Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое жилища человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сверлова Виктория Александровна

По методике Коротковой Н.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sverlova_v_a.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие в прошлое жилища человека»

Цель: создание условий для развития у детей познавательной активности и представлений об истории жилища человека.

Задачи:

Обучающие: формирование у детей знаний о том, как менялись жилища, в разные исторические времена.

Развивающие: развивать диалогическую речь, любознательность, умение делать предположения и умозаключения, развитие памяти, мышления.

Воспитательные: воспитание доброжелательных взаимоотношений между сверстниками, в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Возрастная группа: старшая

Форма обучения: групповая, подрупповая.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативная», «Речевое развитие».

Методы и приемы: Словесные методы (рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения); наглядные методы (демонстрация панно «река времени» и иллюстраций, презентации)

Предварительная работа: чтение произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета; рассматривание иллюстраций по теме: «История развития человека», «Славянская изба»; составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище, добывание огня, труд пещерных людей)

Оборудование и материалы: сундук, две куклы в русских народных костюмах, письмо, панно «Река времени», проектор с презентацией по теме занятия, мяч, клей, картинки с изображением жилищ разного времени.

Планируемый результат: дети имеют представление об истории развития жилища.

Ход занятия:

«Приветствие»

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наш поселок? 

Дети: Североонежск

Воспитатель: Что есть в нашем поселке?

Дети: Дома, памятники, магазины, парки.

Воспитатель: Со мной недавно вот, что приключилось. Я прогуливалась по парку и возле скамейки увидела вот такой сундук! Я бы, наверное, прошла мимо, но я увидела, что к сундуку прикреплена записка: «Для детей детского сада «Солнышко». Я думаю, что этот сундук для вас. Давайте откроем?

Дети: да!!!

Стоит перед нами волшебный ларец (обращается внимание на сундук,

Там заперт на ключ (показывается ключ)

Волшебный дворец.

Позвонили в бубенец (слышится звон замка) —

И попали во дворец!

Поднимается крышка сундука,

Смотрим, чем она богата? (Дети подходят к сундуку.)

Нет ли там чудовища? (Дети: Нет)

Есть ли там сокровища? 

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы это узнаем. Смотрите-ка, ребята, здесь две куклы и письмо: «Дорогие ребята, мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы живем в этом сундуке, потому что не знаем где еще можно поселиться. На фабрике игрушек мы слышали о разных жилищах человека. Но какое жилище подойдет именно нам – мы не знаем. Мы не случайно обратились за помощью именно к вам: ведь вы так много знаете о жизни людей, о том, какие у них были жилища».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были? Хотите узнать?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Люди сравнивают время с рекой, потому, что река всегда бежит вперед, так же как и время. На «реке времени» обозначены остановки («Древность», «Старина» и «Наше время».)

На столе лежат предметные картинки, это жилища человека, мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.

(На большом панно «река времени» с символическими метками «Древность», «Старина» и «Наше время».)

Воспитатель: Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем нам можно отправиться по реке времени?

Дети: на корабле, лодке, катере.

Воспитатель: Да, ребята, мы можем отправиться на корабле, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем»

Воспитатель: Мы с вами оказались на первой остановке. Ребята, где живут современные люди?

Дети: в домах, квартирах.

Воспитатель: Каждый человек живет в доме, квартире. Из каких материалов построены современные квартиры и дома?

Дети: из кирпича, дерева, камня, панелей.

Презентация Слайд 2.

Воспитатель: почему в таких домах удобнее жить?

Дети: можно расселить много людей, в них созданы все условия и удобства для жизни людей.

Воспитатель. Предлагаю отгадать загадки. Отгадав их, вы вспомните о том, что использует современный человек для освещения и отопления своих квартир и домов.

В нашем доме под окошком

Приросла к стене гармошка,

Не беда, что не играет —

Всю квартиру согревает. (Отопительная батарея)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка)

Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных.

Давайте построим свой дом.

 Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, ( Руки над головой «домиком»)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Воспитатель: Ребята,а теперь давайте посмотрим как жили люди, до настоящего времени.

 Презентация слайд 3.

Такие дома назывались избы.

Воспитатель: Кирпичей не было. Из чего же строили избы?

Дети: из брёвен.

Воспитатель: Что есть у избы?

Дети: есть крыша, окна, крылечко, дверь.

Воспитатель: Ребята, а какой предмет в избе был самый главный?

Дети: печь.

Презентация слайд 4.

Воспитатель: В старину говорили: «Без печи хата-не-хата». Печь была неотъемлемой частью жилища. Занимала большую часть дома. Как вы думаете, зачем нужна была печь?

Дети: чтобы в холод избу согревать, пищу готовить, на печке можно было спать или лежать греться.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?

Дети: дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть.

Воспитатель. Ребята для освещения избы люди использовали лучину.

Презентация Слайд 5.

Давайте поиграем в игру «Найди и назови правильно». Нужно подобрать две подходящие карточки: с изображением того, что служило в избе для отопления (простая русская печь) и для освещения (лучина).

