Проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Здравствуй, Осень»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кобаидзе Светлана Владимировна

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья. Участие детей в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx55.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Колосок» села Горнозаводского

Проект позновательно-исследовательской деятельности

в средней группе

«Здравствуй, Осень»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Колосок» села Горнозаводского Кировского района Ставропольского края

Ставропольский край,Кировский район, село Горнозаводское,

 улица Калинина, 109

(8)87938 6-56-31

Автор проекта: Кобаидзе Светлана Владимировна, воспитатель

1 квалификационной категории.

с. Горнозаводское

2020 год.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательный

Вид проекта:  исследовательский, творческий.

Место реализации: МКДОУ «Детский сад № 14 «Колосок»

Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, педагоги, воспитатели, музыкальный руководитель.

Срок реализации: среднесрочный:  сентябрь – октябрь2020 год.

Автор проекта: Воспитатели МКДОУ «Детский сад №14 «Колосок» Кобаидзе С. В.

Актуальность: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья. Участие детей в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности.

Цель: Познавательно-исследовательская деятельность по изучению

природы в осенний период времени.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.

2. Углубленное представления об изменения в природе, об овощах и фруктах - дарах природы, вовлечь и поддерживать интерес детей в исследовательскую работу – проведение опытов и наблюдение.

2. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

3. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

4. Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Для педагога:

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4. Помогать детям, добывать знания.

Для родителей:

1. Формировать активную родительскую позицию через привлечение к совместной деятельности с детьми и педагогами.

2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе, выполнять совместные задания по проекту.

Ожидаемые результаты(продукт проекта):

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.
  • Расширение кругозора детей, закрепление их знаний и представлений об осени, её сезонных изменениях, признаках и дарах.
  • Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
  • Работа по звуковой культуре речи.
  • Развитие продуктивной деятельности.
  • Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
  • Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работыгруппы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
  • Участие в выставке «Дары осени».
  • Проведение праздника «Осень в гости к нам пришла».

Формы реализации:

  • дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование DVD для просмотра презентации об осени;
  • работа с родителями.

Продукт проектной деятельности.

  • Выставка поделок
  • Праздник осени.

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

Этапы

1 этап - подготовительный этап.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

Подбор материала и оборудования для образовательных ситуаций, бесед, игр с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка, литературы, совместные поделки с детьми из природного материала.

Беседы с родителями, консультации по теме проекта.  

Деятельность по осуществлению проекта.

(Таблица №1)          

2-й -основной, организационно-практический.

Сотрудничество с семьёй:

Индивидуальные беседы по теме проекта.

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»

Привлечение родителей к книжной выставке произведений об осени

Совместное творчество родителей с детьми из природного материала

Работа с детьми:

Работа с детьми осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС по следующим образовательным областям:     социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,                                    художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.                          План работы с детьми по осуществлению проекта «Здравствуй, осень» (Таблица №2)

3-й - обобщающий (заключительный)

Оформление выставки детских работ «Осенняя фантазия».

Оформление выставки «Дары осени» (совместно с родителями).

Выставка книг по теме «Осень», дидактические игры, настольно – печатные игры.

Цикл ОД на тему «Осень».

Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Таблица № 1

Деятельность по осуществлению проекта.

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени» «В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, туманом, силой ветра, осенним дождём), за красотой и богатством осенних красок, за цветником, за перелетными птицами, за насекомыми, за деревьями, растущими на территории детского сада. Экспериментирование: «Осенние льдинки» - Показать свойства воды (замерзание), изменение цвета от содержания в воде краски, закрепление цветов осени. «Испарение воды» - Показать свойства воды (испарение при комнатной температуре и при закипании воды), изменение объема воды. «Как лист меняет окраску» - Развивать наблюдательность, учить отмечать изменения цвета при высыхании листа. «Предметы в воде» - Дать представления о качествах различных предметов, помещенных в воду (плавает, тонет, льется, растворяется, меняет форму).

Д/и «Узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», «Чего больше – фруктов или овощей».

