил: воспитатель

                                                                                                                  Пандо А.В.

2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ.«Современное жилище» (ноябрь)

Закрепляем у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....