(Для игры используются набор карточек. «Отопительные приборы» - костер, русская печь, батарея центрального отопления и «осветительные приборы» - лучина, свечи, фонарик, керосиновая лампа, электрическая лампочка.)

Воспитатель: А вот это что за жилище? Кто знает?

Презентация Слайд 6.

Дети: землянка.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда такое название? Чем землянка отличается от избы?

Дети: избы строят из бревен, а для землянки копают яму в земле.

Воспитатель: Правильно, ребята, в местах, где рос лес, и земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ней сооружал навес из веток. Такое жилище называлось землянкой. Это один из древнейших и повсюду распространённых видов тёплого жилья. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Как грелись люди в землянке?

Дети: С помощью костра.

Воспитатель. Как освещалась землянка?

Дети: Днем свет проникал с потолка, ночью ее освещали с помощью костра.

Презентация Слайд 7.

Воспитатель. Как вы думаете, удобно ли человеку было жить в землянке?

Дети: Нет, потому что там было темно, а в дождливую погоду сыро.

Воспитатель. Да, ребята, жить под землей было сыро, неуютно, темно. Прошло много времени, прежде чем человек придумал строить вместо землянок дома из дерева.

Презентация Слайд 8.

Воспитатель. Ребята, что это за жилище? Кто знает?

Дети: шалаш

Воспитатель: Правильно. Люди, которые кочевали с одного места на другое, сооружали шалаши. Из чего строили шалаши?

Дети: веток, листьев, травы.

Воспитатель. Для их постройки, не требуется инструментов и специальных материалов. Люди брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. Сверху покрывается тем, что есть под рукой: тонкими ветками с листвой, травой, опавшими листьями, сеном, соломой, корой деревьев, шкурами животных. Но назвать это настоящим домом нам сегодня трудно, больше похоже на убежище. Как вы думаете, удобно было жить в шалаше? Почему?

Дети: нет не удобно, зимой холодно, сыро.

Воспитатель. Да, неудобно и тесно, ходить надо было согнувшись. Летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер могли сдуть такое жилище. Так шалаши стали для далекого нашего предка его первым домом. И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые жилища.

 Предлагаю поиграть в игру «Из чего построен дом» (дети встают в круг). Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю песок и бросаю мяч, кто ловит, отвечает - песчаный (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).

Воспитатель: Ну что ребята, мы  с вами оказались в Древности.

Много-много лет назад человек еще не умел строить дома. Наших далеких предков окружали леса, горы, пустыни, но как использовать деревья, камни или глину для строительства домов, человек тогда еще не знал. И тогда человек волей-неволей стал искать, где бы ему спрятаться от непогоды и от опасных диких зверей. Искал - искал и нашел.

Презентация Слайд 9.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что это за жилище?

Дети: пещера.

Воспитатель. Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах. А как можно назвать людей, которые жили в пещерах?

Дети: древние, первобытные).

Воспитатель. Ребята, что такое пещера?

Дети: углубление в скале.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, из чего древний человек сооружал себе постель в пещере?

Дети: из веток, сухой травы, шкур убитых животных.

Воспитатель: Тогда же древние люди научились добывать огонь. Как же добыть огонь? Раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки или ударов камней друг о друга, они нагреваются, и получается огонь. Хотите провести опыт? Для этого надо потереть ладонь о ладонь. Чувствуете, как нагрелись ладони?

Презентация Слайд 10.

Воспитатель: Кто знает, как назывался костер у древних людей?

Дети: очаг.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем очаг вокруг обложили камнями? Очаг обкладывали камнями потому, что они долго сохраняют тепло.

Воспитатель: Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?

Дети: для тепла, для приготовления пищи.

Воспитатель. А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети: нет не удобно.

Воспитатель: Почему?

Дети: в них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере.

Воспитатель: Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно. Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому.

Воспитатель: А сейчас давайте разделимся на 3 группы: Древность, Старина, Наше время. Каждая из групп должна отобрать картинки домов подходящие для его времени.

Молодцы, все справились с заданием!

Размещение иллюстраций на панно «Река времени».

Воспитатель: Давайте сейчас разместим отобранные вами картинки на нашем панно «Река времени», но помните разместить их нужно по соответствующим остановкам!

Воспитатель: Вот и подходит наше путешествие в прошлое жилища к концу!

В путешествии мы были.

Ничего не позабыли?

Руку дружбы протяни,

Что запомнил, расскажи!

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вы узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Я в мире человек"

Формировать умение осмысливать и оценивать ситуацию....

Конспект занятия в старшей группе по теме:«Как человек приучал домашних животных»

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Как человек приучал домашних животных» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.Тема «Как человек приучал домашн...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».

Занятие направлено на знакомство детей с частями тела человека. Научить образовывать существительные множественного числа; Учить составлять предложения на наглядном материале; Различать...

Конспект занятия в старшей группе Встреча с интересным человеком. "Профессия – летчик».

Конспект занятия в старшей группе«Встреча с интересным человеком. Профессия – летчик».Цель: познакомить детей с профессией лётчика.Задачи:Образовательные.1. Расширить представле...