Конструирование из природного материала: «Рыбка», «Бабочкка» (из листьев), «Ежик в гости к нам пришел» (из шишек)

Речевое развитие

- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Словесные, д/игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Хорошо – плохо», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Листья», «Дождик», «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что лишнее?»,  «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Парные картинки».

Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке». «Что я видел в парке?»

Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова, Ю. Тувима «Овощи», «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев,  М. Скребцова «Как  листочек березу спас».

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и фрукты».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом».

Настольно – печатная игра «Времена года».

Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Времена года»

Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы, укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Почему нельзя бегать с ветками и палками»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:  «Осеннее дерево», «Фрукты, ягоды на тарелочке»

Рисование: «Осенние деревья», «Чем нам осень нравится»»,  «Осенние веточки».

 Лепка «Наливное яблочко», «В лес за грибами», «Осенние листочки».

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень», «Осень в деревни».

Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень».

Пение: «Осень, осень» слова Л. Чадовой, музыка Н. Лукониной, «Осень славная пора» слова Т. Волгиной, музыка Н. Кишко.

Танец- «Танец с осенними листьями» муз. А .Филиппенко

Игра с пением «Огородная – хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.

Музыкально – дидактическая игра «Узнай песенку».

Самостоятельная музыкальная деятельность «Сочини песню об осени», «Сыграй песенку дождя».

Осенний утренник «Осень в гости к нам пришла».

Физическое развитие

Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров!» Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Съедобное - несъедобное!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты».

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи». Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород».

Взаимодействие с семьей  

Индивидуальные беседы по теме проекта.

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация «Учите детей наблюдать»

Создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»

Привлечение родителей к книжной выставке произведений об осени.

Совместное творчество родителей с детьми из природного материала.

Утренник «Осень в гости к нам пришла»

Таблица №2

План работы с детьми по осуществлению проекта «Здравствуй, осень»

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия

Ответственные

14.09-18.09.

21.09-25.09

28.09-2.10

5.10 -9.10

12.10-16.10

19.10-23.10

26.10-30.10.

Открытие проекта       «Здравствуй, осень».музыка П. И. Чайковский «Времена года. Осень».

Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево». (Приложение №1)

Д/игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Хорошо – плохо», «Будь внимательным», «Осенние деревья».

Рисование «Золотая осень» (с помощью кляксографии). (Приложение №2)

Чтение стихов об осени  А. Ерикеев «Наступила осень»,«Осень на пороге» Н. Сладкова. А. Майков «Осенние листья»    ЗаучиваниеЮ. Тувима «Овощи»,  А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Д/и «Назови с какого дерева листок»

Презентация «Грибы бывают разные».

Пластилинография «Грибная полянка»

Загадки о насекомых

Чтение В. Сутеев «Под грибом»

Изготовление поделок из природного материала (подготовка к выставке «Осенняя фантазия»)

Рисование «Листопад»

Составление рассказов об осени.

Чтение стихов И. Бунин «Листопад»

Загадки об осени.

Д/игры «Узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», «Чего больше – фруктов или овощей».

НОД «Лесные жители осенью» (с применением  ИКТ)(Приложение №3)

Раскраски - любимое животное осенью.

Чтение художественной литературы ЕЧарушин «Лесные жители».

Театрализация сказки «Колобок»

Поделки из природного материала «Лесной ёж».

П/игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».

Экспериментальная деятельность «Предметы в воде».

Загадки об сезонных изменениях в природе.

Наблюдение за туманом. (Приложение № 4)

П/игры «Кто быстрее обежит лужи», «Солнышко и дождик». Физкультминутки: «Осень», «Дождь».

Пальчиковая гимнастика:  «Осень», «Вышел дождик погулять», «Осенние листья». (Приложение № 5)

Рисование «Дождик»

Чтение стихов, потешек о сезонных изменениях в природе.

НОД по физической культуре «Осень в лесу»

Подготовка и проведение  праздника «Осень в гости к нам пришла» (Приложение № 6).

Осенняя выставка «Дары осени».

