Конспект занятия "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

Экологическое воспитание  в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех  группах, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного  и непосредственного общения с природой. Обучение дошкольников правильному уходу за комнатными растениями является действенным средством экологического воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 143»

Конспект занятия  по экологии

в подготовительной группе

Тема«Влаголюбивые и засухоустойчивые

комнатные растения»

     

                                                                                                  Подготовила воспитатель                                                             высшей квалификационной категории                                                                                                            Кузьминкина Н.В.

           

Цель:

1. Формирование  у детей представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

 2.Создание условий для ознакомления детей  с комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать знания детей о разных потребностях комнатных растений во влаге;
  2. учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым;
  3. на основании проведенных опытов, выявили определенные функциональные особенности растений: растения испаряют влагу, в рыхлую почву легче поступают вода и питательные вещества.

Развивающие:

  1. развивать мышление, коммуникативные способности детей.
  2. развивать память, внимание, мышление.
  3. развивать речевую активность детей (влаголюбивые, засухоустойчивые)

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение  правильно заботиться о  растениях и вырабатывать основы природоохранной деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание разных комнатных растений, беседа о комнатных растениях; просмотр видео о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях;  уход за комнатными растениями в зеленом уголке группы под руководством педагога;  чтение сказок о комнатных растениях.

Развивающая среда: два растения- типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой групп (алоэ и традесканция, глобус; растения в горшочках двух видов, полиэтиленовый пакет, клейкая лента, презентация,  сказки о комнатных растениях).

Ход занятия:

Дети рассматривают картинки с изображением разных комнатных растений.

Раздается звонок телефона.

Воспитатель : «Кто-то мне звонит» «Алло, здравствуйте»

Голос :  «Здравствуйте, мне нужна  Наталья Владимировна, воспитатель в детском саду»

Воспитатель: «Слушаю, это я »

Голос :  «Наконец-то я вас нашел. Меня зовут  гномик  Петя. Я живу в далекой сказочной стране. Я узнал, что вы с ребятами вырастили очень красивые цветы на  своей клумбе летом. Да и в группе у Вас много разных цветов.»

Воспитатель: «Спасибо. Наша клумба действительно была очень красивая. Чем же мы можем тебе помочь, Петя?»

Петя: Я очень хочу , чтобы уменя было много цветов. Я вот их поливал, поливал, а они все равно погибли. Ничего не пойму. Я, наверное, что-то делаю неправильно?

Воспитатель: Ну что, поможем гномику Пете?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Петя, мы поможем тебе, и ты тоже сможешь вырастить  красивые цветы.

Петя: Ура! Как здорово!

Воспитатель:  как раз сегодня мы с ребятами хотели

 узнать,  как  растения надо поливать.

Петя: а разве не все равно? Самое главное надо лить много воды.

Воспитатель: нет, Петя, разные растения относятся к воде по-разному. Какое-то  растение любит много воды, а какое-то нет. Это надо знать!

Воспитатель: Но как же нам тебе все рассказать, показать?

Дети:  запишем, позвоним, снимем видео.

Воспитатель: Точно! Мы запишем для тебя видео письмо, Петя, и отправим тебе. Хорошо?

Петя: конечно. Я тогда буду с нетерпением ждать ! Пойду пока подготовлю красивую полочку для  своих цветов. До свидания.

Воспитатель: До свидания, Петя.

Воспитатель устанавливает камеру.

Воспитатель:

     В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

Рассмотреть комнатные растения. (На столе стоят растения : кактус, алоэ, традесканция, герань, толстянка)

Воспитаель: Красивы ли они?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо ли они себя чувствуют?

Дети: Да.

Воспитатель: А почему Вы это поняли?

Дети: у них большие листья, нет завявших листочков, они высокие, красивые.

Воспитатель: Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва.) 

Показать картинки.

Одинаковое ли количество воды требуют разные комнатные растения?

Дети: наверное,нет.

Объяснение  нового материала.

Презентация «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»

Воспитатель: У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим– поменьше, третьим– совсем мало. Как вы думаете почему?

Дети: наверное, потому что они разные. (другие ответы детей)

Воспитатель: Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много (Рассмотреть растения данного вида). Рассмотреть традесканцию, папоротник.

Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились. Как вы думаеите, что они вынуждены делать?

Ответы детей.

 Воспитатель:  они научились «запасать» воду- накапливать ее в стеблях, листьях– и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки (Рассмотреть алоэ, кактус).

Затем воспитатель ставит перед детьми два растения : алоэ и традесканцию. Дети называют, описывают. Воспитатель уточняет, дополняет.)

Воспитатель: Какое из этих двух растений может запасать воду? Какое – не может?

Дети: алоэ может запасать воду, традесканция нет.

Воспитатель: Как узнали, что алоэ запасает влагу? Почему решили, что традесканция не «делает запасов»? В каких местах оно растет на родине? В каких местах растет на родине традесканция? Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному? (Дети высказывают свои соображения.) 

Воспитатель:  вы все правильно сказали.Родина алоэ– Южная Америка, где много сухих степей (показ фото). В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Местное население ценит это растение и использует его от многих болезней: ожогов, простуды и др.

Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки (показ фото). Свое название получила по фамилии английского садовода Джона Традесканта. Оно растет легко, быстро, его только надо много поливать, так как оно родом из болотистых мест.

Физкультминутка «Деревья»

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу (покачиваем руками над головой).

Локти согнули, кисти встряхнули (медленно опускаем руки через стороны, встряхиваем кистями рук),

Ветер сбивает росу (руки опустили вниз, плавные махи слева направо).

В стороны руки (плавно руками помашем)-

- это к нам птицы летят (руки в стороны, взмахи вверх вниз),

Как они сядут, тоже покажем– крылья мы сложим назад

(присесть на корточки, руки сложить на спине).

 Воспитатель:  сейчас я хочу проверить как вы запомнили новую информацию, и мы с вами  немного поиграем.  Игра «Раздели растения на группы»

 Я вам предлагаю распределить растения на две группы. Первая группа это растения, которые надо часто поливать.

Вторая группа-это растения, которые могут долгое время находиться без воды. Их редко поливают.

Вывод:

-Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному?

-По-разному ли поливают растения осенью, зимой, весной, летом? (Осенью у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.)

-Какой водой надо поливать растения и почему? (Отстоявшиеся и комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений.)

 Опытная деятельность:

Поливая растения, мы не задумываемся, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.

Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на солнце. Посмотрите, каким стал пакет изнутри? Почему?

Дети: растения живые. Они тоже дышат.

Воспитатель: Да, конечно. Если вы поднесете ладошку ко рту и выдохните: ладошка станет влажной. Так и растения дышат и испаряют влагу через листья.

Составление карточек по уходу за растениями.

Растения есть влаголюбивые и засухоустойчивые, поэтому  им необходим разный полив.

Рассматривание комнатных цветов и определение правил ухода за ними.

Умение читать карточки-схемы по уходу за комнатными растениями.

Воспитатель: ну что же. Наше занятие подошло к концу. И оно полностью записано. Отправим наше видео письмо  гномику Пете. А также карточки-схемы  по уходу за растениями. Теперь он точно ничего не перепутает, когда будет ухаживать за своими цветами.

Дети: Да. и мы тоже узнали много интересного. Теперь я  расскажу  маме, как надо поливать комнатные растения, и что они по-разному относятся к воде. И в группе мы будем  знать, как ухаживать за растениями.

Воспитатель: А сейчас пройдите за столы и в своих тетрадках зарисуйте растения влаголюбивое или засухоустойчивое, которое вам больше понравилось и запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения"

: «Почему некоторые из них имеют тонкие, мягкие листья, а некоторые – толстые, мясистые, или колючки?»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения".

Конспект содержит в себе сюрпризный момент (загадки), краткий рассказ по теме занятия, физкультминутку и список вопросов для закрепления пройденного материала....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...

Конспект занятия " Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения"

Сформировалось у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».

Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, направлен на формирование представлений потребности комнатных растений во влаге и  на развитие интереса у детей к комнатным растениям....

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения

Рассказать детям о том что растения различаются не только внешним строением, а также правилами по уходу за ними. Сформировать понятие о том что правила по уходу за комнатными растениями вза...

Занятие "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

laquo;Почему некоторые из них имеют тонкие, мягкие листья, а некоторые – толстые, мясистые, или колючки?»...