Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Викторовна


Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, направлен на формирование представлений потребности комнатных растений во влаге и  на развитие интереса у детей к комнатным растениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

(экологическому воспитанию)

в подготовительной к школе группе

на тему: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».

Программные задачи:

Формировать у детей представления о дифференцированной потребности  комнатных растении во влаге.

Учить детей на основе наблюдений и выявлений особенностей внешнего строения относить растения к засухоустойчивым или влаголюбивым.

Закрепить названия комнатных растений. Развивать умения наблюдать, делать выводы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Расширять словарь детей, активизировать слова: влаголюбивые, засухоустоичивые, названия растении.

Материал:

Буратино - игрушка, комнатные растения- алоэ, традесканция, д/и «Каждое растение на свое место» иллюстрации разных условий произрастания растений (Болото, пустыня, степь), два стола: на одном растения - влаголюбивые, на другом - засухоустойчивые.

Ход

Раздается стук в дверь. Появляется расстроенный Буратино. Здоровается с детьми.

Воспитатель: Буратино, что- то ты расстроенный? - Что- то случилось?

Буратино: Да. Мальвина уехала в гости и доверила мне поливать комнатные растения в своем домике. Я очень старался. Поливал, поливал, только некоторые растения все равно стали вянуть.

В.- Подожди, ты все растения поливал одинаково?

Б.- Да, конечно.

В.- Боюсь, от твоего старательного полива некоторым растениям стало не хорошо.

Б.- А почему?

В.- Все дело в том, что разным комнатным растениям нужно разное количество воды. Одним нужно много воды, другим поменьше, а третьим совсем мало.

- Как вы думаете почему? (это потому что все комнатные растения когда - то жили в дикой природе и росли в разных условиях)

В.- Правильно. Некоторые растения у себя на родине растут в сырых заболоченных местах - у болот, прудов, озер. Там всегда влажная почва и воздух. Такие растения привыкли, что вода всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие мягкие листья, и их очень много. Есть растения которые у себя на родине живут в очень жарких сухих местах - на песке, среди камней.

- Как вы думаете, где может быть такое место? (Пустыня, степь)

В.- Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились запасать воду - накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких листьев которые отдают (испаряют) много влаги у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев, вместо них - колючки.

В.- Ребята, посмотрите на растения стоящие справа на столе. - Какие растения здесь вы видите?

- Назовите их? (бегония, традесканция, бальзамин, пеларгония, циперус, аспидистра)

В.- Все эти растения являются влаголюбивые.

- Как называются эти растения?( влаголюбивые)

- Как за такими растениями надо ухаживать? ( часто поливать, опрыскивать)

В.- Ребята, посмотрите на растения слева на столе. - Какие растения здесь вы видите?

- Назовите их? (алоэ, каланхоэ)

В.- Все эти растения засухоустойчивые.

- Как называются эти растения? (засухоустойчивые)

- Как ухаживать за засухоустойчивыми растениями? (редко поливать)

- Посмотрите и расскажите, чем засухоустойчивые растения отличаются от

влаголюбивых растений? (толстый стебель, мясистые сочные листья, покрытые жесткой кожицей, редко надо поливать)

- А чем отличаются влаголюбивые растения от засухоустойчивых растений? (тонкие мягкие листья, часто надо поливать)

Физкультминутка:

« На лугу растут цветы»

«На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания-руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

с ними потянись и ты.

(Потягивания-руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

( Дети машет руками , изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по - прежнему цветут».

-Воспитатель выставляет на стол для рассматривания два растения - алоэ, традесканция.

- Как называются эти растения? (алоэ, традесканция) Давайте их рассмотрим?

Алоэ- толстый стебель, мясистые сочные колючие листья, покрытые

кожицей.

Традесканция- много тонких стеблей, много мелких тонких листьев. В.- Какое из этих двух растений может запасать воду? (алоэ)

- Какое растение не может запасать воду? (традесканция)

- Как вы догадались, что алоэ запасает воду? (мясистые сочные листья)

- Почему решили, что традесканция не делает запасов? (тонкие листья)

- В каких местах алоэ растет на родине? (южная Африка)

- В каких местах растет традесканция на родине? (в болотистых местах,

северная Америка)

-Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному?

- Как по- разному?

-А как еще мы должны ухаживать за всеми растениями? (поливать , рыхлить,

опрыскивать, протирать листья, убирать засохшие листья, цветы)

Д/И «Каждое растение на свое место»

( Детям раздаются карточки с изображением комнатных растений. Дети должны назвать растение и определить к какой rруппе оно относится: к влаголюбивым или к засухоустойчивым, и положить их к картинкам с местами их произрастания)

В.- Буратино, теперь ты разобрался, как поливать комнатные растения. Оказывается разным растениям нужно разное количество воды. Все зависит от того, где рос это растение у себя на родине. Влаголюбивые и засухоустоичивые растения можно определить по их внешнему виду.

У засухоустойчивых растений - толстый плотный стебель и листья, есть даже растения, которые не имеют листьев : вместо них- колючки.

У влаголюбивых растений - много крупных, мелких тонких листьев.

В.- Ребята, теперь Буратино будет правильно ухаживать за растениями. И не одно растение у него не завянет.

Буратино говорит до свидания и уходит .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Посадка комнатного растения"

В конспекте раскрываются приёмы работы по ознакомлению детей с посадкой комнатных растений способом черенкования, развитию трудовых умений и навыков....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "Комнатные растения".

Закрепление понятия "комнатные растения", частей-органов растения, условий для роста и развития......

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Мир комнатных растений»воспитатель МКДОУ «Д/с № 30» Кондратюк С.А. Программное содержание:Расширить представл...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Строение растения".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....