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»,«Учите детей наблюдать» (Приложение № 7)

Познакомить с идеей и обсудить проект

Расширить представление детей об осени и сезонных изменениях.

Развитие речи, внимания, памяти через игры.

Развивать творческие способности нетрадиционным способом рисования, передавать краски осени при помощи смешивания цветов.

Развитие речи, памяти, внимания, умение отвечать на вопросы.

Закрепить знания о грибах, о безопасном поведении в лесу.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, зрительное восприятие.

Развивать воображение, чувства формы, цвета, воспитывать трудолюбие, прививать любовь ко всему живому.

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Закрепить счёт, знания об овощах, фруктах, их форме, величине, цвете, ориентировку в пространстве.

Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью. Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

 развивать память, связную речь, умение слушать друг друга, умение разгадывать загадки о диких животных

Дать представления о качествах различных предметов, помещенных в воду (плавает, тонет, льется, растворяется, меняет форму).

Знакомство детей с осенним явлением: туман.

Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.

Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.

Учить детей изображать дождик, используя приём «примакивания», развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа.

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой через нетрадиционные формы.

Продолжать расширять представление детей о сезонных изменениях в природе.

Развитие творческих способностей через продуктивную и театрализованную деятельность.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Результаты проектной деятельности.

Данный проект позволил привлечь внимание дошкольников и родителей к окружающему миру и сезонным явлениям природы. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление  проникнуть  за  пределы  увиденного,  узнать  неведомое.  Поспособствовало накапливанию  у  детей  конкрето-образных  представлений  об  окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их  сознания,  обогащения,  приведения  в  систему,  раскрытия  причин  и  взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром  нашей местности особенностями наступления осени в нашей станице. Работа по проекту

помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках .

Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр -инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили  возможность  почувствовать  себя  свободными,  раскрепощенными,  обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы  увидели, что дети с большим интересом включаются в различные  виды  деятельности,  могут  самостоятельно  решать  проблемные  задачи, проявляют  чувство  ответственности  за  природу,  себя  и  других.  

Удалось достичь хороших результатов взаимодействия педагог – родитель. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Реализуя  проект, ставилась цель  -сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить  её  яркими  впечатлениями,  интересными  делами,  радостью  творчества.  Мыдумаем, что нам это удалось.

Презентация и защита проекта.

Представление материалов на выставку в методический кабинет детского сада № 14 «Колосок».

Перспектива на будущее

Разработать и реализовать проект «Природа весной»

Взять за основу модель взаимодействия педагог – дети – родители.

Используемая литература:

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г 

2. Гербова  В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.:Мозаика-Синтез,2010.- 80с.

3. Колдина  Д.Н. Рисование с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010.

4. Колдина  Д.Н. Аппликация с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010.

5. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство - Оникс, 2011. - 336с.

6. Комарова Т. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», Мозаика-Синтез.2014г. 

7. Николаева С. Н. «Юный эколог»,  Москва, «Мозаика Синтез», 2006г.

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Мозаика- Синтез, 2014.

9. ТеплюкС. Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2–4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.

10. Материалы сайтов:  maam.ru,  nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник для детей средней группы "Здравствуй, осень золотая!".

Цель:Закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в природе; поддерживать эмоционально - положительный настрой....

Проект для средней группы "Здравствуй, осень золотая!"

Цель для педагога: создать условия способствующие освоению детьми новой информации по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».Задачи для воспитателя:1. Подобрать иллюстрации с пейзажами ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская) с детьми средней группы На тему:«Домик для Гном Гномыча»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности(познавательно-исследовательская)с детьми средней группы   На тему:«Домик для Гном Гномыча»...

Проект Средней группы «Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!».

Проект по теме: «Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!».Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети средней групп...

Сценарий осеннего праздника для младшей и средней групп "Здравствуй, осень!"

Сценарий весёлого осеннего праздника по мотивам русской народной сказки "Теремок"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе. "Здравствуй, осень золотая"

Материал предназначен расширить представление детей о характерных признаках осени, уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень», развивает у дошкольников воображение, мыслит...